Что потеряла наша страна в ходе церковного раскола? О старообрядчестве в России и его роли в экономике Никита Кричевский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире «Вестей ФМ» с профессором МПГУ, доктором исторических наук Александром Пыжиковым.
ПЫЖИКОВ: Если мы говорим о поиске, о потребности в новой государственной платформе, то одним из важных составляющих элементов этой платформы, вне всякого сомнения, должно быть то, что мы называем староверие. Староверие – это действительно религиозное течение (мы просто сейчас в более светских терминах говорим), которое выражает ментальность коренного населения, ментальность русского народа. Это очень важно!
КОРНЕЕВСКИЙ: Но уже столько лет прошло с тех пор, Александр Владимирович! Как же эта ментальность осталась?
ПЫЖИКОВ: А я считаю, что то, что мы называем «генами» в отношении отдельного человека – это еще в большей степени действует в смысле общественном. Вот эта общественная ментальность, генная составляющая…
КРИЧЕВСКИЙ: Александр Владимирович, вы перескакиваете на следствие. Давайте о первопричинах! Давайте вообще о том, что произошло!
ПЫЖИКОВ: Очень просто! Фактически во второй половине XVII века, если уйти от религиозной тематики, которая не близка большинству слушателей, произошел слом нормального, здорового пути российского государства. Слом насильственный. И почему этот слом произошел – потому что его произвела определенная группа людей, которая пыталась внедриться сюда уже не первое десятилетие, до второй половины XVII, и превратить Россию в обширную колонию.
КРИЧЕВСКИЙ: Какие-то иностранцы были?
ПЫЖИКОВ: Речь Посполитая – нельзя признать их своими, всех, кто туда входил, особенно на тот момент. Здесь ничего оригинального нет, на самом деле!
КРИЧЕВСКИЙ: То есть католики взяли и насадили…
ПЫЖИКОВ: Прокатолическая часть, я не говорю, что католики впрямую, что папа римский возглавлял…
КРИЧЕВСКИЙ: Александр Владимирович, не уходите в национализм. Патриарх Никон (Никита Минин) был наполовину мордвин. И вышел он из Нижегородской области.
ПЫЖИКОВ: Нет, это мне постоянно говорят! Это абсолютно неважно! А Аким Савелов – тоже уроженец Подмосковья.
КРИЧЕВСКИЙ: Давайте так: были изменены несколько основополагающих церковных канонов.
ПЫЖИКОВ: Вот эти церковная реформа стала следствием вот этого перелома.
КРИЧЕВСКИЙ: Три основных «сюжета» церковной реформы!
ПЫЖИКОВ: Я не буду углубляться в терминологию церковную.
КРИЧЕВСКИЙ: Крестились двоеперстно, теперь – троеперстно…
ПЫЖИКОВ: Но теперь на это всегда говорят: «Ну какая разница?!». Для современного человека это не несет большой нагрузки, это очевидно. Вот, Сергей Андреевич соглашается активно.
КОРНЕЕВСКИЙ: Я соглашаюсь, но, в то же время, это только элемент.
КРИЧЕВСКИЙ: Еще что?
ПЫЖИКОВ: За этим, на самом деле, стояла идентификация «свой – чужой».
КРИЧЕВСКИЙ: Не туда! Мы же говорим не о том, что нам поляки нагадили в XVII веке. Мы говорим о том, что это было? И почему мы потеряли в ходе гонений старообрядцев в конце XVII – начале XVIII веков до 20 процентов нашего населения, русского населения! Мы говорим о том, что люди бежали от этих реформ, бежали на север, бежали по рекам на Урал…
ПЫЖИКОВ: Как бегут от захватчиков!
КРИЧЕВСКИЙ: Бежали в Сибирь, и уходили еще дальше! А когда появилась возможность уйти в Южную Америку, они ушли и туда. Почему это произошло?
ПЫЖИКОВ: Да потому что люди не хотели соприкасаться с той элитой, которая освящена была вот этой религиозной реформой. Религиозная реформа была проведена с целью освятить эту элиту, что она правильная.