«Меня зовут Кхан»: Люди бывают только двух типов – хорошие и плохие

95074

Один из многочисленных отзывов зрителей на фильм «Меня зовут Кхан» (2010г, Индия, режиссёр Каран Джохар) говорит о фильме так: «После просмотра таких фильмов хочется изменить свою жизнь. Хочется любить мир, дарить маме цветы, жить настоящей, полнокровной жизнью. А еще очень хочется отбросить все мелочи, все предрассудки, всю бытовую ерунду и с головой окунуться в настоящее, в самое главное, что есть у человека. У нас сейчас такая жизнь, что мы частенько забываем о человечности, о добре, о взаимопомощи, о любви к ближнему, о том, что все люди равны. И такие фильмы, как «Меня зовут Кхан» очень нужны. Они как ледяная морская волна, смывающая пыль с человеческих сердец».

Это история о том, что у всех людей мира гораздо больше общего, чем различий. Стремление быть хорошим и добрым человеком, свойственное всем народам, религиям и национальностям – эта та основа, которая может победить любые разногласия между людьми, помочь им объединиться и жить счастливо. Великий психолог-гуманист, Карл Роджерс, в качестве основополагающей истины в своей работе заявил принцип: «Все люди от рождения изначально добры и хороши. Иногда просто необходимо помочь им вспомнить об этом».

В фильме «Меня зовут Кхан» создателям удалось донести до зрителя одну простую, но очень важную мысль, что люди бывают только двух типов – хорошие и плохие. «Хорошие делают добрые дела, а плохие – дурные. Это единственное различие. Других различий нет» – говорит мать главного героя в начале картины. И эта простая, казалось бы, истина становится не только жизненным девизом героя, но и ключевым звеном  для всей цепочки дальнейших событий фильма.

Главный герой Ризван Кхан – мусульманин из Индии, который переезжает в США вслед за своим братом, чтобы обрести счастливую жизнь. Кхан страдает синдромом Аспергера, особой формой аутизма, при которой человек испытывает трудности в социальном взаимодействии, но при этом остаётся не только интеллектуально сохранным, но и зачастую обладает выдающимися умственными способностями. Из-за этой болезни он в большинстве ситуаций ведёт себя довольно странно на взгляд обычного человека: он буквально воспринимает любые слова и не понимает переносных смыслов, абстрактных суждений и даже простых шуток, юмора, плохо контролирует свою мимику и некоторые движения, боится жёлтого цвета, не может смотреть в глаза собеседнику и плохо переносит, когда к нему прикасаются. Но, несмотря на все эти сложности, у Кхана есть одна особенность, ради которой, по всей видимости, и наделили главного персонажа этим недугом – он не умеет врать и всегда говорит правду.

Мы живём в мире, в котором ложь во многом стала практически нормой. Многие люди искренне полагают, что бывает ложь во благо, во спасение, что нельзя всегда говорить правду, и даже не стараются этого делать. Нас приучают лгать с детства, прежде всего, обманывая самих себя. Но можно ли жить по-другому?

Кхан в Америке пробует помогать брату в его бизнесе по продаже косметики, но первое время его жизнь складывается совсем не просто. Современный маркетинг в большинстве случаев основан на лжи, на создании иллюзий у покупателя. Кхан со своими прямолинейными правдивыми ответами на все вопросы покупателей оказывается не слишком успешен в торговле. Зато в ходе своей работы он встречает ту, которая помогает ему исполнить обещание, данное им матери перед её смертью. Он пообещал матери, что он обязательно станет счастливым.

2

В чем заключается счастье для большинства людей? Многих убедили, что для счастья надо много денег, что нужно обязательно построить успешную карьеру, а самое главное, нас научили не задавать себе вопрос «зачем я живу?».  Но если оставить этот вопрос без ответа, то под воздействием внешних факторов (прежде всего, это – пропаганда с экрана ТВ) деньги и карьера для многих по умолчанию становятся смыслом жизни, а значит ложь и обман – вполне приемлемые средства на пути достижения такого «счастья».

Для Кхана счастье – это обрести свою вторую половину, создать семью и быть добрым человеком, который всегда говорит правду. Его супруга Мандира – индуистка,  а в самой Индии индуисты и мусульмане считают, что у них слишком много различий для того, чтобы можно было ладить и мирно сосуществовать. Однако Кхан и Мандира уверены, что главное – быть хорошим человеком, и демонстрируют своей жизнью, что при искренней вере Богу различия в обрядах не могут служить причиной разобщения людей. Они прекрасно уживаются вместе, хотя каждый из них следует своей религиозной традиции. Они счастливы и гармоничны, потому что у них есть самое главное – доброта, искренность, честность и любовь друг к другу, а всё остальное уходит на второй план.

Но им предстоит пройти серьёзные испытания, которые начинаются 11 сентября 2001 года, когда происходит теракт во Всемирном торговом центре, и вслед за этим в США разворачивается антиисламская истерия, которая для семьи Кхана заканчивается тяжёлой трагедией. Семья рушится. И чтобы снова вернуть любовь Мандиры, Кхан отправляется в невероятное путешествие – он должен найти президента США и лично сказать ему нечто очень важное. Настолько важное, что в конечном итоге история пути этих слов Кхана до адресата, американского президента, становится уже не только историей личной борьбы за справедливость одного человека – она становится историей, объединившей и сплотившей множество совершенно разных людей в масштабах целой страны.

Куда бы Кхан не попал, он будто заражает окружающих «вирусом» честности, справедливости,  доброго бескорыстия и заставляет каждого невольно посмотреть в лицо истинным человеческим ценностям. На его пути люди разных национальностей, вероисповеданий, взглядов, убеждений и профессий, разного цвета кожи, но при встрече со всеми ними Кхан лишь находит подтверждение словам мамы, услышанным им в детстве: люди бывают только хорошими и плохими, других различий нет.

Показательна в этом отношении сцена, когда Кхан приходит помолиться в мечеть, в которой на тот момент находятся его единоверцы, правоверные мусульмане. Этот эпизод в фильме демонстрирует технологию, при помощи которой злонамеренные люди используют религиозную риторику, чтобы увести людей от истинной сути вещей.

Проповедник:

— Тише, братья, тише. Мы отступаем. Я уже говорил вам: у меня с христианами нет проблем, и с иудеями, нет проблем даже с братьями индуистами. Так много индуистов вылечилось в больнице Святого Бенедикта, где я тружусь. Но мне горько, когда уважение не выказывают нам, мусульманам. Моя кровь кипит, когда израильтяне безжалостно мучают наших палестинских братьев, и когда варвары индуисты открыто убивают наших женщин и детей – тогда, моя кровь кипит. А ваша кровь? У вас кровь не кипит? Ответьте мне. У вас кровь, братья, не кипит? (прим. – переходит на крик). Так боритесь же, боритесь! Я, доктор Файзал Рейман, клянусь, что готов к борьбе, а вы готовы? (прим. – прихожане мечети выражают поддержку словам проповедника). Субханаллах. Однажды Аллах попросил Ибрагима принести великую жертву – своего сына. И не задав ни одного вопроса, Ибрагим безропотно принес в жертву сына. И вот пришел наш черёд, пришел черёд нам пролить свою кровь во имя ислама. Этого требует Аллах, этого требует от нас ислам, братья! Ислам ждёт жертвы!

Кхан:

— Нет, нет, нет. Это неправда, ты лжёшь.

Проповедник:

— Ты не веришь, что Аллах просил Исмаила принести в жертву?

Кхан:

— Моя мама говорила мне, что пророк Ибрагим не сомневался в милости Аллаха. Эта история пример силы и веры. И потому, хотя он был искушаем странником в пути, пророк Ибрагим не усомнился в милости Аллаха, нет. Он не слушал того странника, потому что веровал, что Аллах не позволит ему пролить кровь его сына. И он был прав. Всевышний сохранил жизнь Исмаилу. Моя мама говорила: Ризван эта история учит нас, что путь Аллаха – это путь любви, а не войны и страха. Ты лжёшь им доктор Файзал Рейман, ты лжец.

Стоит также отметить, что фильм серьёзно затрагивает тему толерантности в современном обществе. Не секрет, что сейчас это понятие чрезвычайно дискредитировано в результате его эксплуатации либеральной пропагандой. И за этим всем потерялся истинный смысл этого слова – терпимость к инаковости другого человека. Недаром главный герой – аутист. Фактически, человек с инвалидностью. Человек, мало похожий на обычных людей, в чём-то нелепый, неудобный и вызывающий напряжение и раздражение у окружающих. Ещё до сих пор кое-где к людям с подобным диагнозом (и не только) относятся как к «биологическому браку», чураются их, отворачиваются, исключают из общества. И картина как раз на этом примере успешно демонстрирует, что наши понятия нормы, представления о правильности крайне условны. Ведь именно недуг Кхана сделал возможным то, что ему удалось – изменить мир и людей к лучшему (пусть и локально, точечно). Это сделал именно нелепый на вид аутист Ризван, а не его красивый, здоровый, успешный, живущий «правильно» брат Закир, всю жизнь завидовавший неполноценному брату-недотёпе.

Чему учит фильм «Меня зовут Кхан»?

Кто-то увидит в этом фильме пропаганду американского образа жизни (в фильме встречаются фразы из серии «приехал в Америку, честно трудился и разбогател…»); кто-то обратит внимание на пиар Обамы в фильме (это тоже здесь есть); кто-то скажет, что 9/11 устроили сами американские спецслужбы (и, возможно, будет прав), но в этой картине все эти события выглядят мелкими и незначительными по сравнению с жизнью человека, который всегда говорит правду и своей жизнью доказывает, что люди бывают только двух типов – хорошие и плохие, а все остальные различия не могут служить поводом для ссор или войн.

Кому-то история Кхана может показаться слишком фантастической или нелепой и неправдивой, но для человека, живущего по совести, чьи действия направлены на благие цели и он не лжет себе и окружающим, нет ничего невозможного.

Наркотики

Одна сцена застолья.

Секс

Отсутствует.

Насилие

Несколько сцен с драками.

Мораль

Фильм учит ценить проявления доброты и искренности, призывает стремиться жить по принципам совести. Демонстрирует идеалы принятия человека человеком без навешивания каких бы то ни было ярлыков друг на друга, исходя из понимания, что пол, раса, национальность, вероисповедание, состояние здоровья, профессия и пр. не могут быть поводом для разжигания идей превосходства кого-то одного над кем-то другим. Хорошие. Плохие. Других различий нет.

Маргарита Новицкая, Дмитрий Раевский
http://whatisgood.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: