Александр Сотниченко. На этих выборах в Турции «Партия справедливости и развития» попала в точку

sotnichenko

«ПСР изменила свою избирательную кампанию. Они подвергли резкой критике саму возможность коалиционного правительства».

Сейчас оппозиция в Турции много говорит о том, что выборы были сфальсифицированы. Но при этом сама оппозиция поставила своих наблюдателей почти на каждый участок, и сфальсифицировать голосование было практически невозможно.

То есть если даже были какие-то вбросы, разумеется, они не могли серьезно повлиять на итоговый результат. Все-таки «Партия справедливости и развития» набрала на 9 процентов больше, чем в прошлый раз.

Это связано с несколькими моментами: во-первых, ошибки оппозиции. То есть оппозиционные партии, которые получили достаточно голосов на прошлых выборах, не смогли воспользоваться этой благоприятной ситуацией и не смогли, что называется, добить «Партию справедливости и развития». Хотя, с моей точки зрения, могли бы.

Во-вторых, сама «Партия справедливости и развития» изменила свою избирательную кампанию. Они подвергли резкой критике саму возможность коалиционного правительства. И, кажется, попали в точку.

За последние 60 лет в Турции было несколько периодов, когда у власти находилось коалиционное правительство. И всегда эти периоды заканчивались полным развалом экономики, политическим кризисом и, как правило, военным переворотом.

Реджеп Эрдоган, Ахмет Давутоглу и их сторонники совершенно четко говорили, что в нынешних условиях, когда на юго-востоке страны идет практически война, когда наблюдается серьезный экономический кризис в Турции, и в соседней Сирии бушует гражданская война, просто нельзя перекладывать ответственность за ситуацию на коалиционное правительство, которое будет заниматься решением, скорее, собственных проблем, чем проблем государства.

И турецкий избиратель это услышал.

Были еще, конечно, другие – более мелкие моменты. В частности, конечно, в значительной степени нацию сплотила борьба против террора.

Крупнейшие теракты, которые произошли в Турции, показали, что Эрдоган как лидер может принимать ответственные политические решения в сложной ситуации. И ему удалось на фоне потрясений перетянуть на свою сторону значительную часть электората.

Кроме того, достаточно серьезно просела прокурдская «Партия демократии народов», потеряв два с лишним процента. Это связано с тем, что сами курды, которые за нее голосовали 7 июня (особенно религиозные курды), оказались недовольны, во-первых, связями этой партии с «Рабочей партией Курдистана» (террористическая организация), а, во-вторых, – слишком светской риторикой руководства партии.

В частности, Селахаттин Демирташ – лидер «Партии демократии народов» – выступал от имени всех меньшинств: религиозных, этнических и в том числе сексуальных. Он даже ввел в парламент представителей сексуальных меньшинств по итогам выборов.

Как вы понимаете, исламисты подвергли очень серьезной критике такую позицию Демирташа. И, надо сказать, это обстоятельство вынудило религиозных курдов в этот раз голосовать за «Партию справедливости и развития».

Кроме того, сама ПСР сделала выводы из прошлых выборов.

Я помню турецкие газеты до выборов в июне. Например, майские газеты, – там не было большого количества материалов, критикующих прокурдскую «Партию демократии народов». А перед этими выборами уже едва ли не половина материалов была посвящена критике этой партии.

Есть еще один важный момент. В этот раз было мощное наступление на оппозиционную прессу. Буквально перед выборами было закрыто два оппозиционных телеканала – Bug?n и Kanalt?rk, входящих в холдинг Koza-Ipek.

И в целом получилось, что закрыв некоторые СМИ, власти, несмотря на критику их действий, добились ограничения критики своих действий со стороны оппозиции, но не вызвали недовольства избирателей своими недемократическими методами борьбы.

То есть получилось так, что сама стратегия «Партии справедливости и развития» оказалась более успешной, чем стратегия оппозиции.

http://kavpolit.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: