Пушков: «Власть Эрдогана усилится»

83718

Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков — о причинах попытки госпереворота в Турции и изменении политического курса Эрдогана

В ночь на 16 июля в Турции была совершена попытка госпереворота. Мятежники захватили несколько вертолетов и танков, перекрыли главные мосты через Босфор в Стамбуле, взяли под контроль работу телеканалов TRT и CNN Turk. В ходе подавления восстания не менее ста человек погибли, свыше тысячи получили ранения. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в интервью «Известиям» рассказал о возможных причинах недовольство политикой Эрдогана, факторах неудачи и будущем страны.

— Алексей Константинович, попытка государственного переворота, произошедшая в ночь на 16 июля, свидетельствует о несогласии с проводимой политикой Эрдогана?

—  Я бы сказал, причины здесь гораздо глубже. Турция проходит очень сложный период, за который во многом ответственность несет сам Эрдоган. Это и резкое ухудшение отношений с соседними государствами, с которыми раньше Анкара имела дружественные связи, противоречивая политика на Ближнем Востоке, появление во весь рост курдской проблемы. Страну регулярно начали сотрясать теракты. Но если раньше они носили одиночный характер и совершали их курдские радикалы, то недавние были совершены боевиками ИГИЛ. Есть также недовольство ограниченной исламизации, которая происходит в турецком обществе. Безусловно, существует недовольство узкой части участвовавших в перевороте генералитета и военной части. Другой причиной может быть и сильный удар по имиджу страны, ее международному авторитету, а именно – появление ощущения, что Турция является небезопасным государством. Достаточно трудно анализировать на данном этапе мотивы этих людей, можно лишь размышлять о недовольстве проводимой политикой. Свою роль сыграла совокупность факторов.

 — Как вы считаете, почему военным не удалось совершить госпереворот?

— Надо отметить, что военные при Эрдогане потеряли свое влияние, какое имели в 60—70-е годы. Он действительно сократил влияние военной касты в стране. Но в нынешней ситуации неуспеху предшествовало отсутствие единство. Другой важный фактор – это легитимность избранного президента. Какие бы у людей ни были претензии, связанные с действиями Эрдогана, значительная часть турецкого общества его поддерживает. Ведь как только стало известно, что Эрдоган не арестован, чаша весов стала склоняться в его сторону, поскольку было много сомневающихся, которые не занимали определенной позиции. Конечно, важную роль здесь сыграло и его появление на телевидении. Судьба госпереворота висела на тонкой ниточке.

— В результате попытки госпереворота погибли не менее ста человек, свыше тысячи пострадали. Стоит ли ожидать изменения политического курса Эрдогана?

— Надо понимать, что власть Эрдогана сейчас усилится. Все нелояльные к нему военные или арестованы или вывезены за пределы вооруженных сил, а это большое число офицеров. Власти не нужно проводить чистку армии — она осуществилась сама. Те силовые структуры, которые были верны Эрдогану, подтвердили свою лояльность. Несогласные находятся под стражей. Однако, безусловно, ему придется принять во внимание попытку мятежа. Он должен учесть причины, которые привели к такому. Возможно, он подкорректирует курс проводимой политики. Но Эрдоган — лидер авторитарного типа, нельзя быть уверенным, что он пойдет на это. Ему необходимо пойти по пути общественного консенсуса, но как авторитарный глава он может и жестоко подавить выступивших против него. Мы скоро увидим, пойдет ли он по мягкому или жесткому сценарию.

Дарья Цой
http://izvestia.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: