Союзное государство — государство-призрак?

Союзное государство Беларуси и России появилось не стразу. Поиски различных форм интеграции между Россией и Беларусью начались почти сразу после распада СССР. Сначала был Договор об образовании сообщества двух стран, в 1996 году подписали договор о Парламентском Собрании. Годом позже, 2 апреля 1997 года, был подписан договор о Союзе Беларуси и России. В честь этого события установили праздник — День единения народов двух стран.

В дальнейшем новый Союз обрастал разнообразными исполнительными органами и совместными программами. Что удалось за 20 лет и какие проблемы на современном этапе встают перед нашими странами? Каковы перспективы интеграции двух стран?

История российско-белорусской интеграции началась 2 апреля 1996 года, когда президент РФ Б.Н. Ельцин и президент РБ А.Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, декларирующий готовность образовать глубоко интегрированное политически и экономически сообщество двух государств.

2 апреля 1997 года российский и белорусский президенты подписали Договор о Союзе России и Беларуси, а 23 мая 1997 года — Устав Союза.

В статье 3 Устава отмечалось, что

«перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств — участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из конституций государств — участников Союза и общепризнанных принципов и норм международного права».

8 декабря 1999 года был подписан, а 26 января 2000 года вступил в силу действующий по сей день Договор о создании Союзного государства, в котором отмечается, что Союзное государство

«знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство».

6 июля 2010 года на территории России, Беларуси и Казахстана начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза, это положило начало активным интеграционным процессам на евразийском пространстве, приведшим к созданию в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который на сегодняшний день входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Таким образом, интеграция России и Беларуси сегодня имеет два уровня — союзный и евразийский. В этой связи встаёт вопрос о соотношении указанных уровней интеграции и перспективах каждого из них.

При этом необходимо чёткое понимание терминов — Союзное государство, Союз государств и как они юридически закреплены, а также каковы плюсы и минусы трактовок этих терминов и данной интеграции.

Союзное государство — в прицеле критики

С самого начала новый союз России и Беларуси подвергался ожесточённым атакам. Уже 2 апреля 1996 года националистическая оппозиция организовала в Минске массовую демонстрацию против объединения с Россией, переросшую в столкновения с милицией. Сегодня Союзное государство ― снова в прицеле критики.

Накануне юбилея в 2016 году на центральном канале белорусского телевидения в ток-шоу «Дело принципа» обсуждали итоги и перспективы Союзного государства.

В Беларуси сегодня ― «оттепель», и на государственные каналы охотно приглашают представителей оппозиции и прозападного сообщества. Последних на ток-шоу Вадима Гигина представлял журналист Артем Шрайбман. По его мнению, проблемы Беларуси заключаются в её тесной привязке к экономике России, которая «является тонущим «Титаником»», а дружить надо с богатыми ― США и ЕС.

Большинство участников передачи это мнение оспорило. На что Шрайбман, воспитанник Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) и убеждённый приверженец НАТО, заметил: в данном вопросе он вовсе не является радикалом. Но его мнение лишь совпадает с точкой зрения белорусского МИДа о необходимости диверсифицировать внешнеэкономические связи РБ так, чтобы треть товарооборота приходилась на РФ, треть ― на ЕС, и ещё одна третья часть ― на третьи страны. Что-либо возразить на это официальные сторонники Союзного государства просто не смогли.

Дело в том, что до последнего времени приверженность западному вектору являлась уделом исключительно националистической и либеральной частей белорусской оппозиции. А сегодня мощное проевропейское лобби сложилось в высших органах власти, включая МИД и советников белорусского президента. Сближение с ЕС и США диктуют прежде всего интересы белорусской бизнес-«элиты».

СЫМИТИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

В 2016 году в ЕС было принято решение об увеличении почти вдвое денежной помощи для Беларуси ― до 29 млн евро. Европейские гранты стали выделяться как государственным структурам, так и связанным с ними общественным организациям. Свою «долю пирога» получили и оппозиционные НГО. Аналогичная картина наблюдается и на 2017 год.

А что же Союзное государство России и Беларуси? Каковы итоги его существования? Сегодня растёт критика Союзного государства не только «справа» ― со стороны «западников», но и от тех, кто считает, что настоящей интеграции в рамках этого объединения не происходит.

В минувшем году товарооборот в рамках Союзного государства упал на 27% (его бюджет при этом сокращён не был).

При этом трудно отрицать, что и исполнительные, и законодательные органы Союзного государства являются номинальными. О делегировании им властных полномочий и права принятия обязательных решений сегодня речь не идёт.

В рамках союзных проектов развиваются прежде всего культурное и информационное сотрудничество, отдельные научные и экономические программы. Однако планка притязаний тут не так высока ― на пресс-конференции, посвящённой 20-летию Союзного государства, в числе наиболее амбициозных проектов были названы программы по выращиванию картофеля, топинамбура и переработке отходов льна. Причём изо льна предполагается делать порох. Наряду с этим ведутся работы и по разработке тепловизоров, мини-спутников, лекарств, композитных материалов.

Но в целом задачи в рамках Союзного государства ставятся неглобальные ― государственный секретарь Григорий Рапота назвал его основной задачей

«создание максимально комфортных условий для совместной работы, а также по возможности наилучших условий для пребывания граждан Беларуси на территории России и россиян в Беларуси».

Союзное государство на сегодняшний день ― даже не конфедерация государств. Союзное государство — это скорее ещё одно СНГ внутри СНГ, чем частичная реинкарнация Советского Союза. Степень общей интеграции в ЕАЭС и Таможенный союз будет, наверное, гораздо выше. Ведь там речь идёт о конкретных экономических процессах и финансовых потоках.

Одним из самых неоспоримых достижений проекта «Союзное государство» является существенное правовое выравнивание граждан РБ и России. Это облегчает трудоустройство, взаимный отдых и лечение белорусов и россиян. Конечно, более всего этому бывают рады белорусские гастарбайтеры, но и немалое число жителей России сегодня любят отдыхать в белорусских санаториях и пансионатах. В РФ учатся 17 тысяч белорусских студентов, в вузах РБ ― тысяча россиян.

Но не слишком ли это мало для столь громко заявленного государственного объединения?

Потенциал единства — основа интеграции

Нельзя не признать, что Союзное государство сегодня является символичным и символическим. Однако в сегодняшних условиях любое единство следует беречь. Если раньше вторжению колонизаторов предшествовали миссионеры, то сегодня ворота «Правому сектору», ДАИШ (эти организации запрещены на территории России) и грабительским «ассоциациям» открывают интернет-ресурсы и телеканалы.

Единое информационное пространство ― важное достижение Союзного государства. Правда, здесь ещё есть над чем работать. Чем берут сегодня белорусского читателя оппозиционные и «независимые» СМИ, финансируемые Западом? Острой критикой властей, особенно их политики социального урезания (по иронии судьбы, продиктованной теми самыми западными центрами и МВФ). Взвешенное, объективное, но правдивое освещение ситуации в РБ было бы очень полезно и для российских, и для «союзных» СМИ, рассказывающих о Беларуси.

Сколь бы ни были формальными «политические» структуры Союзного государства, определенная работоспособность его экономической составляющей несомненна. Именно она стала палочкой-выручалочкой для бывшего единого комплекса советской плановой экономики Республики Беларусь, вдребезги разбитой «рыночными» реформами 90-х, что наглядно демонстрирует статистика.

Экономическая многовекторность Беларуси: миф или реальность?

Беларусь как всякое небольшое государство (площадь — 207,5 тыс. кв. км; население — 9,5 млн. человек) имеет узкий внутренний рынок. Это означает необходимость активных действий на внешних рынках, торговли с другими странами.

Республика Беларусь образовалась на развалинах Советского Союза, но складывавшиеся десятилетиями экономические отношения Белорусской ССР с другими союзными республиками (прежде всего, с РСФСР) не были в одночасье разорваны. Поставки сырья, продовольственных товаров, машинно-технической продукции продолжались. Сохранялись кооперационные связи между предприятиями промышленности, особенно машиностроения. Сборка некоторых конечных изделий промышленности осуществлялась по-прежнему в Беларуси; в других случаях белорусские предприятия поставляли узлы, комплектующие (например, электродвигателей и дизельных двигателей) на предприятия конечной сборки в соседние государства (преимущественно в РФ и Украину).

Конечно, стихия рыночных отношений разрушала налаженные десятилетиями производственные и торговые связи, но до конца они разрушены не были. По-прежнему основным торгово-экономическим партнёром Беларуси остаётся Россия.

Выдвинутое президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 3 февраля «жёсткое требование» строить белорусскую внешнюю политику «как многовекторную» актуализирует вопрос о том, насколько «многовекторны» внешнеэкономические связи Беларуси сегодня и что тут может измениться.

Надо сказать, степень интегрированности Беларуси в международные экономические отношения чрезвычайно высока. Благосостояние народа в Республике Беларусь больше зависит от внешнего, чем внутреннего рынка. РБ в сравнении с другими странами СНГ имеет самый высокий показатель экспортной зависимости экономики. Отношение экспорта к ВВП у Беларуси с начала 2000-х годов устойчиво превышало 50% (табл. 1). Даже у Украины этот показатель ниже.

Таблица 1. Уровень экспортной зависимости Республики Беларусь и других стран СНГ (экспорт товаров и услуг к ВВП, %).

2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Азербайджан 61.5 53.4 56.2 53.4 48.8 43.3 37.8
Армения 29.8 23.9 27 27.5 28.4 28.5 29.7
Беларусь 58 53.2 79.1 81.7 60.5 57.1 59.7
Казахстан 53.2 44.2 44.7 42.5 37.3 38.2 28.7
Кыргызстан 38.5 49.6 50.5 44.2 42.3 36 37.3
Молдова, Республика 44.6 33.7 39.1 37.2 38 36.7 37.9
Российская Федерация 35.2 29 28.2 27.2 26.5 27.7 29.7
Таджикистан 54.2 15.7 17.8 21.5 13.7 9.1 10.5
Украина 49.5 48.1 51.3 49.2 45.1 49.6 52.7

http://www.fondsk.ru/news/2017/02/12/ekonomicheskaya-mnogovektornost-hochet-li-belarus-pojti-putem-ukrainy-43540.html Источник: Беларусь и страны мира, 2016. Статистический сборник.

Зависимость Беларуси от импорта также была и остается крайне высокой, превышая 50% ВВП (табл. 2).

Таблица 2. Уровень импортной зависимости Республики Беларусь и других стран СНГ (импорт товаров и услуг к ВВП, %).

2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Азербайджан 51.4 19.3 23.8 25.3 26.5 26.2 34.8
Армения 45.7 49 48.5 48.3 48.2 47 41.3
Беларусь 56.9 66.8 81.2 77.3 63.7 57.7 59.5
Казахстан 44.6 29.9 25.6 28.5 25.9 24.7
Кыргызстан 56.7 78.9 79.1 98.2 91.7 86.4 70.3
Молдова, Республика 85.1 72.3 79.3 77.8 75.5 73.5 67.6
Российская Федерация 21.5 21 20.2 20.5 21.1 21.1 21.2
Таджикистан 72.8 59.6 65 69.1 63.4 44.9 42.3
Украина 48.7 51 57.5 57.4 53.7 53.1 54.6

Источник: Беларусь и страны мира, 2016. Статистический сборник. http://www.fondsk.ru/news/2017/02/12/ekonomicheskaya-mnogovektornost-hochet-li-belarus-pojti-putem-ukrainy-43540.html

РБ является чистым импортёром капитала. Зарубежные активы РБ на 1 января 2016 года составили 13.549,5 млн. долл., а обязательства РБ перед иностранными инвесторами — 54.541,4 млн. долл. Таким образом, чистая международная инвестиционная позиция РБ была отрицательной и равнялась примерно 41 млрд. долл. Справедливости ради следует сказать, что у всех стран СНГ чистая международная инвестиционная позиция (ЧМИП) является отрицательной, все они оказываются чистыми импортёрами капитала. Например, у Украины на 1 января 2016 года ЧМИП была равна минус 52,3 млрд. долл., у Казахстана — минус 41,9 млрд. долл. Исключение — Россия, которая является чистым экспортёром капитала.

Следует также отметить, что заметная часть зарубежных активов Российской Федерации — инвестиции в экономику РБ. Значительную часть дефицита текущих операций Беларусь закрывает благодаря капиталам российского происхождения в виде кредитов, займов и прямых инвестиций. Ниже (табл. 3) приведена статистика притока в РБ иностранного капитала в виде прямых инвестиций.

Таблица 3. Прямые инвестиции зарубежных стран в экономику Республики Беларусь (млн. долл.)

2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего 5.569 13.248 10.358 11.083 10.169 7.241
Из РФ 5.055 7.206 5.035 5.816 5.115 3.265
Доля РФ в общем объеме прямых иностранных инвестиций, % 90.8 54.4 48.6 52.5 50.3 45.1

Источник: Беларусь и страны мира, 2016. Статистический сборник. http://www.fondsk.ru/news/2017/02/12/ekonomicheskaya-mnogovektornost-hochet-li-belarus-pojti-putem-ukrainy-43540.html

Всего за шестилетний период 2010 — 2015 годы суммарный объём прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику составил 57,7 млрд. долл., в том числе из Российской Федерации — 31,5 млрд. долл. То есть в среднем доля России в общем объёме прямых иностранных инвестиций превышала половину. Следующими за Россией по величине экспорта прямых инвестиций в Беларусь в 2015 году были следующие страны (млн. долл.): Великобритания — 2.192 (!); Кипр — 649; Польша — 191; Литва — 140; Украина — 89; Китай — 77; Германия — 76; Австрия — 72; США — 55.

О позициях российского капитала в экономике Беларуси свидетельствуют также следующие данные. На 1 января 2016 года число действовавших в Беларуси компаний, принадлежавших зарубежным инвесторам, составило 3007. Из них российскому капиталу принадлежало 1026 компаний (более 1/3).

Ответ на вопрос об экономической «многовекторности» Беларуси мы уже имеем: на сегодняшний день её нет. Попыток диверсифицировать географию внешнеэкономических связей РБ предпринималось много, но для этого нужна сильная, конкурентоспособная экономика. Её на сегодняшний день в Беларуси, увы, тоже нет. Доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте РБ в 2015 году составила 1,8%; в экспорте промышленной продукции — 5,2%. Значение второго показателя несколько возросло с начала 2000-х годов, но и на сегодняшний день оно ниже, чем у Российской Федерации, Казахстана и даже Украины, не говоря уже о странах Запада. Весьма скромен также белорусский экспорт услуг, связанных с использованием высоких технологий: его доля в общем экспорте услуг Беларуси в 2015 году составила 15,1%. Это значительно ниже, чем в Российской Федерации — 32,0%; Украине — 31,6%; Молдове — 25,4%. А в таких странах, как Финляндия, Индия, Бразилия, Ирландия доля услуг информационно-коммуникационного характера в экспорте услуг составляет половину или даже больше.

Велись и продолжаются вестись переговоры Беларуси и с Европейским союзом, с Международным валютным фондом, с Китаем и другими субъектами международных экономических отношений, но своих рынков никто открывать не собирается, кредитов и займов под низкие проценты и без жёстких политических условий также никто не предлагает.

А Россия в течение четверти века была и остаётся главнейшим партнёром Беларуси. И данное сотрудничество между государствами осуществляется в большей степени на основании двусторонних отношений, а не в рамках Союзного государства, поскольку имеют место юридические пробелы и проблемы союзного строительства.

Проблемы союзного строительства

За эти году совместной деятельности двух государств отмечены как плюсы, особенно в социальной сфере, так и очевидные минусы. Отметим только некоторые из них.

  1. Союзное государство не может называться государством, поскольку в Конституции России и Беларуси нет упоминания о данной структуре, поэтому его целесообразно называть — Союз, выстраивающий отношения на основании договоров и соглашений. А ведь национальные Конституции — основные законы государств, и без упоминания там самого факта существования Союзного государства любые союзные соглашения являются второстепенными по отношении к национальным.
  2. Решение вопросов собственности Союзного государства. Это непростая юридическая задача. Есть свой бюджет, хотя и небольшой, и значительная часть этого бюджета тратится на реализацию программ Союзного государства. В результате возникает новый продукт — научный, технологический, интеллектуальный и т.д. Как этим продуктом распоряжаться? Если он создан на бюджетные средства Союзного государства, кому он должен принадлежать? Казалось бы, простая вещь, но в той юридической конструкции, в которой существует и Россия, и Беларусь, когда строительство Союзного государства не завершено, но продукты уже создаются, неизбежен вопрос, как рационально ими распорядиться. Над решением этой непростой юридической задачи работают соответствующие структуры Союза. И в данном случае, мы считаем, что было бы полезно обратиться к неавторской культуре, сделав достижения общим достоянием.
  1. Низкая информированность общества. Отсутствие должной информации как в России, так и в Беларуси о деятельности Союза, о совместных программах, исполнении союзного бюджета ( который формируется следующим образом: 65% — РФ, 35 % — РБ), на что направлены средства, создаёт неправильную картину о целях и задачах Союза. Так, одним из наиболее крупных союзных мероприятий в области культуры является «Славянский базар в Витебске», Союзное государство участвует в его финансировании с 1998 года, но общество об этом информируется мало, поэтому в СМИ он преподносится как чисто белорусский бренд, хотя это далеко не так.

Всего за 1998 — 2011 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России почти 60 млрд. российских рублей. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности.

  1. Отсутствие Конституционного акта данного Союзного государства, как основополагающего документа для любого государства.
  2. Неформальный статус Союза. Отличительной особенностью Союза Беларуси и России от других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ, является то, что Союзное государство не имеет подтверждённого международно-правового статуса, в отличие, например, от того же ЕврАзЭС. Кроме того, решения межгосударственных союзных органов власти не носят обязательного характера для исполнения на национальном уровне.
  3. Неопределенность целей и вектора программ. Союзные программы должны быть направлены в основном на создание и развитие передовых направлений науки, техники и технологии.
  4. Ведь нет теории вопроса, что такое союзное государство. А если нет теории, нет проекта этого союзного государства, то мы и строим непонятно что. И строим ли мы вообще, или только бросаем лозунги…
  5. Каждый понимает правила по-своему. Для чего есть правительство, союзное вече, различные органы Союзного государства? Для чего тогда они сидят и что делают, если возникают такие трения? И эти трения иногда даже переходят в политический конфликт, как сейчас с границей.

Если обобщить ряд проблем, которые останавливают многие интеграционные процессы, то к таковым относятся:

  • политические аспекты;
  • экономические аспекты;
  • военные аспекты.

В целом, нужно сказать, что многолетний опыт строительства Союза двух государств показывает необходимость продолжения интеграционных процессов, которые объективно обусловлены экономическими, социальными, куль­турными, военными интересами как Республики Беларусь, так и Рос­сийской Федерации, но на другом, более совершенном уровне.

Пересмотр модели Союза России и Беларуси — назрел

Приходится констатировать, что модель, заложенная более 20 лет назад при создании Союзного государства, себя исчерпала. В середине 90-х прагматический интерес обеих сторон был понятен. Республике Беларусь требовалась экономическая поддержка молодой и ещё очень неустойчивой государственности, и иного крупного источника, кроме России, не было. Российской Федерации хотелось ответить на запрос общества, переживавшего крах единой страны, и продемонстрировать, что реинтеграция на новых условиях реальна и возможна. К тому же на фоне повального стремления всех «на Запад» желание Минска укреплять связи с «Востоком» производило на Москву огромное впечатление.

Сейчас можно по-разному оценивать искренность тогдашних высказываний относительно интеграции вплоть до полного объединения (отсюда и понятие Союзного государства), скорее всего, по-настоящему, такой перспективы не существовало.

Отказ от государственного суверенитета, тем более только что и впервые в истории обретённого, большая историческая ответственность, и едва ли могли найтись аргументы, которые заставили бы Президента Беларуси на это пойти.

Однако инерция восприятия, заданная самим понятием общего государства, сохранилась надолго. В конечном итоге, именно Союзное государство стало той основой, на которой в дальнейшем появился Таможенный союз и была запущена евразийская интеграция.

Важная перемена последнего периода — активная фаза западной экспансии на постсоветском пространстве — завершилась. Украинский кризис, а также изменения политического ландшафта в самих западных странах привели к тому, что Запад начал не справляться с переработкой «под себя» постсоветских государств. Процесс приведения государств к криптоколониальному режиму функционирования захлебнулся. С одной стороны, Россия продемонстрировала, сколь велики риски для инициаторов такой экспансии. С другой — стало просто не до того по внутренним причинам. Это не означает прекращения конкуренции за «европейскую периферию». Думается, поддержка со стороны ЕС белорусской оппозиции продолжится и дальше. Достаточно посмотреть, сколько инвестиций вложила в Беларусь Великобритания (после Таблицы 3), чтобы ясно увидеть такой потенциал — любой инвестор хочет отбить свои вложения, но интенсивность «информационного напора», конечно, уже совсем иная.

Как бы ни оценивать то, что было, модель «экономические преференции в обмен на геополитическую лояльность» уже не отражает сложившейся ситуации. И это касается не российско-белорусских отношений как таковых, а всего международного контекста. Наступает время, как уже начинают писать некоторые комментаторы, «нового меркантилизма». В виде лозунга это уже сформулировал Дональд Трамп, провозгласивший «Америка прежде всего», а поскольку тон в мировой политике по-прежнему задают США, скорее всего эта фраза скоро начнёт звучать и с другими названиями стран, хотя первый вброс идеи многополярности сделала Россия, в лице Владимира Путина, выступившего с уже ставшей исторической речью в Мюнхене в 2007 году (об этом см. http://inance.ru/2017/02/munchen-putin/)

Иными словами, собственный интерес, причём в гораздо более прикладном и конкретном смысле, чем раньше, замещает прежние построения, делая мир и отношения более сложными, требующими совсем другого уровня управленческой грамотности. Желание платить живые деньги за умозрительные ресурсы (статусные, военно-политические), покупать отказ от «ухода налево» не то что пропадает вовсе (понятно, что полный перевод союзников на торгово-закупочный формат недальновидно и ошибочно), но становится всё более умеренным. На первое место будет выходить информация и более важным будет мировоззренческая интеграция: «мы вместе, потому что ты видишь мир как я», — и связанная с ней методологическая интеграция: «давай решать проблемы вместе, если нам близки одни и те же методы решения». От отношений ждут более предметной отдачи, и эта тенденция, похоже, будет распространяться.

Применительно к России и Беларуси это означает, что нужен серьезный анализ сложившихся практик и их пересмотр. На фоне формирования, пусть пока медленного и недостаточно концептуально осмысленного, нового евразийского пространства как центра развития и влияния, необходимо провести, как любят говорить дипломаты, инвентаризацию имеющихся возможностей. И речь должна идти пока об экономических возможностях, ведь суть возникающей Евразии — это прорыв в инфраструктурной и транспортно-логистической сфере на пространстве от Тихого до Атлантического океана, однако, следует понимать, что более важным является поиск общих методов решения проблем, в том числе экономических, а он наиболее эффективен при мировоззренческом взаимопонимании.

Инициированный Россией проект ЕАЭС, китайские инициативы по движению на Запад, в Европу, активизация разговоров о коридоре Север — Юг — всё это новые обстоятельства. Российско-белорусская кооперация должна ориентироваться на это, а не на уходящий в прошлое диспуты про то, где проходит граница «настоящей Европы» и куда относится западная оконечность бывшего СССР. Судьба Украины и Молдавии демонстрирует (к счастью, в разной степени), к чему приводит бесплодный «выбор» между Россией и Европой, который якобы делали все эти годы «промежуточные государства». И эта единственная монета, которую будут пытаться разыграть западные «партнёры», чтобы продлить хоть чуть-чуть своё уже былое господство.

Послесловие

Политологи и эксперты называют сложившуюся в отношениях Москвы и Минска ситуацию «испытанием Союзного государства на прочность» и не исключают, что она выльется в «создание некоей новой формы Союзного государства, поскольку ясно, что в своей старой форме оно больше не работает».

«Именно в форме интеграции двух стран-соседей и лежит корень нынешних проблем Союзного государства»,

—  соглашается Владимир Жарихин из Института стран СНГ. По его мнению, ни с политической, ни с технической точки зрения невозможно создать наднациональный орган с таким соотношением численности населения, размеров и уровней ВВП, как у России и Беларуси.

«Представительство в этом органе по принципу «одна страна — один голос» неприемлемо для России. А любая пропорциональность делает Беларусь безвластной, — указывает эксперт. — В этом плане проще и разумнее было бы заключить договор о союзе двух государств, а не о Союзном государстве».

Но есть у Союзного государства (а более правильно говорить — у Союза двух государств) и особая миссия.

Сохранение духовного, исторического единства народов России и Беларуси ― важнейшая задача на сегодняшний день. Именно наше общее прошлое сегодня первым ставится под удар. А более всего ― советский период нашей истории. И те, кто сегодня в Беларуси призывают по примеру Украины снести памятники Ленину и переименовать улицы, прекрасно знают, что этим они разрушают наше мировоззренческое единство ― прошлое и настоящее. И самое главное ― будущее. Уничтожают таким образом поле возможностей будущего, потенциал общего развития.

Чтобы Союз государств действительно состоялся и обрёл реальные очертания, одних только экономических и гуманитарных программ, построенных по формальному принципу, совершенно недостаточно. Необходимо не только оставить в прошлом троцкистский взгляд на национальную политику, но и вести последовательную и кропотливую работу по восстановлению и упрочению культурного мировоззренческого единства всех ветвей многонационального русского народа. И именно это будет залогом того, что в XXI веке многонациональная русская культура будет ведущей глобальной цивилизационной общностью.

Для решения всех этих вопросов чрезвычайно важно проявление дальновидности и политической воли национальных «элит», глав государств, общественности в целом. Куда идти, в общем-то, ясно, но КАК именно идти — к сожалению, всё это пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Пока нельзя сказать, что мы концептуально (именно концепция отвечает на вопрос: КАК?) определились.

Руководители России и Беларуси очень разные политики, однако их объединяет одно качество — способность прагматически воспринять перемены и использовать их в своих интересах. Пора проявить это качество снова.

http://inance.ru

МАТЕРИАЛЫ:

Российско-белорусские отношения http://tass.ru/info/3996251
Союзное государство: что это такое http://fb.ru/article/270432/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belorussii—chto-eto-takoe
О ходе строительства Союзного государства http://fsc.bsu.by/wp-content/uploads/2015/12/2-aprelya-Den-edineniya-narodov-Belarusi-i-Rossii.pdf
Экономическая многовекторность: хочет ли Беларусь пойти путем Украины? http://www.fondsk.ru/news/2017/02/12/ekonomicheskaya-mnogovektornost-hochet-li-belarus-pojti-putem-ukrainy-43540.html
О перспективах Союзного государства http://www.inomnenie.ru/debate/21704/
Союзное государство http://studopedia.su/20_44323_soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belarusi.html
Минский флюгер https://www.business-gazeta.ru/blog/336336
Модель СГ себя исчерпала https://rg.ru/2017/02/07/fedor-lukianov-model-soiuznogo-gosudarstva-za-20-let-sebia-ischerpala.html
Россия и Белоруссия: конец дружбе? http://www.pravda.ru/world/11-02-2017/1324142-ivashov-0/
Государство на бумаге http://rusplt.ru/society/gosudarstvo-na-bumage-23010.html

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: