Внимание: «Дроны» в воздухе!

Автор Владимир Козин, консультант директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент Российской академии естественных наук.

«Трутни», или «жужжалки» – так на русский язык переводится английское «drones» («дроны»), которым часто называют беспилотные летательные аппараты (БПЛА), всё больше заполняют нашу планету. Только в вооружённых силах США их число приближается к 8 тысячам. Совсем недавно ВМС США объявили о планах создания перспективного разведывательно-ударного БПЛА авианосного базирования. Он поступит на вооружение к 2020 году. При минимальном радиусе полёта 600 морских миль (1.111 км) аппарат должен находиться в воздухе 24 часа, при воздушной дозаправке продолжительность полёта должна поддерживаться в радиусе 1.200 морских миль (2.222 км). Боевая нагрузка составит 1.360 кг, а в номенклатуре значатся такие боеприпасы, как УАБ JDAM массой 500 фунтов. Кроме того, ВМС США заняты успешным тестированием прототипа ударного БПЛА Х-47В. Аппарат впервые поднялся в воздух в 2011 году, а 10 июля нынешнего года совершил успешную посадку на палубу авианосца «Джордж Буш». Этот БПЛА малозаметен, а его боевой радиус и продолжительность полёта будут превышать возможности истребителя FA-18.

3201

К сожалению, приходится констатировать, что использование вооружённых «трутней», как это делают порой Соединённые Штаты, вызывает у мирового сообщества всё больше беспокойства. Особую тревогу создают по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, то, что применение «дронов» осуществляется без согласия и зачастую даже без ведома отдельных стран, когда запущенные летательные аппараты тайно пересекают их воздушные границы, незаметно подбираясь к объектам нападения. Причём Соединённые Штаты проводят такие операции в воздушном пространстве даже тех стран, которые относятся к их партнёрам и союзникам. Другими словами, в результате применения «дронов» нарушаются суверенитет, территориальная целостность, а также независимость государств, где эти аппараты используются.

Во-вторых, при заявленном применении дронов против террористов возникает существенный побочный эффект: появляются многочисленные жертвы среди гражданского населения, количество которых намного превосходит «удачные» операции, проведённые с целью ликвидации «террористических элементов». Как заявил в октябре прошлого года пакистанский министр внутренних дел Рахман Малик, в основном жертвами американских «жужжалок» были гражданские лица. По данным газеты «Вашингтон пост», опубликованным в октябре 2012 года, к тому времени в результате применения таких аппаратов в Пакистане было убито около 3 тысяч человек. Через два месяца после появления этой информации неправительственная организация «Бюро журналистских расследований» (Великобритания) и исследовательский институт «Фонд Новая Америка» (США) сообщили уже о более высокой цифре людских потерь. С июня 2004 года по сентябрь 2012 года «дроны» уничтожили только на пакистанской территории до 3.325 человек, в том числе 176 детей. А по словам американского конгрессмена Линдси Грэма (республиканец от шт. Южная Каролина), общее количество жертв среди гражданского населения в тех странах, где применялись американские БПЛА, уже превысило 4.700 человек.

При этом исполнительная и законодательная ветви власти США уклоняются сообщить точное количество людских потерь в результате применения беспилотных летательных аппаратов. Отказывается информировать общественность и ЦРУ, которое занимается отбором целей для применения названных средств и вместе с другими ведомствами контролирует использование «дронов», оснащённых оружием, в различных районах мира. По данным газеты «Вашингтон пост», с целью расширения зоны действия своих БПЛА это ведомство под предлогом противодействия пиратству в районе Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке сооружает базы для размещения «дронов» большой дальности на Аравийском полуострове, в Эфиопии, а также на Сейшельских островах в Индийском океане.
Незадолго до своего ухода в отставку с поста министра обороны США Леон Панетта признал, что американские вооружённые силы не откажутся от применения «дронов», мотивируя своё решение «необходимостью борьбы с терроризмом». Свою готовность и впредь продолжать широко использовать ударные беспилотники в других государствах и одновременно игнорировать значительный список жертв среди мирного населения представители американской администрации цинично оправдывают тем, что лица, которые находятся вблизи от подозреваемых «террористов» во время атак БПЛА, «также являются врагами Соединённых Штатов». Нынешний хозяин Белого дома вообще не признаёт, что применение «дронов» привело к огромному количеству жертв среди гражданского населения.

Не может не обращать на себя внимание и то, что управление «дронами», использующимися для проведения тайных операций, в том числе и в воздушном пространстве иностранного государства, осуществляется с помощью дистанционных средств, которые расположены на весьма удалённом расстоянии, даже на другом континенте. Например, из какого-нибудь оперативного штаба на территории США (скажем, из штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли) или Великобритании (из ВВБ в Уоддингтоне). В этой связи растёт мнение, что военные операторы стран НАТО, корректирующие полёт БПЛА, постепенно превращаются в «бездушных убийц», которые не испытывают никаких угрызений совести, как не испытывают этого люди, играющие в компьютерные «стрелялки», совершая за несколько игр десятки убийств виртуальных противников. Например, на одном из плакатов, с которым около ВВБ в Уоддингтоне в начале июня этого года вышла группа демонстрантов, выступавших против применения «дронов» в отношении мирного населения в Афганистане, было написано: «У каждого афганца есть имя. Война – это не видеоигра».
Учитывая высокую степень озабоченности по данной проблематике, проявляемой мировым сообществом, по указанию Генерального секретаря ООН в начале этого года в рамках Совета по правам человека была создана специальная группа с целью проведения расследования фактов гибели мирного населения в результате использования «дронов» при проведении «контртеррористических операций». Как считает руководитель расследования Бен Эммерсон, «одним из вопросов, которым мы займёмся, будет вопрос о нападениях с воздуха (с использованием «дронов»), которые несут в себе высокую степень риска появления непропорционального количества жертв среди гражданского населения». По его мнению, использование таких аппаратов представляет собой «новый вызов», брошенный общепризнанным нормам международного права.

В свою очередь член палаты представителей американского конгресса республиканец Деннис Кусинич от штата Огайо потребовал от президента Барака Обамы «большей открытости» при использовании БПА в других государствах. По словам законодателя, американская политика использования «дронов» «создаёт опасный юридический прецедент, который возьмут на вооружение другие страны». Аналогичные суждения высказал и его коллега по палате от демократической партии Бобби Скотт (штат Вирджиния).

В июле текущего года комитет парламента Великобритании, курирующий поставки оружия на экспорт, под давлением общественности обратился с к правительству страны с просьбой ограничить продажу «дронов» в другие страны. В пункте 25 доклада комитета «Об оценке экспорта вооружений и контроля над вооружениями», ставшие достоянием гласности в начале июля, содержится недвусмысленная рекомендация правительству страны сделать так, чтобы любые изменения в политике обеспечения контроля над экспортными поставками вооружений распространялись и на «дроны», а также их компоненты и технологии производства. Комитет одновременно рекомендовал исполнительной власти официально огласить порядок выдачи экспортных лицензий на поставку БПЛА в другие страны. Комитет по обороне британского парламента в том же месяце постановил провести исследование возможности введения ограничительных мер на применение «дронов» на британской территории и за рубежом, а также изучить юридические и этические аспекты их использования.

В июне 2013 года группа видных британских юристов опубликовала 52-страничный доклад с оценкой законности применения БПЛА британскими вооружёнными силами в Афганистане. По их мнению, подобная практика «с большой степенью вероятности является незаконной». Документ содержит рекомендации об ограничении использования этих аппаратов Великобританией против гражданского населения, а также боевиков, если последние проявляют готовность сдаться и разоружиться или если существует возможность их ареста. По мнению правоведов, операторы дистанционно управляемых БПЛА всякий раз должны убеждаться в том, что лица, против которых применяются эти средства, действительно вооружены и принимают участие в боевых действиях.

Некоторые миротворческие и гуманитарные организации ведущих стран Запада и нейтральных государств в конце июня этого года «в порядке личной инициативы» приняли решение о разработке своего собственного проекта международного договора о запрещении использования БПЛА против гражданского населения, мест проживания, транспортных, коммуникационных, энергетических и иных промышленных объектов, не дожидаясь соглашения, которое могут согласовать между собой правительства заинтересованных государств.

В разрабатываемом документе предлагается прекратить производство и использование таких летательных аппаратов уже в этом году. Вводится запрет на установку ядерного оружия и ракет-перехватчиков систем противоракетной обороны на тяжёлые БПЛА. Включены положения о закрытии всех баз и опорных пунктов, откуда производятся запуски таких аппаратов, а также о прекращении разработок и проведении испытаний их новых видов. С другой стороны, проект никоим образом не ограничивает создание и применение БПЛА военного и гражданского предназначения, которые не имеют оружия на борту (разведывательные, навигационные, наблюдательные и другие).
Как представляется, тема введения пространственных и функциональных ограничений на БПЛА, а также их использования против гражданского населения суверенных государств в мирное время заслуживает повышенного внимания.

Источник: http://www.redstar.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: