«Щит Евфрата»: зачем и почему

88164

Следует признать, что Турция согласовала свой внезапный марш-бросок с Россией. Об этом говорилось и официально, да и по мягкой реакции российского руководства – МИД ограничился выражением озабоченности – ясно, что данная операция не только не является для России сюрпризом, но и согласована с ВКС РФ. По крайней мере, трудно представить, что турецкие ВВС впервые после инцидента с Су-24 залетели на территорию Сирии, не будучи уверенными, что на них не отреагирует С-400.

Вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш заявил, что Турция уведомила Россию, США, Иран и других членов международного сообщества о начале военной операции на севере Сирии: «Конечно. Все мировое сообщество имеет информацию об этой операции».

Логично предположить, что уже во время переговоров Эрдогана с Путиным в Санкт-Петербурге было решено, что Турции будет предоставлена определённая зона ответственности в Сирии и Россия допустит её до участия в сирийской операции при условии, если она перестанет играть деструктивную роль, поддерживая террористов, а займётся борьбой с ними.

Фактически так оно и произошло — одной из заявленных целей операции «Щит Евфрата» является борьба с ИГИЛ. Однако реальные цели и намерения станут понятны из действий, а не слов. Наступает время проверки, что именно будет делать Турция и насколько ей можно доверять.

Никто не ждёт, что её вооружённые силы станут главным ударным кулаком против террористов – это было бы даже нежелательно, учитывая низкий уровень доверия к Анкаре, но вот позволить ей разобраться с курдами и потребовать взамен, чтобы всевозможные «санатории для террористов» отошли в прошлое и ни на какой территории, подконтрольной Турции, такого не было бы – это вполне реалистичное требование. После чего станет понятно, готова ли Турция сменить свою теневую политику, завязанную на поддержке террористов, на борьбу с ними и конструктивную роль в сирийском урегулировании и место в послевоенной Сирии. Кстати, после визита Байдена с ответным визитом в Турцию 31 августа прибудет президент России Владимир Путин.

Почему Россия согласилась после всех известных событий и той роли, которую Турция не один год играла в сирийском конфликте, на её участие?

Всё очень просто: Россия ведёт реалистичную политику и понимает, что исключена ситуация, при которой закончилась бы война в Сирии и единственными победителями оказались Москва и Асад. В регионе слишком много сил, которых такой расклад не устроит и которые вполне способны в этой связи обеспечить, например, ситуацию, чтобы война не заканчивалась вообще до тех пор, пока их интересы не будут учтены в должной мере.

Иными словами, тот переговорный процесс, который сейчас идёт вокруг Сирии и её войны, являет собой в некотором смысле определённое подобие конференции Тегеран-43, когда война ещё не закончилась, но перелом произошёл, новый расклад стал понятен и крупные игроки сочли, что настало время уже активно договариваться о принципах послевоенного существования.

С аналогиями или без, но очевидно, что объективная реальность в Сирии диктует ровно те же потребности: ключевые игроки, имеющие интересы и возможности в регионе, сейчас должны между собой договориться, проявив здравомыслие и способность к компромиссу для того, чтобы создать такую послевоенную ситуацию, которая была бы устойчива и опиралась бы на интересы в стабильности сразу многих игроков. Если этого не сделать, то всё будет ровно наоборот: неустраивающая ситуация будет побуждать влиятельные страны раскачивать её и создавать нестабильность до тех пор, пока не будет достигнута соответствующая договорённость.

ЖЖ: albert_lex

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: