Это было гениальное болеро…

Здесь Майе Плисецкой … 50 лет.

 

Для меня балет «Болеро» — это самое гениальное, что она станцевала, хотя как можно выделить что-то одно гениальное в по сути гениальном творчестве в целом?? Даже впечатлений своих описывать не хочу, чтобы никому не мешать воспринимать в чистом виде, — настолько гипнотически это было станцовано и великолепно поставлено, а уж о музыке Равеля и вовсе умолкаю: импрессионизм в музыке воздействует так же, как и импрессионизм в живописи — берет наши чувства в плен и не отпускает до самого конца. К тому же мимика Майи Плисецкой в этом балете заслуживает просто отдельного фильма!
Эта постановка отключает меня от внешнего мира и погружает в чистые эмоции. Непередаваемые ощущения…
И у каждого они будут свои…

Название: Морис Равель — Болеро
Оригинальное название: Maurice Ravel — Bolero
Год выпуска: 1975
Жанр: Фильм — балет
Продолжительность: 00:21:12
Режиссер: Морис Бежар
Композитор: Морис Равель
В ролях: Майя Плисецкая

О Фильме: Балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля (одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы «Балет ХХ века») Майя Плисецкая числит среди вершинных достижений
хореографического искусства ушедшего столетия. Эротичный, но абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд, завладел всеми ее помыслами, едва лишь она его увидела. Плисецкая написала М. Бежару о своем желании танцевать этот балет, и уже через год, в 75-м, ей
удалось выступить в нем: ее пригласили в Брюссель в Театр де ла Монне участвовать в съемках «Болеро» для телевидения.

4183-1

4183-2

Майа Плисецкая вспоминала об этой работе :
«Нет, я не смогла бы это сделать. Я должна была сдаться. Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Анжела Альбрехт подошла утешить меня, сказала, что она выучила болеро за три месяца. О! если бы у меня было еще три дополнительных дня! Но премьера уже завтра… «Я буду стоять в проходе в глубине зала»,- сказал Бежар. «В белом свитере. На меня направят прожектор. Я подскажу тебе…»

Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения. Его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в галаконцертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Морис говорил: «Это ничего общего не имеет с моей хореографией» (Сa n’a rien a voir avec ma choreographie). Так, замечательное исполнение одной из лучших балерин современности Дианы Вишнёвой pas de
deux из балета «Бхакти» (Bhakti), а также выступление мировой звезды Фаруха Рузиматова в «Адажиэтто» было встречено овациями публики, но стоило импрессарио Сасаки-сан 10000 $ штрафа. В то же время постановки Бежара разрешены Сильви Гиллем и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа. Аналогично следят за соблюдением стиля балетмейстеров Джорджа Баланчина, Касьяна Голейзовского и всего хореографического наследия, которое передаётся из поколения в поколение.

4183-3

«Болеро» же в исполнении любимицы Бежара, почти фанатичной перфекционистки в технике, французской балерины Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) вместе с Токийским Балетом я считаю самым технически безупречным. Узор хореографии подтанцовки выполнен в более восточных лаконично-японских мотивах. Для большего удовольствия советую выставить HD качество на видео. Там ну даже при огромном желании придраться не к чему 🙂 Мне кажется, что именно к этому исполнению очень точно подошли бы стихи известного мастера хайкай периода средних веков Моритакэ (1473—1549):

Тут тебе и боязно,
тут тебе и радостно,
идя к жениху,
перейти в вечерней мгле
по бревну ручей.

Вот такой вот дзэн-импрессионизм получился!)

Не меньше впечатляет и мужское исполнение этого балета (Бежар изначально придумал хореографию как для женщины, так и для мужчины). Здесь блестяще станцовано Николя Ле Ришем (Nicolas le Riche) в Париже в 2012 году. http://www.youtube.com/watch?v=4OPJq_R7Qjw Вообще не перестаю удивляться и восхищаться гением Бежара: так выстроить хореографию, что только от пола исполнителя абсолютно меняется энергетика всего балета (в женском исполнении — соблазняющее, дикое и необузданное женское начало, заигрывающее и сливающееся в конце с мужским, а вот в мужском исполнении присутствия женщины я вообще не ощущаю — там только пробуждающаяся, мощная, завораживающая и накаляющаяся до предела сила мужского проявляется. И это в одной и той же хореографии! Гениально, маэстро!)

4183-4

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.

 

4183-5 Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты». Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал композитор, может достигать и 18 минут.

Морис Равель посвятил это произведение Марлен Дитрих после их совместной работы в театре Нью-Йорка.

 

4183-6

РИТМ: малый барабан повторяет 169 раз (4056 ударов), эти два размера d’ostinato дают Bol?ro Равеля равномерный и неизменный ритм.

Елена Колодий

Источник: http://blogs.mail.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: