Отступать некуда! Народный фильм о 28 панфиловцах добрался до больших экранов

98799870

За фильм «28 панфиловцев» не стыдно перед собой и старшим поколением. Народная картина вовремя получила поддержку государства, и чаяниям людей, которым не хватает идеологии Победы и ее смыслов в современной России, удалось осуществиться. В этом уверены создатели проекта, представившие 10 ноября свое творение на первом пресс-показе, передает корреспондент Накануне.RU.

Художественно кино получилось очень хорошим и честным. Это фильм о нашей земле, о наших предках, которые встали намертво на защиту своего Отечества («Родина — это где ты родился, Отечество — как ты живешь»). События происходят возле самой обыкновенной деревни, какую может представить себе современный зритель. С той лишь для нынешнего обывателя разницей, что на страну наступают захватчики, которые не останавливаются ни перед чем. А идут они на разгром столицы, оставив позади Смоленск, Новгород, взяв в кольцо Ленинград, и путь к стратегическому Волоколамскому шоссе для них перекрывает разъезд Дубосеково. Но на подступах к столице гитлеровцы уже почувствовали вкус собственной крови. «Велика страна — а отступать некуда» — произносится не с пафосом, эта фраза растворена в окопных разговорах солдат, в которых нет ни тени фальши и наигранности на протяжении всего фильма. Это будни войны, будни героизма.

Авторы ленты объездили огромное количество подмосковных деревень и узнали цену того подвига. Всем известно, что в Великую Отечественную войну СССР потерял 27 млн человек, и сложно себе представить эту цифру, но когда заезжаешь в каждую такую деревню, то видишь там стелы, на них написаны фамилии погибших их жителей. «Там ты читаешь: Иванов, Сидоров, Петров… Ты понимаешь, что в каждой деревне в Подмосковье все мужское население не вернулось», — вспоминают создатели фильма. Поэтому на сегодняшний вопрос немецкого журналиста о «вымышленности» подвига, последовавший после пресс-показа, они высказываются эмоционально.

Панфиловская 316-я стрелковая дивизия была сформирована в городе Алма-Ата Казахской ССР и в городе Фрунзе Киргизской ССР (впоследствии 8-я гвардейская — звание присвоено за массовый героизм), под командованием военного комиссара Киргизской ССР генерал-майора Ивана Панфилова участвовала в 1941 году в обороне Москвы.

Численность дивизии по штату военного времени на июнь 1941 года, напомним, — более 14 тыс. человек.

В картине показан бой четвертой роты (это около 50 человек). Битве оставшихся 28 посвящена вторая половина фильма, — то есть сражению тех людей, которые 16 ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, во главе с политруком Василием Клочковым совершили подвиг, в ходе четырехчасового боя уничтожив 18 вражеских танков. О подвиге той осенью 41-го стало известно благодаря журналистской заметке.

После сегодняшнего пресс-показа немецкий корреспондент в своем вопросе вспоминает «документ Росархива, в котором говорится, что подвига как такового не было».

Создатели фильма на это парируют: слова о том, что подвига не было, на самом деле — урезанная цитата, в докладе военной прокуратуры полная фраза звучит иначе: «Никакого подвига 28 панфиловцев не было, в тот день сражалась целая рота и сражалась геройски».

Итак, массовый подвиг роты был. Если на поле боя вышла рота, а в конце она практически вся полегла, то понятно, что к какому-то времени этих ребят было 28. Так ли важно при этом, что 27 человек, а не 28, «спокойно жгли» немецкие танки? «Развенчивать национальные подвиги такого масштаба — это преступно», — заявляет автор сценария Андрей Шальопа.

image_big_109612

А актер Дмитрий Гирев добавляет: «Был или не был подвиг именно 28 панфиловцев, это не так важно, потому что даже придумав этот подвиг, много людей во время войны [его авторы] сподвигли на подвиги. Придумана история или нет — неважно. Была не взята Москва, это важнее всего».

Пожалуй, это в свое время (уже после расследования прокуратуры) хотел донести тот самый журналист Александр Кривицкий, который осенью 1941 года в качестве литературного редактора и переработал материалы корреспондента «Красной звезды» Коротеева о боях на Волоколамском шоссе под Москвой и создал две знаменитые заметки «Завещание 28 павших героев» и «О 28 павших героях».

Конкретно 28 фамилий крайне трудно было установить в ходе расследования спустя шесть лет после самого боя, когда рота практически вся была уничтожена, а уж тем более — сейчас, так что ломать копья не имеет смысла. Ведь столица не была взята, а звание гвардейской было присвоено всей дивизии за неоднократные примеры героизма. Может, в 28 фамилиях была допущена какая-то ошибка? Может быть, нам это точно теперь неоткуда знать. И нам это уже трудно проверить. Но что неоспоримо — подвиг советского народа под Москвой был. «Мы снимали не документальный фильм — тогда бы мы выслушали одну версию, другую версию», — объясняют создатели фильма «28 панфиловцев».

Удивительно, но пока некоторые современные деятели искусства заявляют о «вопиющей цензуре» в родном Отечестве, создатели «28 панфиловцев» столкнулись с куда более удивительным явлением — государство в лице главы Росархива Сергея Мироненко принялось ставить под сомнение подвиг. «Снимайте что хотите — все равно это будет ложь», — как будто звучал первый посыл властей создателям народного фильма. Но ведь перед авторами работы был куда более строгий цензор — люди, которые захотели правды.

«Деньги, которые мы собрали в начале и по середину проекта, 35 млн, это огромная беспрецедентная сумма, они составляют четвертую часть бюджета, но на самом деле без этих денег ничего бы не началось. И самый ответственный этап был сделан на народные деньги. Фильм можно по праву считать народным», — уверяет Андрей Шальопа.

А режиссер Ким Дружинин считает, что у современных творцов «цензура» в первую очередь должна быть в сердце и голове. «Мы делали кино, нам никто ничего не говорил — что делать, как делать, мы делали его абсолютно самостоятельно и так, как считали нужным. Никто не влиял на нас. Сейчас много чего появляется, что мне, например, не нравится, я бы не хотел тратить деньги на такие спектакли, фильмы, а как с этим бороться, я не знаю», — признается он.

image_big_109614

Другие участники создания картины поддерживают — внутренний цензор у современных авторов должен хотя бы чтить свою историю.

«Перед людьми у нас большой груз ответственности», — говорит сопродюсер Антон Юдинцев.

Уже поэтому — не единожды в тех или иных формулировках прозвучал на пресс-конференции вопрос о том, почему в фильме ни разу не упоминается Советский Союз.

Андрей Шальопа объясняет это так: «Это современное кино, оно сделано в 21 веке нами, людьми, которые войну никогда не видели, но оно делалось через призму нашего восприятия. В фильме есть такая замечательная фраза, когда русский разговаривает с казахом и говорит: «Сейчас мы деремся за Россию — мы — русские. Будем драться за Казахстан — станем казахами». Именно поэтому в фильме в основном упоминается Россия как мать других наций, которые она объединила в то время вокруг себя».

Так о чем же этот фильм? О войне и ее реалиях? О советском народе? О развенчании мифов? О версиях истории, пересчете героев или, может быть, о рефлексии на поле боя, любовных треугольниках, «о толерантности»? Никакой рефлексии нет, кроме размышлений о Родине и народе, никаких «они воевали за Машу». А умудренных столичных культурологов, которые в перерыве вопрошали, как же так — а где правда жизни, ведь немец — «тоже человек, его тоже дома ждет мама», почему он столь обезличен? — постигнет большое нетолерантное разочарование, ведь как посчитали авторы, фашист — это не человек, он и останется обезличенным. Вывороченных кишок тоже не будет, это не Голливуд, это — Россия, авторы — из Ленинграда, и фильм — художественный.

А кино это…

Кино это о подвиге. Это фильм для любого поколения (сделан с опорой на советскую военную киноклассику, но очень современно) — о том, как наши обычные мужики в условиях войны делают свою работу — роют окопы, стреляют, взрывают танки, бьют немцев, стоят намертво, но не насмерть, на пути врага — на своей земле, которую никому не отдадут, русские — бок о бок с бурятом, киргизом, казахом, украинцем, ведь мы — один народ, и нам нечего делить.

Да и сам этот фильм — своего рода подвиг в современной индустрии.

«Кино получилось, однозначно, это кино про простых ребят, которые работают на войне. Бывает работа такая, бывает сякая, эти ребята работают вот так», — объясняет Ким Дружинин.

«Мне не стыдно смотреть людям в глаза после этого фильма, тем, кто сдавал деньги, не стыдно смотреть в глаза дедушкам и бабушкам», — говорит актер Алексей Лонгин и срывает аплодисменты в огромном, но пока сиротеющем без главных зрителей кинозале, в который на премьер-показ пришли несколько десятков журналистов.

«Государство увидело чаяния народа, общественные движения могут изменить жизнь, а государство должно этому помогать», — воодушевлен Андрей Шальопа. Он вспоминает, что президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, посмотрев картину, сказали: «Хорошее кино! Молодцы, ребята!»

24 ноября лента выходит в прокат, и создатели ждут, когда свою оценку ей дадут те, кто вдохновился идей и воплотил мечту в жизнь (более 35 тыс. их имен запечатлены в титрах в конце), а также все остальные, ради кого фильм создавался. Долгожданное в народе кино добралось до широких экранов.

И отступать некуда!

Сергей Хурбатов
http://www.nakanune.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: