Кризис – он цивилизационный

«Если не обратитесь и не будете, как дети,

не войдёте в Царство Небесное»

(Мф. 18:3)

«В Рай не попадете, если не станете Коллективным Разумом»

Мир развивается, проходя через кризисы. Текущий кризис – мировой, системный. Будут изменены фундаментальные основания бытия человечества, вплоть до свершения антропологического переворота на основе NBIC-технологий[1] — изменения природы человека и его способности воспринимать и изменять (не)видимы миры.

Укрупненно структуру текущего кризиса можно выразить через связку 3-х пар: цивилизационная и иные составляющие кризиса и общества; уходящие изаходящие тенденции; заданность развития универсалиями и предреченным Свыше. Все остальное можно отнести на фактор случайности — бифуркацию, «черных лебедей» и «странных драконов»[2]. Работая с этими парами, цивилизационный инжиниринг должен ответить на современные вызовы развития – предложить новую модель цивилизации, новую модель общежития и зонтичные проекты развития человечества (рис.1):

Укрупненная структура современного кризиса

Исходя из ограничений статьи, остановимся лишь на одном моменте и тезисе – выход из кризисе невозможен, если не произойдет обновление на уровне цивилизаций. И, опять-таки, неразвернуто, выделим в нем только один пункт –необходимость перестроения цивилизаций на новых субъектностях XXI века.

Цивилизация – это самая обобщенная, фундаментальная основа и форма существования и развития социума. Ее определяют: устойчивый набор ценностей на стыке божественного и человеческого, конкретная система их практикования – способ жизни общества нацеленный на перспективу, устойчивость существования цивилизации на отрезке не менее чем 500-600 и более лет, ее надстроечный характер над нацией и государством, предзаданная комбинация людских архетипов/ментальности на ее территории. Это значит, что если меняются ценности и/или система их практикования, то происходит переход к иной цивилизации.

Тогда какие ключевые изменений в ценностях и системе их практикования грядут? И как тогда будет называться новая цивилизация?

В самой общей форме ответ таков. Ценности задают меру приближения человека в своем могуществек Богу (своему образу и подобию) и выполняют регулятивную функцию достижения и удержания целостности общества, гармонизации с процессами Эволюции. Следовательно, позитивным трендом и выходом из кризиса будет еще большее приобретение человечеством качеств Бога и развитие своей связности/целостности, следуя потоку Эволюции.

Поток же Эволюции ведет к усложнению и все большей подвижности на принципах ризомы/грибницы – сетевой самоорганизации на основе кодов/смыслов[3]. Тем самым человечество от механически и кибернетически подобных систем переходит к системам ризомно подобным. В результате создается ситуация творящего хаоса и ризомного способа управления им. Теперь хаосом/ризомным становится абсолютно все –реальность, способ восприятия мира, коммуникаций, генерация смыслов (истин), субъектности и их ассоциации (общины, полисы, государства, цивилизации, человечество в целом), способы их социальной практики (политики, экономики, образования, корпоративного управления и т.д.).

Сегодня все говорят об информатизации и роботизации, но верно говорить о более сильном тренде на этой основе – переходе к организмическим принципам, более конкретно – ризомным и коллективного разума. В результате технической и информационной сингулярности противопоставляется человеческая сингулярность — когнитивная, коммуникационная, субъектная, организационная. И именно она гарантирует то, что роботы, искусственный интеллект и идеология трансгумманизма не подчинят себе человека. Субъект управления будет более развит, чем объекты управления и техносфера, поэтому он и будет способен устоять над ними.

В когнитивном плане такой переход подготовлен (пост)модерном — философией конструктивизма,ризомы, теорией хаоса и цивилизационной антропологией[4]. Их главная фиксация состоит в следующем. Ничто теперь не является однозначно заданным, все видится и существует постоянно становящимся и изменяющимся («движение все, финиш ничто»). Поэтому акцент переносится с адаптации к изменениям (логика индустриальной эпохи) на ризомное и сингулярное вхождение в поток изменений (логика постиндустриальной эпохи).

В центре человеческой сингулярности – новое: ризомный человек и ризомное человечество как новый тип цивилизации.  Оба они собираются не как индивидуальные и отдельные друг от друга (как сейчас), но всегда и сразу только как единая общность, глобально, с последующей самоорганизацией в сетевые общины. Это – почти фрактальные технологии. В их основе: технологии коллективного разума (создания нового субъекта), цивилизационного инжиниринга (создания новой цивилизации), психоинжиниринга (углубления сознания, перехода на «язык» семиозис, к безинформационным технологиям), а также все время становящийсянабор ценностей. А ризомные подход и технологии как раз и отвечают за их поиск/развитие и соорганизацию вокруг них в масштабе человечества и общин.

На постсоветском пространстве есть только один реальный проект, который полностью соответствует задаче перехода к ризомному управлению хаосом и новому типу цивилизации. Это проект «Простiр Злогоди» («Пространство согласия», С.Жигинас, Украина,сайт https://rizzoma.com) – построения единого коммуникативного, когнитивного и проектно-деятельностного пространства в форме Коллективного Разума наIT-платформеRizzoma. Коммуникационная и когнитивная технологии в проекте – технология 3Dтекста и принципы ризомы: нет фиксированного коллектива – вход и выход свободны всем; нет истины, но есть коллективное видение, в т.ч. состоящие из конфликта интересов и взглядов; нет единого и оптимального решения, но есть согласованное пространство множества решений; нет единогосценария/проекта действий, но есть индивидуальные траектории, согласованные с пространством решений; и т.д. Такой подход полностью соответствует и принципу adhoc – ситуативной самоорганизации «по поводу». Если Википедия является хранилищем уже известных знаний и как бы «правильных», то Коллективный Разум есть способ выработки и хранения всех знаний — известных и новых — под тему и проблему.Сейчас в проекте уже наработаны порядка 100 тем, 4000 вопросов/задач, 50000страницструктурированного текста. Есть опыт реализации научных, общественных и политических проектов на уровне громад (полисов) и подготовки Вече на Майданев 2017 году.

На Западе также вплотную занимаются тематикой ризомы: лаборатория SenseLab (Канада), Институт сингулярности (США) и др.

Самое ценное в проекте Коллективного Разума на ризомных принципах – это невозможность конфликта. Проблема, не решенная за всю историю человечества. Но ее решение стало возможным не просто в силу снятия принципа доминации (научной, религиозной, образовательной, национальной и т.д.), но в силу 100% учета всех точек зрения, раздельной, но сведенной воедино коммуникации вокруг 3D текста, принципа «выиграть – выиграть» на общем пространстве знаний/решений.

Технология Коллективного Разумауже порождает ризомного субъекта (носителя новой цивилизации) и создает возможность выработки новых ценностей путем формирования единого пула мнений по их поводу. И тем самым ситуацию можно было бы отпустить – Коллективный Разум сам определится с ценностями. Но можно отметить следующее.

Либерализм, в целом Запад переживают кризис ценностей и суеверия в безудержный прогресс. Смотри, например, Парижскую декларацию «Европа, в которую мы верим» от 07.10.2017г. Поэтому должны быть интересны новые идеи в этой части. Так, Россия пока не может предложить новые ценности – идея «Русского Мира» больше национально, чем общецивилизационно ориентирована, власть мыслит лишь в тезисах антиамериканизма. Правда, есть идеи группы Веждизма: первая – о прививке Россией духа нестяжательства Китаю для его проекта Нового Шелкового Пути (дораскольное православие), но это является частью чужого цивилизационного проекта[5]; вторая – предложение миру модели общежития «Русский Лад» как принцип (в стадии разработки технологии гармонизации отношений)[6].

В Украине тоже есть свои цивилизационные идеи. Кроме проекта Коллективный Разум – это «Лад» (Т.Бебешко, доведено до юридического и экономического обеспечения)[7], динамические структуры недоминации (Т.Плахтий), сетевые общины (С.Дацюк).В США интересно предложение основателя FacebookМ.Цукерберга перейти к обществу реализации мечт каждого и/или сопринадлежности общему Делу[8], что вполне может стать недостающим замыкающим звеном ктриаде ценностей «свобода – равенство – братство» как гарантия не только социального входа, но и социального выхода, самореализации.

Завершая статью, итожу. Человечество подошло к этапу человеческой сингулярности – в форме Коллективного Разума. Тем самым – к очередному шагу в приобретении могуществ Бога. Пока – в форме коллективного субъекта, ризомного человечества. В этом – суть перемен и новой цивилизации.

Игорь Козырев
https://khazin.ru
Примечания
[1]NBIC – нано, био, информационные и когнитивные технологий в основе 6-го технологического уклада постиндустриальной эпохи.
[2]«Черный лебедь» — неожиданно возникшее поворотное обстоятельство развития ситуации, но которое проистекает из области известного (природа его понятна, но появление неожиданно).  «Странный дракон» отличается от «черного лебедя» неизвестностью своей природы. Проблематику «странного дракона» рассматривает Киевский Клуб Дилетантов, КДК, проект «Конкордия».
[3]Понятие «ризомы» в 1976 году ввел Ж.Делёз.  Понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования
[4]С.Дацюк. Теория перспективы
[5]А.Девятов. Балтийская инициатива о преодолении РФ и КНР угрозы бездуховности и от отрыва от масс
[6]А.Кашанский. Русский лад – путь правд
[7]Т.Бебешко. Власть против Лада
[8]М.Цукерберг. Мир, в котором у каждого есть цель

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: