Пропаганда — лучшее оружие XXI века

55534

Великий отец китайского коммунизма Мао Цзэдун сказал: «Чтобы выпустить стрелу, надо иметь перед собой цель». Информационная война представляет собой ту самую стрелу, один из механизмов современного мира по достижению цели; в бизнесе – это овладение капиталом, а в политике – овладение властью.

На протяжении всей истории человечества было много методов ведения войн, однако, принцип всех этих крестовых походов, экспедиций к берегам Латинской Америки, порабощения стран Ближнего Востока, Индии, Китая один — кто сильнее, тот и прав. Отсюда и противостояние двух могущественных держав древности: Греции и Персии, а через тысячи лет — столкновение военных блоков НАТО, возглавляемое США и ОВД (Объединение Варшавского договора), руководимое СССР.

С развитием мира в сторону интернета и масс-медиа отошли на второй план открытые военные интервенции, как это было в XX веке – в эпоху мировых войн; также второсортным товаром стала игра ядерными мускулами.

На первый план вырвалась манипуляция человеческим сознанием через СМИ и Интернет, как самая простая и мгновенная форма получения информации, которая разлетается по аккаунтам миллионов пользователей.

В XIX веке основным способом получения информации были газеты. Во времена Российской Империи развитие периодической печати прошло долгий путь становления.

Только в 60-е годы стали появляться ежедневные газеты, и на тот момент это была вершина информационной политики. Издания отражали жизнь империи, однако они подвергались жестокой цензуре, о чем свидетельствует то, что министр внутренних дел России того времени Петр Валуев лично занимался карательными функциями.

Периодическая печать стала рычагом давления как государства, так и частных предприятий. Стоит заметить, что издавались периодические издания, по тем меркам, достаточно быстро.

Французский писатель Эмиль Золя в своем романе «Карьера Ругонов» описывает реакцию журналиста на падение французской республики и установление власти империи Наполеона III в 1851 году: статья, которую он написал поздно вечером, вышла в утреннем выпуске.

Периодические издания того периода стали одним из рычагов давления во время локальных кризисов. Один из таких кризисов связан с правлением Александра II (1855 – 1881 гг.) — это Польское восстание 1863 – 1864 гг.

Ведущая чешская газета «Народни листы» критически высказывалась о беспорядках, которые чинили русские в Царстве Польском: «Лучшим способом решения польского вопроса для России было бы возвращение Царству Польскому собственной национальной администрации, финансовой системы и армии», — считал чешский печатный орган.

Если чешские ведомости еще сдержанно ругали российское правительство, то английская и французская пресса устроили настоящую истерию по поводу того, что Российская Империя вышла из-под контроля и устроила настоящую «аннексию» Царства Польского.

Наши «западные партнеры» поддерживали повстанцев ложными обещаниями, давая им надежду на иностранное вмешательство в конфликт. В реальности Лондон и Париж в это время не хотели воевать с Россией: поляков просто использовали, подрывая их руками мощь Российской Империи.

В XX веке общество нашло новый способ пропаганды – это плакаты. Плакатное искусство — наглядное искусство, которое иллюстрирует призыв действовать. Иллюстрация всегда была мощным толчком к человеческому восприятию, которое остается в его памяти.

Советский плакат – это сейчас элемент декора, а во время Великой Отечественной войны он был не просто произведением искусства, а выполнял насущные цели. Плакат был оружием, документом, индикатором общественных настроений и хранителем памятных событий военных лет. Его невозможно было подделать, потому что в нем были отличительные черты: харизма и почерк художника.

Современный медийный мир предлагает альтернативу: любой человек может открыть программу по редактированию фотографий и «классическое превратить в поп-арт» или создать то, что будет призывать к экстремизму. В любом случае все могут предоставить информацию, которую смогут увидеть миллионы людей.

Если раньше основой информации было государство, а общество получало эту информацию через печать, то современные реалии таковы, что теперь не то, что общество, а отдельно взятый человек становится тем, кто может задать темп информационному пространству не только внутри государства, но и во всем мире.

Информационные войны были всегда, только подходы к ним были разные. В XIX веке – это периодические издания, в XX веке – периодические издания и плакатное искусство.

Если раньше эффект был не так заметен из-за недостаточного развития научно-технического прогресса, то современные реалии таковы, что развитие всемирной паутины, появления социальных сетей, блогов впитало все лучшие механизмы ведения информационных войн, получив при этом два важных преимущества: мгновенность и мультипликационность.

Егор Крэмер
http://politrussia.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: