Немецкий агент или «фрилансер» Петер Лизеганг?

97695

27 ноября оппозиционная пресса сообщила, что посещавший Беларусь член «Белорусско-немецкого общества» Петер Лизеганг (Peter Liesegang) при выезде из нашей республики получил в собственном паспорте штамп «въезд запрещен». Как сообщается, это было первое за шесть лет посещение Беларуси Лизегангом. Пограничники, осуществившие формальность по запрету повторного въезда Лизеганга в Беларусь, по словам последнего, не сообщили причины запрета ее посещать. Постараемся выяснить причины таких достаточно жестких действий белорусских властей, особенно на фоне потепления отношений Беларуси с Европейским союзом.


Кто такой Петер Лизеганг?

Официально в оппозиционных СМИ Петер Лизеганг представляется как член «Совета германско-белорусской дружбы», а также организатор многочисленных чернобыльских и образовательных программ. Однако подобная биография вызывает множество вопросов. Зачем белорусским властям в момент потепления отношений с ЕС запрещать въезд в страну «организатору чернобыльских и образовательных программ»? Постараемся поискать в источниках сведения про данную персону.

Согласно собственному рассказу П. Лизеганг «открыл для себя Беларусь» в 1997-1998 годах. В 2001, 2004, 2006, 2008 гг. являлся наблюдателем на выборах, в том числе и долгосрочным. Интересно и то, что в 2010 г. Лизеганг также был в Беларуси в момент выборов, но не как наблюдатель. По своему собственному признанию Лизеганг участвовал в «Плошчы-2010». 22 декабря 2010 года Петер Лизеганг покинул Беларусь и вернулся в нее только в ноябре 2016 года.

Как относится Петер Лизеганг к белорусскому государству?

Чтобы понять настроения, мысли, идеи и взгляды Лизеганга на Беларусь, следует познакомиться сматериалом под красноречивым названием «Оранжевый кошмар Лукашенко», сделанным еще в 2005 году, в преддверии третьих выборов Беларуси. В нем Петер Лизеганг призывает белорусов мобилизоваться на протесты и революцию:

«Единственная надежда — мобилизовать людей. Каждый белорус должен чувствовать, что, когда его лишают своего собственного голоса, это касается его лично».

В дальнейшем Лизеганг не раз подчеркивал свой отрицательный и даже резко конфронтационный характер по отношению к действующей власти. Подчеркивая свои «личные отношения с оппозицией» Лизеганг отмечал, что белорусскую революцию сможет сделать не она, а ситуация, «когда стреляют». Дальше немецкий «эксперт по Беларуси» уточняет:

«Система не запрограммирована на то, чтобы работать в трудных ситуациях. Власть не знает, как себя вести, если на улицу выйдет 100 тысяч человек».

Продолжая тему, Лизеганг считает, что катализатором изменений может стать стрельба и гибель людей в момент массовых протестов:

«В такой ситуации, когда есть массовое скопление людей, растущее количество милиции и нарастающее напряжение, власти очень легко оступиться. Из малого может начаться нечто очень серьезное. Кроме того, ваш ОМОН, который тренируется каждый день, скорее всего, получает приказы бить, но быть осторожными. Бить, но не убивать, а убить они могут любого и в любое время. Но если вдруг в толпе будет несколько убитых – в Беларуси все поменяется очень быстро».

В других интервью Лизеганг в борьбе с белорусской властью выступал за увеличение финансирования НКО и образовательных программ, дающих ключи «менять ментальность» белорусам:

«…гражданское общество в Белоруссии должно обрести большую силу, а это зависит от распределения и количества средств, которые, к сожалению, проходят через ведомства, подконтрольные режиму. Прежде всего надо оказывать материальную поддержку жертвам политических репрессий, а также вкладывать средства в образование юного поколения».

Майданный сценарий размышлений Петер Лизеганг подкреплял участием в программах по организации образования для белорусов в такой щепетильной сфере как управление. В частности совместно с Европейским гуманитарным университетом и университетом Виадрина (Франкфурт-на-Одере) на протяжении нескольких лет действовала программа обучения граждан Беларуси в сфере управления.

Является ли Петер Лизеганг немецким агентом?

Интересным является и тот факт, что Петер Лизеганг имеет прямые выходы на БНД (аналог КГБ в Германии) и на Консультативный совет по разведке (GKND), причем непосредственно через бывшего президента БНД и председателя GKND Ханса Георга Вика.

1-6

Петер Лизеганг с Хансом Георгом Виком в 2014 г. в Берлине

В белорусской истории бывший президент БНД Ханс Георг Вик запомнился своими попытками изменить внутриполитическую жизнь страны. В бытность с 1998 по 2001 гг. руководителем Консультативной наблюдательной группы ОБСЕ, по воспоминаниям лидера КХП-БНФ Зенона Пазняка, на сумму $1,7 млн. Ханс Георг Вик создал прозападную оппозицию.

Пазняк вспоминает:

«Так называемая белорусская оппозиция создана бывшим руководителем миссии ОБСЕ в Минске Хансом-Георгом Виком. Запад ее финансирует и диктует, что делать…

Присылают Вика, главу внешней разведки Германии, опытного профессионала. Он начинает собирать лебедек, калякиных, дает им денег. Запад получил свою группу оппозиции, на которую он может воздействовать с помощью денег и которая исполняет их пожелания, чтобы оказывали давление на Лукашенко».

Следует напомнить, что именно в бытность работы Вика по Беларуси ей же заинтересовался и Петер Лизеганг. Понятно, что личная дружба с настолько значимой фигурой для немецких спецслужб именно такого масштаба и карьерный рост при работе в Беларуси в тот момент, когда по ней начал работу сам Ханс Георг Вик, не может выглядеть как простое совпадение. Неформальные связи Лизеганга и общий интерес к Беларуси, объединявшие его с Виком, говорят как минимум о координации действий и обмене информацией между Лизегангом и высокопоставленным работником спецслужб ФРГ.

Почему Петеру Лизегангу запретили въезд в Беларусь именно сейчас?

Однако про связи Лизеганга с БНД и Консультативным советом по разведке (GKND) ФРГ белорусские власти на протяжении более чем 15 лет если и не знали, то должны были догадываться. При этом с 2001 года они не препятствовали его приездам в Беларусь. Так что могло вызвать такую жесткую реакцию на его появление у белорусских властей?

В 2016 году Петер Лизеганг стал одним из организаторов на первый взгляд ничем не примечательных семинаров для «журналистов, активных футбольных фанатов и специалистов по работе с болельщиками в клубах», прошедших осенью. При этом заслуживает внимание как организатор Лизеганг понимает футбольных фанатов. В легенде пресс-релиза говорится:

«Футбольная фэн-культура является хорошим примером и индикатором свободы в обществе. За последние пятнадцать лет в немецком профессиональном футболе можно отметить развитие активной фэн-сцены и фэн-культуры. Группы активных болельщиков, как например, ультрас, не только поддерживают свои футбольные клубы, но и активно высказывают свою общественную позицию против антисемитизма, расизма и гомофобии, выступают за прогрессивную культуру памяти и против коммерциализации футбола.Тем не менее, фанаты всё чаще появляются на страницах газет в связи с беспорядками во время спортивных мероприятий. Политики, полиция, милиция и футбольные организации настаивают на более жёстких мерах безопасности и ограничении свобод, которые были отвоёваны болельщиками. В свою очередь фанаты организуются в инициативы с целью сохранения этих свобод.

Во время семинара в Берлине участники получат возможность встретиться с представителями разных сторон и мнений. Встречи с представителями объединений и организаций, которые непосредственно отвечают за фэн-культуру и самоорганизацию болельщиков…».

Интересно, во-первых, то, что по замыслу организаторов семинара, т.е. в том числе и Петера Лизеганга, ультрас являются представителями борьбы с антисемитизмом, расизмом и выступают в роли «индикаторов свободы».

Во-вторых, по замыслу организаторов, движения ультрас настаивают на этих «свободах» и организуются в инициативы для их сохранения. Это что они под «организацией для сохранения свобод» понимают?

И, в-третьих, участники семинаров встретятся с руководителями, отвечающими за самоорганизацию, т.е. «сохранении отвоеванных ультрас свобод».

Называть представителей ультрас «борцами с расизмом и антисемитизмом» для организатора Петера Лизеганга выглядит по крайней мере смешно. Лизеганг, работающий по Восточной Европе как минимум 15 лет, особенно после событий на майдане должен быть хорошо осведомлен по поводу настроений ультрас.

27.04.2014. Ультрас харьковского «Металлиста» устроили массовое побоище — https://www.youtube.com/watch?v=NfA0S93Gh6U

Белорусские ультрас не более гуманны, нежели их украинские коллеги.

20.10.2013. 16-летние ультрас «Минск» и Минское «Динамо» — https://www.youtube.com/watch?v=nxNUHcGsHE8

Следует напомнить, что  16 ноября Суд Центрального района Минска признал экстремистским текст песни болельщиков Динамо:

«Суд признал, что фанатский хит, исполняемый «динамиками» в основном на стадионах в других городах, разжигает расовую, национальную вражду или рознь. Беспрецедентное в практике борьбы с околофутбольным хулиганством решение суда основано на законе «О противодействии экстремизму» и экспертном заключении Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков экстремизма».

А песня белорусских ультрас из «Динамо», «борцов с расизмом и антисемитизмом» действительно заслуживает внимания. Ее текст иллюстрирует все качества, высказанные Лизегангом в адрес ультрас.

Вторая часть программы семинаров проходила в ноябре месяце на Украине, где участники познакомились с представителями украинских ультрас. Следует вспомнить, что именно ультрас являлись одними из основных сил майдана, а также противостояния в регионах и участия в боевых действиях на Донбассе.

Ультрас Донецкого Шахтера поймали украинофоба — https://www.youtube.com/watch?v=aOq2F2KR85M

В этой связи следует обратить внимание на одну примечательную деталь прошедшего семинара. В пресс-релизе мероприятия указывается, что:

«Эта встреча даёт участникам возможность обмена мнениями о роли футбольныхфанатов и характере футбольной фэн-культуры в Восточной Европе. Кроме того, в преддверии Чемпионата мира по футболу в России эта встреча служит площадкой для обсуждения идей и путей их реализации с целью долговременного сотрудничества между футбольными фанатами из Восточной и Центральной Европы».

Одним словом организаторы семинаров поставили задачу создания сети между наиболее радикальными частями обществ стран региона – ультрас. Импорт опыта майдана и боевых действий этих структур возможно из-за лишней агрессивности и низкой законопослушности через ультрас является довольно реальной угрозой. Петер Лизеганг же претендует на влияние в этих сетях болельщиков, что создает ему возможности координировать и даже управлять их действиями не только в отдельных странах, но и в регионе в целом.

Как это ни странно, подобные семинары финансируют фонды (немецкий Министерства иностранных дел, немецкий фонд Маршала Соединенных Штатов, фонд имени Роберта Боша, фонд «Цайт», фондом имени Денхоффа) достаточно далекие от футбола и тем более футбольных фанатов.

Еще одним фактом является то, что одним из первых ресурсов, поднявших истерию на счет запрета въезда Лизегангу, была «Наша нива». Однако именно ее корреспондент и футбольный фанат Артем Горбацевич участвовал в семинаре, организованном Петером Лизегангом.

2-4

Группа на семинаре. Второй справа в нижнем ряду Артем Горбацевич

По окончанию в Украине семинара именно Горбацевич уже только в Белграде по программе другого немецкого политического фонда имени Конрада Аденауэра 21 ноября был награжден премией за журналистское расследование. Его материалы ««Воины Христа»: как отдельные священники и офицеры на Гродненщине готовят солдат «русского мира» и «Белорусских школьников отправляли в Россию в тренировочные лагеря под руководством неонацистов» были высоко оценены. Именно в них он выступил на одной из сторон конфликта на Украине. Совпадение ли это, либо выстраивание продуманной сети из Беларуси и Украины, а также попытки их подготовить к каким либо политическим действиям пока остается загадкой. Однако одно ясно. Слишком много совпадений и фактов, показывающих интерес немецких спецлужб и лиц близким к ним работать с белорусскими радикалами и передавать им украинский опыт.

Яна Вабишевич, специалист в области гражданских коммуникаций
Источник: http://4esnok.by

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: