О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий.
(Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)

Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой.

Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение.

Регул
https://cont.ws

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: