Свiдомые батальоны нацистов «Нахтигаль» и «Роланд»

94980

В документах Абвера создающиеся формирования получили обозначения Специальное подразделение «Нахтигаль» и Специальное подразделение «Роланд», в документах и историографии ОУН(б) они известны как Дружины Украинских Националистов («группа Север» и «группа Юг» соответственно) или «Украинский легион имени Степана Бандеры». Официально создание батальонов было санкционировано 25 февраля 1941 г. приказом адмирала Канариса.

На Украине бытует мнение, что украинские националисты де воевали за независимую Украину против Советского Союза и против фашистской Германии. Это как раз тот случай, когда территория фактов подменяется территорией даже не интерпретаций, а прямой лжи. Об этом — данный материал бывшего министра образования и науки, молодёжи и спорта Украины, доктора исторических наук Дмитрия Табачника.

***
Ко времени создания РОА гитлеровские спецслужбы и командование Вермахта уже имели значительный опыт формирования и использования в войне против СССР коллаборационистских военных и полицейских подразделений на основе кадров украинских националистов. При организации власовских формирований приобретенный опыт широко ими использовался в военной, диверсионно-разведывательной, репрессивно-карательной и пропагандистской сферах. Исходя из этого, изучение истории, созданных немцами в 1941 году формирований украинских националистов, позволит лучше понять мотивы, которыми руководствовалось командование Вермахта и СС и в отношении власовских коллаборационистов.

Наиболее крупными подразделениями, созданными Абвером еще до начала войны с СССР являются батальоны «Нахтигаль» и «Роланд» – специальные диверсионно-разведывательные подразделения, состоявшие из членов бандеровской ОУН.

В феврале 1941 года референт разведки и связи ОУН(б) Рихард Ярый начал переговоры с представителями Абвера об обучении нескольких сот бандеровских боевиков. Итогом переговоров с участием Степана Бандеры, главы Абвера адмирала Вильгельма Канариса и командующего Сухопутными силами Вермахта генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича стало соглашение о подготовке 800 рядовых и командиров для действий в тылу Красной армии после начала военных действий. В документах Абвера создающиеся формирования получили обозначения Специальное подразделение «Нахтигаль» и Специальное подразделение «Роланд», в документах и историографии ОУН(б) они известны какДружины Украинских Националистов («группа Север» и «группа Юг» соответственно) или «Украинский легион имени Степана Бандеры». Официально создание батальонов было санкционировано 25 февраля приказом адмирала Канариса.

Набор личного состава проводился в Кракове, где курсанты проходили базовую подготовку и осуществлялся Абвером согласно указаниям уполномоченных ОУН(б). Специализированная подготовка проходила в лагерях на территории оккупированной Польши и Германии, куда направляли первоначально тех, кто должен был пройти усиленную диверсионно-разведывательную подготовку. Там курсанты обучались минному делу, диверсиям на транспорте и линиях связи, технике проведения терактов. После подготовки в лагерях, основной состав «Нахтигаля» был переправлен в Бранденбург, где началось обучение совместным действиям с 1-м батальоном специального диверсионно-разведывательного полка Абвера «Бранденбург-800». Командир 1-го батальона полка «Бранденбург-800» майор Фридрих Гейнц осуществлял общее руководство, обер-лейтенант Ганс-Альбрехт Герцнер был немецким командиром «Нахтигаля», украинским командиром от ОУН(б) Роман Шухевич, координация между немецким командованием и ОУН(б) лежала на обер-лейтенанте Теодоре Оберлендере. Следует отметить, что Шухевич, не будучи гражданином Германии и вопреки Нюрнбергским расовым законам, благодаря Канарису сразу получил звание гауптмана, что являлось уникальным решением в истории Вермахта и показывало значение, придававшееся немецким командованием использованию украинских националистов.

К началу лета 1941 года «Нахтигаль» был обучен технике проведения диверсионно-разведывательной работы, укомплектован немецким командным составом и получил стандартное обмундирование Вермахта. В свою очередь украинскими командирами «Роланда» был сначала Рихард Ярый, а потом Евген Побигущий, также получивший звание гауптмана.

Окончившие обучение к концу мая диверсионные группы «Нахтигаля» были переброшены на советскую территорию к середине июня. Им были поставлены задачи по минированию военных объектов, диверсиям на транспорте и линиях связи и проведению террористических актов против командного состава РККА. Основной состав батальона, находившийся в оперативном подчинении командования 1-го батальона полка «Бранденбург-800» перебросили к линии наступления в район Перемышля к 21 июня. Ему предстояло осуществлять диверсионные операции в передовом эшелоне группы армий «Юг». 22 июня в 3 часа утра 1-й батальон и «Нахтигаль» перешли границу на реке Сан и начали продвижение в сторону Львова. Однако, за исключением ранее заброшенных диверсионных групп, батальон исполнял в основном чисто карательные функции – уничтожал всех заподозренных в нелояльности к ОУН(б), не успевшие эвакуироваться семьи военнослужащих РККА, присланных с Востока Украины специалистов народного хозяйства, еврейское и, в значительной мере, польское население.

29 июня, сразу после вступления «Нахтигаля» во Львов, им было организовано уничтожение польской интеллигенции, в том числе 38 профессоров Львовского университета. Списки на уничтожение были составлены заранее и отличались детальностью, вплоть до наличия домашних адресов будущих жертв и их родственников. Также, по личному указанию Шухевича начались массовые убийства евреев и всех заподозренных в негативном отношении к украинскому национализму. Общее количество жертв колеблется по разным оценкам от 3 до 4 тыс. В конце концов, убийства достигли такого незапланированного немцами размаха, что германское командование посчитало необходимым через 10 дней передислоцировать «Нахтигаль» в Тернополь, откуда тот начал движение по маршруту Проскуров-Жмеринка-Винница. Как и ранее, диверсионно-разведывательных функций «Нахтигаль» практически не выполнял и фактически использовался как эйнзатцгруппа. По маршруту следования нахтигалевцы проводили карательные акции, включая тотальное уничтожение еврейского населения.

«Роланд» действовал на южном отрезке фронта, на румынской границе. Из-за менее успешного продвижения немецко-румынских войск он попал на территорию УССР только в июле 1941 года и вообще не занимался диверсионно-разведывательной работой. Во время продвижения к Одессе батальон подобно «Нахтигалю» выполнял исключительно карательные функции, также проводя массовое уничтожение еврейского населения. В октябре «Роланд» находился в городе Балта Одесской области, в котором расстрелял оставшихся евреев и значительную часть мирного населения других национальностей.

В конце октября оба батальона были переброшены во Франкфурт-на-Одере, где началось обучение их личного состава для несения охранных полицейских функций и противопартизанской борьбы. В ноябре 1941 года «Нахтигаль» и «Роланд» переформируются в 201-й шуцманшафтбатальон – первый из позднее сформированных семи украинских шуцманшафтбатальонов. Мотивы действий немецкого командования, обусловившие расформирование спецподразделений и их передачу из подчинения Абвера рейхсфюреру СС Гиммлеру достаточно очевидны. «Нахтигаль» и «Роланд» не оправдали ожиданий командования Вермахта в диверсионно-разведывательной работе, но показали способность выполнять функции эйнзатцгрупп.

25 ноября с личным составом батальона началось заключение индивидуальных контрактов на службу сроком на 1 год – с 1 декабря 1941 года по 1 декабря 1942 года. После прохождения обучения около 700 солдат и 22 офицера четырех рот 201-го шуцманшафтбатальона были переброшены в Белоруссию, где батальон перешел в подчинение обергруппенфюрера СС, генерала войск СС и полиции Эриха фон дем Бах-Зелевски – начальника полиции сектора «Центральная Россия». Батальон возглавил гауптман Евген Побигущий, а его заместителем и командиром одной из рот стал Роман Шухевич. Весной-зимой 1942 года батальон участвовал в действиях против партизан и карательных операциях на территории Белоруссии. 29 сентября батальон понес наибольшие потери – 27 солдат и офицеров.

За 9 месяцев пребывания в Белоруссии 201-й шуцманшафтбатальон потерял 49 человек убитыми и 40 – ранеными, уничтожив, по его собственным данным, более 2000 партизан. Однако, согласно имеющимся архивным документам партизанского движения, партизаны в этот период в зоне действий батальона понесли значительно меньшие потери и, не вызывает сомнения, что подавляющее большинство из числа так называемых «уничтоженных партизан» составляют мирные жители. Среди прочих военных преступлений в зоне своих действий батальоном было полностью уничтожено еврейское население. За успехи в борьбе с партизанами, офицеры батальона Брилинский, Малый и Герцык были награждены медалями, а весь личный состав батальона знаком «За борьбу с партизанами». При прощании с личным составом, генерал Бах-Зелевски особо отметил, что батальон лучше всех из подчиненных ему подразделений справлялся с партизанами.

После истечения срока контракта, батальон с 5 декабря 1942 года до 14 января 1943-го частями был переброшен во Львов. В будущем, все служившие в нем заняли командные должности в дивизии СС «Галичина» и УПА. Так, Побигущий стал в 1944 году командиром 1-го батальона 29-го гренадерского полка дивизии СС «Галичина» и получил звание штурмбанфюрера СС, а Шухевич возглавил созданную при содействии Абвера УПА.

Также среди украинских коллаборационистских формирований следует отметить так называемые «курени» — подразделения украинской вспомогательной полиции, ставшие позднее основой для формирований шуцманшафтбатальонов. Первым, в начале августа 1941 года, был создан Буковинский курень. Курень был сформирован по соглашению руководителя ОУН(м) Андрея Мельника с командованием Вермахта, выделившим финансирование и оружие. Командиром Буковинского куреня был назначен мельниковец Петр Войновский, позднее возглавивший шуцманшафтбатальон и получивший звание штурмбанфюрера СС. Курень присоединился к так называемым «походным группам» ОУН(м), направлявшихся с санкции немецкого командования на оккупированные территории Украины для организации органов коллаборационистской администрации и полиции. «Походные группы» действовали под руководством видных националистов Омеляна Сеника и Мыколы Сциборского, а после их убийства 30 августа в Житомире бандеровцами – Олеся Кандыбы-Ольжича и Зыбачинского.
Буковинский курень также рассматривался как резерв руководящих кадров для коллаборационистской администрации, что в последующем и было реализовано. Значительная часть командного состава куреня заняла в ней руководящие должности – например, ротный Орест Масикевичстал бургомистром Николаева.

В августе курень осуществлял уничтожение еврейского населения и советских военнопленных на территории Буковины. В сентябре буковинцы прибыли в Киев, где проводили расстрелы в Бабьем яру, в том числе массовое уничтожение евреев 29-30 сентября, в ходе которого было убито более 33 тыс. мирных жителей. Вместе с буковинцами в расстрелах в Бабьем яру участвовал и Киевский курень – созданное в сентябре подразделение украинской вспомогательной полиции под командованием мельниковца Петра Захвалынского.

В ноябре Буковинский и Киевский курени были расформированы, а на их основе создана Киевская вспомогательная полиция под командованием Захвалынского, а также 115-й и 118-й шуцманшафтбатальоны. Данные батальоны охранной полиции были направлены немецким командованием для проведения карательных операций в Белоруссии, где они отличились особой жестокостью даже по сравнению с немецкими эйнзатцгруппами. Так, именно 118-й шуцманшафтбатальон украинских националистов уничтожил деревню Хатынь вместе со всеми жителями.

В заключение необходимо отметить следующее – националистический коллаборационизм руководством Украины не только не осуждается, но и преподносится в качестве образца патриотизма. Символично, что президентским указом Шухевичу присвоено звание Героя Украины. Данное решение, как и восхваление других националистических коллаборационистов, в том числе «Нахтигаля», «Буковинского куреня», дивизии СС «Галичина», УПА – не может являться внутренним делом Украины. Речь идет не о локальном внутриполитическом явлении. Впервые с 1945 года на высшем государственном уровне реализовывается попытка пересмотра итогов Второй мировой войны и, не только реабилитации, но и героизации преступной организации СС, преступлений против человечности и преступной идеологии национал-тоталитаризма в целом. Их преступность установлена юридически – решениями Нюрнбергского международного трибунала, являющимися неотъемлемой частью действующей системы международного права. Впервые Европа столкнулась с подобным вызовом и не вызывает сомнения, что ответ должен основываться не на эмоциях, а на положениях международного права.

Особую циничность действиям украинской власти придает то обстоятельство, что официозные СМИ и историки постоянно ссылаются на якобы проходящую в Россию реабилитацию Власова. При этом умалчивается, что пытаются реабилитировать власовщину только маргинальные организации и политики, что немедленно получает должную оценку органов государственной власти и показательным в этом отношении является создание при президенте России комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории. В то же время на Украине речь идет о последовательной государственной политике «коллаборационистской реконкисты», а присвоение звания Героя Украины преступникам против человечности, сооружение мемориалов эсэсовцам и палачам ОУН-УПА являются инструментами создания тоталитарной системы с неизменными со времен Второй мировой войны русофобской, антисемитской и антиправославной составляющими.
По материалам Российского института стратегических исследований, Сегодня.ру 2010 г.
***
Созданные немцами, действовавшие под руководством немцев, в интересах немцев, бок-о-бок с немцами отряды могут быть названы борцами за независимость Украины только в нынешней Украине, где во власти наследники — прямые и духовные — Шухевича, Бандеры и прочей фашистской мрази.

ЖЖ: arctus

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: