Триста сортов елбасы. Сергей Савчук

Спустя неделю после отречения многоуважаемого Нурсултана Назарбаева, который отныне имеет полное право именоваться «человек-город», астрологи объявили об окончании недели экспертов по Казахстану. Последние допили утреннее молоко и пошли размышлять о перспективах украинских выборов и успехах финской модели образования. Именно на фоне снижения накала петросянства и ухода темы Казахстана из новостной ленты, пришло, наверно, время спокойно разобраться, что же нас связывает с соседней страной помимо общей советской истории.

Казахстан, как ни стараются отечественные журналисты, даже близко не поспевает по степени хайпа и скорости генерации идиотских новостей за Украиной. Вообще для российского обывателя Казахстан – это нечто близкое, но мало знакомое, там точно степи, лошади и вполне сносно относятся к русским. На этом стандартный набор знаний, как правило, заканчивается.

На самом деле с юго-восточным соседом нас связывает не только общая граница, а и большое количество общих проектов, от культурных до энергетических. Республика Казахстан очень богата полезными ископаемыми – имеются месторождения нефти и газа (Актобе, Атырау, Мангышлак), более 300 месторождений угля (Караганда и Экибастуз, более 170 млрд. т.), разведаны большие запасы железных, марганцевых, ванадиевых, титановых и прочих руд. А ещё Казахстан богат золотом и медью. География и схема расселения казахов таковы, что страна не всегда способна разрабатывать недра только своими силами, поэтому последние два десятилетия в Казахастан активно заходят и работают российские компании:

— ЛУКОЙЛ: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) от Тенгиза до Новороссийска. Также компания отрабатывает месторождения Караганчак, Кумколь и ряд других. Объём инвестиций ЛУКОЙЛА в казахские проекты превышает $3 млрд.

Где-то на месторождении Кумколь.

А это газоперерабатывающий завод Кумколь.

— Полиметалл: пять лет работает на разработке месторождений золота Бакырчик и Большевик, построена обогатительная фабрика, инвестиции составили почти $500 млн.

Водитель карьерного самосвала БЕЛАЗ на руднике Бакырчик.

Погрузка рудной массы на руднике Бакырчик.

— Атомредметзолото (АРМЗ, входит в структуру Росатома): начинала с добычи золота, но позднее полностью переключилась на добычу урана, сегодня АРМЗ имеет 5 лицензий на богатые ураном участки, инвестиции почти $300 млн.


— Еврохим: работает в РК чуть больше 3 лет, но уже ввела в эксплуатацию фабрику в Жамбыльской обл., в ближайшее время будет открыт химкомбинат в городе Жанатас. Планируется, что казахские предприятия покроют половину потребностей страны в минеральных удобрениях, планируется и экспорт в Китай, Иран, Афганистан, Туркменистан и Узбекистан

Завод Еврохим-Каратау, производящий минеральные удобрения.

— РУСАЛ: работает в районе Экибастуза, где на двух крупнейших разрезах Богатырь и Северный добывает почти половину всего казахского угля

Угольный разрез «Богатырь».

— Вымпелком: с 2004 года владеет вторым по величине казахстанским мобильным оператором «Кар-Тел» (75% акций). На сегодняшний день Вымпелком вложил в развитие инфраструктуры связи не менее $200 млн.

Как видим, российский бизнес активно и беспроблемно работает в Казахстане, принося прибыль и в российский, и в казахский бюджет. Я понимаю, что всё написанное выше, гораздо скучнее шуток про переименование Астаны и казахов в назарбахов, ну так у нас тут и не кружок юных революционеров.

Подводя кратенький итог – уважаемый елбасы ушёл в тень власти, но Армагеддон не наступил, всё осталось, как есть, все компании и корпорации продолжают сотрудничать, осталось только дождаться личной встречи В. Путина и свеженазначенного президента Токаева, я почему-то уверен, что стороны подтвердят желание дальше дружить и жить по-соседски в мире.


Сергей Савчук
https://vk.com/id108577065

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: