В начале весны мы вновь хотим обратить внимание читателя на всем известную сказку «Снегурочка» и на тот важный смысл, который дошёл до нас из глубины веков благодаря русскому народу и писателю Александру Николаевичу Островскому, композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и всем, кто трудился, создавая картины и иллюстрации, мультфильмы и фильм на этот жизненно важный сюжет.
Мы рекомендуем освежить в памяти сюжет сказки. Сделать это можно по ссылке: http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml [1] .
Для большинства людей Снегурочка — сказочный персонаж, внучка Деда Мороза, которая приходит вместе с дедом Морозом и привносит волшебную красоту на детские праздники. Иногда по телевидению показывают фильм или мультфильмы про Снегурочку, а в театрах идёт опера «Снегурочка» или театральные постановки.
Своё произведение А.Н.Островский назвал «Весенней сказкой». Действительно, эта сказка несёт нечто новое, начало новой жизни, преображение. И это новое приходит в царство берендеев вместе со Снегурочкой.
Берендеево царство — состояние общества
Начнём с оценки положения у берендеев до появления Снегурочки. В царстве берендеев далеко не всё в порядке, общество испытывает проблемы. Это интуитивно чувствуют и правители берендеев и те, кто должны выполнять роль жречества, но кто выродился в знахарство и скоморошество.
Так, слепые (!) гусляры с тревогой поют о полыхающих окрест войнах, но заканчивают песнь славословием о мире в державе берендеев и его блюстителе-царе Берендее. Здесь переплетаются подобострастие и непонимание внутреннего положения в обществе берендеев.
Сам царь Берендей в это время занят росписью своего дворца замысловатыми рисунками, за что его поднимают на смех скоморохи, чего он не замечает и пускается в нравящееся ему самолюбование.
Приятно ум чужой своим примерить,
На меру взять и на вес; глупость мерить —
Напрасно труд терять.
Далее первый боярин (премьер-министр) Бермята утверждает:
Великий царь счастливых берендеев,
Живи вовек! От радостного утра,
От подданных твоих и от меня
Привет тебе! В твоём обширном царстве
Покуда всё благополучно.
Явное преувеличение: всё царство — посад да слобода. Опытный бюрократ оставляет для себя поле для маневра. Но царь Берендей сомневается:
Не верю я, Бермята.
В суждениях твоих заметна лёгкость.
Не раз тебе и словом и указом
Приказано, и повторяю вновь,
Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность
Проникнуть их старался, в глубину.
Нельзя ж легко, порхая мотыльком,
Касаться лишь поверхности предметов:
Поверхностность — порок в почётных лицах,
Поставленных высоко над народом.
Не думай ты, что все благополучно,
Когда народ не голоден, не бродит
С котомками, не грабит по дорогам.
Не думай ты, что если нет убийств
И воровства…
Бермята соглашается и решает отделаться «малой кровью»: Воруют понемножку. Но не этим озабочен царь Берендей. Он говорит:
Благополучие — велико слово!
Не вижу я его давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу.
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
…
Короче, друг, сердечная остуда
Повсюдная, — сердца охолодели,
И вот тебе разгадка наших бедствий
И холода: за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит…
Заметим, что именно Ярило посылает стужу, но Солнце этого делать не может. Значит Берендей отождествляет, сознательно или бездумно, двух разных богов и вносит путаницу в свой разум и в мировоззрение берендеев, а это приводит далее к трагическим последствиям для всего их общества.
Заметки на полях. Кто такой Ярило?
Ярило (по славянской мифологии) — это божество весеннего плодородия и страстной любви в виде молодого парня на белом коне, сезонный земледельческий культ, обрядовые празднования которого заканчивались его похоронами (!). Если посмотреть в более древние времена, то Ярило — одна из сил природы — Солнце, которое как и другие природные стихии, является составляющей Языка Жизни, которым Белобог общается с людьми. Люди же общаются с ним через молитвы, требы и дары, приносимые ему.
Однако в контексте сказки, можно предположить, что Ярила — это созданный берендеями их главный, по их представлениям солнечный бог — а по сути их собственное коллективное бессознательное или в терминологии эзотеризма — эгрегор.
Поскольку коллективное бессознательное содержит только старые алгоритмы, оно сопротивляется новому состоянию общества. Поэтому Ярило стремится уничтожить Снегурочку, так как её приход означает конец его монопольного положения над берендеями; призывает стужу (как божество страсти он может вызывать противоположные состояния: жар-холод, любовь-ненависть) для устрашения берендеев, чтобы они оставались его энерго-информационными «донорами» и, если не путать имена богов, то Берендей называет действия Ярилы-эгрегора точно. В финале Ярила-эгрегор является в виде молодого парня в белой одежде, неся зловещие символы: светящуюся людскую голову (череп?) в правой руке и ржаной сноп — в левой.
Царь Берендей чувствует, что общество больно и даже определяет симптомы этой болезни:
Возвышенной тоски любовной нет
Действительно, берендеи перестали личностно развиваться, ибо в их жизни нет Любви, но здесь царь не точен, поскольку при Любви будет радость, а тоска — это проявление другого чувства. Также говорит он и других причинах своей тревоги:
Появилось стремление к новшествам:
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.
Заметим, что в «прочем» может быть и стремление к развитию новых человеческих качеств, потому это может быть проявлением бездумного консерватизма.
А что народ, простые берендеи? Они беспечно и бездумно, по традиции, празднуют окончание зимы, но вот происходит чрезвычайное событие — чужак Мизгирь совершает вызывающий проступок — он обманул и предал поруганию Любовь своей невесты – «благое чувство, великий дар природы, счастье жизни!».
А местные мужики и парни не сумели поставить на место нарушителя традиции и защитить Любовь, а надеются только на «батюшку-царя». И поют ему льстивую хвалебную песнь:
Привет тебе, премудрый,
Великий Берендей,
Владыка среброкудрый,
Отец земли своей.
Для счастия народа
Богами ты храним,
Они ошибаются: он выдвинут коллективным бессознательным берендеев — Ярилой для служения себе, то есть сохранения прежних порядков, сохранения психологической зоны-комфорта.
И царствует свобода
Под скипетром твоим…
Лукаво принимая произвол царя, они не хотят стать самостоятельными и нести ответственность за свою жизнь. Очень напоминает ситуацию в современной России, когда все ждут, что президент, губернатор, глава города всё сделают за толпу, которая не хочет стать народом и изменить, прежде всего, своё поведение, ибо в обществе людей живущих по совести невозможны преступления.
Символизм образов сказки «Снегурочка»
Это типичное состояние толпо-«элитарного» общества, где и управители, и управляемые живут по преданию (традициям), рассуждают по авторитету президента (либо другого вождя), предания или Писания (признаваемого в том или ином обществе Священным). То есть то общество людей, остановившихся в своём развитии. В контексте рассматриваемого случая — находящихся в застое под управлением алгоритмов «бога»-эгрегора Ярилы.
Согласно В.Жикаренцеву [ 2 ] эгрегор проявляется в базовых символистических фигурах. Мужской ряд: Царь-Герой-Любовник, женский ряд: Жертва-Мудрость-Любовь. В пьесе А.Н.Островского эти ряды представлены следующими персонажами. Царь Берендей (одно из значений слова «берендей» — это занимающийся пустяками, делающий игрушки) — это пустопорожний краснобай с девизом: «пусть всё будет как всегда — живём по преданию и рассуждаем по писанию», т.е. он — царь-биоробот, однако будучи эгрегориальным лидером он видит новые факторы, но не находит в себе сил стать эгрегориальным программистом и изменить коллективное бессознательное своего народа берендеев так, чтобы изжить это «житие по преданиям и рассуждения по авторитетам». А ведь существует правило:
положение обязывает, если положение не обязывает, то оно убивает, сначала духовно, а затем — физически.
И это правило действует в отношении как индивидов, так и управленческих структур не соответствующих своему предназначению и касается всех уровней и видов власти. Поэтому будущего у Берендея, как заложника алгоритмики эгрегора, без Ярилы нет, в отличие от конъюнктурного бюрократа-троцкиста Бермяты — этот будет нужен при всех толпо-«элитарных» режимах и готов присягнуть любой власти.
Купец Мизгирь по внешним признакам похож на героя — видный, бойкий, гордый, но «удалец среди овец» и проявил себя не на поле сражений, а в зарубежной торговле и среди трусливых слободских берендеев. Он уверен, что может всё и всех купить — это демонический тип личности, который ради своей прихоти может нарушить любые традиции. Столкнувшись с Праведным и не желая покаяться, он обрекает себя на самоубийство, идя, как и любой демон, по пути саморазрушения.
Лель — безродный, бездомный, без определённой профессии, но он научен Ярилой-эгрегором песни, умению петь для обольщения, внушения страсти. Известен как разрушитель семьи. Из таких появляются Бобыли-пьяницы, паразиты, пляшущие и пирующие на праздничных «раздачах».
Этим мужским персонажам зеркален женский ряд: блудливая боярыня Елена Прекрасная, страстная Купава, никчёмная Бобылиха. Общее у них — зависимость от Ярилы-эгрегора. Привыкшие из него брать все алгоритмы своей жизни, все сценарии поведения, без него они своим умом не могут ничего создать, даже для своей и его защиты. Они не могут понять и принять миссию Снегурочки, ибо их Господин-Ярило замыслил (эгрегоры не мыслят, но содержат в себе определённые цели и алгоритмику их исполнения) её погубить, что и было коллективно выполнено ими.
Но внешние знамения и нарастание внутриобщественных проблем свидетельствуют об изменении состояния природной и общественной среды, о том, что обществу нужно выходить на новый общественный уровень и достигать нового качества развития человеческого в себе. Но «низы» беспечны и ленивы, поэтому надеются на «верхи», а правители «не видят средств» выхода из тревожной ситуации, хотя в лице царя Берендея чувствуют неладное. Формалист Бермята предлагает приказать любить, а царь считает, что «мольбами лишь смягчают гнев богов и массовыми жертвами». Но Бермята возражает, что прежние обряды (алгоритмы поведения) не дадут нужного результата, ибо появилась Снегурочка — необычное чудо. И из-за неё началась смута среди участников спасительного массового свадебного обряда — женихов и невест.
Какая-то в зареченской слободе
Снегурочка недавно объявилась.
Передрались все парни за неё.
На женихов накинулись невесты
Из ревности, и брань идёт такая —
Усобица, что только руки врозь!
Царь:
Во-первых, я не верю, во-вторых,
Быть может, ты и прав, тогда старайся
Уладить всех и примирить до завтра.
Решение моё непременимо.
Но Берендей не может различить прихода Посланника и не понимает миссии Снегурочки. Его реакция неадекватна «мудрому и благоразумному правителю»: он отрицает очевидность: «я не верю» и потому он слагает ответственность на подчинённого. Упорствует, настаивая на своём, даже понимая абсурдность этого.
Бог всегда помогает
Бог помогает тем, кто остановился в своём развитии, запутался в проблемах и стоит перед самоуничтожением, давая последний шанс вернуться на путь развития человечности и своего предназначения в той форме, которая понятна данному народу. Поэтому берендеи получают в помощь Снегурочку. Почему именно через Снегурочку? Это своеобразное человекоподобное существо.
Она дочь Мороза (царя Мира Льда, вершителя зимнего порядка застывшей, холодной, но не мёртвой Красоты, поэтому его ещё называют Карачун-Корочун, т.е. завершитель годового жизненного земного цикла) и Весны (начала нового жизненного цикла), т.е. Снегурочка — дочь Природного Конца и Начала. Не случайно, что имя Снегурочки имеет два несхожих образа: созданная из снега (очищенная вода на холоде превращается в кристалл, который может расти) и утренний жаворонок весёлыми трелями встречающий зарю.
Снегурочке исполнилось пятнадцать лет. В течение этого срока воспитывалось новое поколение и «остудевали сердца» берендеев. А их любовная-творческая энергия Красоты, оставшаяся невостребованной, помогла Морозу сформировать восхитительную человекоподобную красоту своей дочери. Тем самым Мороз посылает взамен берендеям холодную энергию, ибо в природе всё взаимосвязано. И она не боится угроз Ярилы, пока «имеет младенчески чистую душу».
Важно подчеркнуть, что Снегурочка — это живое существо, но она — ещё не состоявшийся Человек, ибо всё живое должно любить, потому она и стремится найти Любовь.
Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю…
Весна предлагает Снегурочке пожить с людьми «на воле». И она с радостью соглашается ради получения к своей холодной Красоте силы горячей Человеческой Любви. Притом следует помнить, что Любовь — это не животная страсть, принимаемая многими за Любовь, по какой причине многие разочарования и страдания связывают с Любовью, что говорит о их слепоте (вспомните слепых гусляров-знахарей). В этом смысле она указывает на проблему берендеев, которые также не знают Любви.
Надобно Любить
Говорить о Любви тем, кто любит, нет необходимости. Имеет смысл говорить о том, когда люди принимают за Любовь порабощающую, привязывающую животную страсть.
…Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека — точный слепок с истории его отношений к миру вообще (Ф.Сологуб).
И если люди хотят любить, то они Любовь найдут благодаря подсказке Свыше быстрее, нежели будут продираться через суету будней, будучи повязанными страстными привязанностями по рукам и ногам. Чудо Свыше выбивает из зоны комфорта, даёт шанс войти в качественно новое состояние, но закрепление в нём, перенятие новых алгоритмов поведения — дело самих людей.
Лошадь можно подвести к водопою, но нельзя заставить пить.
Снегурочка и являет «эту подсказку» и шанс «беспечным берендеям» прийти в состояние Любви, ибо — это созидающее действие, преобразующее себя и других, ибо Лю-Бо-Вь (есть и такая трактовка) — Люди Бога Ведающие, то есть живущие по Промыслу.
В этом особенность миссии Снегурочки как Посланника от Бога: она получает возможность действовать с «волей и выбором», ибо Снегурочке дана возможность показывать как надо любить по-человечески, и к чему ведёт страсть (т.е. Снегурочка таким образом олицетворяет и прямую положительную, и отрицательную обратную связь, если соотноситься с теорией управления).
Таким образом, предназначение Снегурочки — показать берендеям, что они остановились в своём духовном развитии и обратить их внимание, что жизнь страстями приведёт их к самоубийственной гибели — так жить нельзя! А надо жить и любить по-Человечески.
И Снегурочка в Слободе и Дворце выполняет свою миссию тем, что являет и усиливает нравственную направленность встреченных ею берендеев. Так, ленивые и жадные Бобыль с Бобылихой получают возможность проявить родительскую любовь и трудиться, преображаясь в достойных и уважаемых общинников, но они видят в Снегурочке только средство для дальнейшего паразитирования и доводят себя до крайнего аморального стяжательства.
Купец Мизгирь — получает возможность Любить по-Человечески, но выбирает самоубийственный демонизм. Лель, Купава, слободские парни и девчата при встрече со Снегурочкой продолжают пребывать в страсти, предают свою любовь, вызывают «брань и усобицу», а после ухода Снегурочки становятся зачарованным жертвенным стадом.
При встрече с царём Берендеем Снегурочке становится страшно — она понимает, что это запрограммированный биоробот и слепец, поставленный во главе слепцов, ибо не различает, не понимает и не принимает Снегурочку, и ради сохранения эгрегориального «статус-кво» он готов принести в жертву всех, в том числе и Снегурочку. Поэтому Снегурочка принимает решение добиться прозрения берендеев крайним средством (с помощью отрицательной обратной связи, т.е. показать к чему приведёт следование безумным страстям) и преображается — она тает от демонической страсти Мизгиря и палящих яростных лучей «злого» бога Ярилы, являя людям его истинную сущность.
Самообличением и саморазоблачением звучит прощальный финальный монолог царя-безумного слепца:
Снегурочки печальная кончина
Посланник не может погибнуть, он преображается. Не зря Снегурочка создана изо льда и таёт. Использование образа воды акцентирует внимание на преображении. Ведь каждый бессознательно понимает, что Снегурочка никуда не пропала, а перешла в другое состояние, как вода, хотя другим может казаться, что она погибла и может даже казаться, что в мучениях. Никакой общеизвестной истории это не напоминает?
Снегурочка стала водой (вода — символ информации) в сознании людей, и объективно теперь эта информация работает на становление Человечности в людях.
И страшная погибель Мизгиря
Здесь указано точно, к чему ведут демонические страсти.
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет берендеям вещалась Благая Весть, почти столько — сколько формируется поколение людей. То есть им давалась возможность научиться жить по СоВести.
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
А точнее говоря не солнце, а эгрегор-Ярила, который требует служения себе, выполнения своей алгоритмики, старается удержать.
Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Ещё недавно царь утверждал, что стужу насылал Ярило, то есть он сам себе противоречит. Мороз лишь символизирует, что старый цикл заканчивается и наступает новый.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
Опять подмена имён, солнце вместо Ярилы. Следовало бы обратиться в Богу.
И верю я, оно приветно взглянёт
На преданность покорных берендеев.
Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!
Пастух и царь тебя зовут, явись!
Здесь показано, что в обществе берендеев нет Любви. Они выражают своё холопско-рабское отношение к своему Господу-господину Яриле. И в этой толпо-«элитарной» иерархии на первое место поставлен не царь-исполнитель, а пастух — как духовное порождение Ярилы.
Свет и сила,
Бог Ярило.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке — светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп. По знаку царя прислужники несут целых жареных быков и баранов с позолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом, разную посуду и все принадлежности пира.
Х о р (допевает)
Даруй, бог света,
Тёплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Здесь нет человеческой Любви, а есть фанатичная покорность господину, к которому привязаны и от которого просят подаяния: «дай, дай, дай…».
И Ярило показывается, правда не на небе, а «на вершине горы» с зловещим символом — светящейся людской головой в правой руке (!?), и только на несколько мгновений (вопрос: что значит этот знак-наваждение?), но толпе берендеев некогда думать — она идёт за царскими слугами, которые несут быков и баранов с золочёнными рогами (символ нового бога-эгрегора Жертвенного Агнца) и привычно просят «самого прекрасного» Ярилу «тёплого лета». Куда идут? На пир? Или на тризну?
Заключение
Разве это не знакомая картина: природа и мир окрест меняется, жить становится всё труднее, множатся проблемы, а берендеям всё нипочем, они — «беспечны, ленивы и празнолюбцы», они надеются на царя и милость «бога»-покровителя и не желают ничего менять и сами меняться. Как говорил А.С.Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны…». Это типичное описание всякого толпо-«элитарного» общества в период его «застоя» и «перед уходом из истории». И претензии на неактуальность надо высказывать не к А.Н.Островскому, а к своей неспособности Различать.
В «весенней сказке» точно и ярко показано состояние дохристианского общества и их «элиты» (князей и деградировавших до знахарей жрецов), которые не смогли защитить традиции предков и отстоять своих богов-покровителей перед «вызовами времени» и новыми богами, оказались несостоятельны как руководители, пытаясь управлять по-старинке, «как всегда», но также не смогли и выработать глобальную альтернативу надвигающейся с Запада опасности. Но это было известно и до появления «Снегурочки».
И вот она сокровенная тайна Руси Изначальной, которая была открыта А.Н.Островским через Снегурочку:
Обычно выделяют избранные народы, к которым приходили Посланники Промысла, и народы, обделённые этой счастливой участью. Н.А.Островский показал, что Благая Спасительная Весть постоянно даётся Промыслом каждому народу сообразно его уровню развития Человечности, а в момент «застоя в развитии и исторического тупика» каждому народу даётся персональный Посланник — Его надо Различить, Понять и Принять — значит Преобразиться.
Но повторим: Бог не меняет положение людей, которые сами не хотят меняться. Это о берендеях. В этом главный смысл «Снегурочки» Н.А.Островского — вот почему он считал это произведение главным среди своего обширного литературного наследия.
Берендеи, сделав свой выбор, освободили «историческое место» для жизни и развития для вновь пришедших сюда народов, но остались памятью своей судьбой. И все, кто жил, живёт и будет жить на этой земле, будет решать «задачу Снегурочки». Это касается и всего мира, и России, в частности, — нельзя оставаться «берендеями» и пребывать в плену заблуждений, а тем более осознанно творить зло — каждый, кто прочитал эту статью, теперь несёт более высокую ответственность перед Жизнью, поскольку он теперь предупреждён.
Благодарим за огромный вклад в раскрытии шифра сказки наших коллег из Костромской области.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959