Александр Сотниченко. Эрдоган: отложенный триумф

Александр Сотниченко. Фото с личной страницы на сайте vk. com

Александр Сотниченко. Фото с личной страницы на сайте vk. com

Политолог Александр Сотниченко — о новой победе турецкого харизматика.

1 ноября в Турции прошли внеочередные парламентские выборы, результаты которых огорошили всех. Партия справедливости и развития (ПСР), находящаяся у власти монопольно с 2002 года, уверенно набрала половину голосов избирателей, что теперь позволяет ей отправить в парламент 316 депутатов — на 41 больше, чем необходимо для формирования однопартийного правительства.

Из оппозиционных партий своего избирателя удалось сохранить только лево-националистической Народно-республиканской партии (НРП), набравшей 25%. И националисты из Партии националистического движения (ПНД), и прокурдская Партия демократии народов (ПДН) потеряли несколько процентов, но всё же прошли в меджлис, едва преодолев высокий 10-процентный барьер.

Таких результатов не ожидал никто. На выборах 7 июня ПСР набрала всего 40% голосов и оказалась неспособной сохранить монополию на власть. Были назначены новые выборы на 1 ноября, однако преодолеть негативные тенденции развития страны за прошедшие 4,5 месяца партии не удалось.

Ближневосточная политика Турции по поддержке новых революционных режимов не увенчалась успехом — в Египте и Тунисе они не смогли удержать власть, а в Ливии, Йемене и Сирии продолжается гражданская война.

После вмешательства России в сирийский конфликт рухнули последние надежды турецкого руководства на скорую победу там оппозиции. Турецкая лира в последние месяцы продолжала свое падение, экономические показатели не падают, но стоят на месте. Сирийских беженцев не становится меньше. На юго-востоке страны началась настоящая война с курдской террористической Партией рабочих Курдистана (ПРК). В Анкаре произошел самый крупный теракт за всю историю страны — погибло более 100 человек. Оппозиция однозначно связывала эти теракты с политикой Анкары по поддержке сирийских боевиков.

Лидер ПСР профессор Ахмет Давутоглу по своей харизме явно не дотягивал до ставшего президентом блистательного оратора Реджепа Тайипа Эрдогана.  Все прогнозы, которые давали многочисленные рейтинговые агентства, говорили о том, что результаты июньских выборов повторятся с разницей всего в несколько процентов. Политологи ждали от руководства страны перед выборами или введения чрезвычайного положения, или запрета прокурдской ПДН за связь с ПРК — казалось, что победить на выборах честным путем невозможно.

Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что ближайшие 4 года снова пройдут под белым флагом с лампочкой (символ ПСР), а Эрдоган снова постарается изменить Конституцию, превратив Турцию из парламентской республики в президентскую. Об этом уже заявил на митинге премьер Давутоглу. Партия не достигла конституционного большинства в 367 депутатов, которые могут вносить изменения в Основной закон, однако такая крупная победа позволяет вести переговоры с позиции силы с фракцией ПДН или вынести обсуждение вопроса на всенародный референдум.

Почему же партии власти удалось повторить свой триумф 2011 года? Конечно, в последние месяцы ПСР активно занималась предвыборной кампанией. Избирателям дарили продуктовые наборы, школьникам — велосипеды и наборы принадлежностей к школе, пенсионерам — талоны на бесплатное медицинское обслуживание. Из новинок сезона следует отметить лишь довольно большое пособие по уходу за больными и маленькими детьми.

Сильно изменилась риторика партии. Турки хорошо помнят, что в предыдущие годы ни одно коалиционное правительство не приводило страну к успеху: политики всегда предпочитали топить друг друга, а не заниматься государственными делами. В результате страна нищала, а заканчивалось всё военным переворотом. Вся пропаганда ПСР оказалась направлена на критику потенциального коалиционного правительства, и народ ее услышал.

Параллельно проводилась борьба с альтернативными медиаресурсами. 28 октября были закрыты оппозиционные издания, принадлежавшие холдингу «Коза Ипек», — две крупные газеты, телеканал и радиостанция. Медиахолдинг считался рупором движения «Хизмет», лидером которого является опальный проповедник Фетхуллах Гюлен. Его критике была посвящена едва ли не половина статей в провластных изданиях. Могущественной медиаимперии Гюлена в этот раз не удалось пошатнуть позиции ПСР.

На пользу партии пошли и перестановки в рядах кандидатов. Согласно законодательству, один и тот же человек не может заседать в парламенте три раза подряд. Поэтому на предыдущих июньских выборах ПСР вынуждена была убрать из числа кандидатов политических тяжеловесов, представлявших партию с 2002 года. На этих выборах они уже оказались в числе кандидатов и своим авторитетом подняли популярность ПСР.

Несмотря на эскалацию насилия в курдских регионах страны, часть религиозных курдов отказала в поддержке ПДН из-за ее явной поддержки ПРК и слишком левацкой и светской риторики. На этот момент тоже активно обращала внимание пропагандистская машина ПСР, избравшая прокурдскую партию вторым по значимости объектом для критики после Гюлена.

Но главным мотивом, позволившим сплотить страну вокруг президента и его партии, стали теракты. Большинство населения не связало их с руководством, однако совершенно однозначно решило, что в таких сложных условиях точно нельзя доверять власть коалиционному правительству. Эрдоган в последние месяцы показал себя как жесткий политик, способный принимать ответственные силовые решения, что добавило ПСР голосов националистического электората.

Что же ждать теперь от нового старого правительства, получившего полную легитимность от турецкого избирателя? Судя по всему, власти продолжат зачистку оппозиционного поля и постараются полностью убрать сторонников «Хизмета» из медиа, бизнеса и силовых структур. Как показали выборы, народ «не заметил» операции по закрытию оппозиционной прессы, а также оставил без внимания всевозможные разоблачения, касающиеся лично Эрдогана, членов его семьи и высокопоставленных членов правительства.

Продолжится давление и на курдов. Возможно, им будет выдвинут ультиматум: или ПДН работает вместе с властью, в частности поддерживает стремление Эрдогана к президентской республике, борьбу с ПРК и партией сирийских курдов «Демократический союз», или подвергается резкой критике через всю государственную медиамашину или даже запрету за связь с террористами.

Кроме того, результаты нынешних выборов могут быть восприняты Эрдоганом и как одобрение его политики на Ближнем Востоке. Кажется, он не собирается отказываться от помощи сирийской вооруженной оппозиции, что наверняка негативно скажется на российско-турецких отношениях, в том числе на реализации таких проектов, как «Турецкий поток» и строительство АЭС в Аккую.

http://izvestia.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: