Чему учит (коротко):
С одной стороны, мультфильм учит смелости и предлагает бороться с насилием над животными, но с другой – содержит множество деструктивных закладок, которые делают просмотр с ребёнком невозможным. Да и у взрослого остаётся неприятное послевкусие.
Мнение цензора (подробно):
Современные мультфильмы часто поражают своей противоречивостью. Они могут нести одновременно очень созидательные идеи, но в то же время их будут сопровождать такие побочные эффекты, которые сделают просмотр невозможным. Либо превратят съедобную конфету в подслащенную и покрытую глазурью отраву.
Мультфильм «Тайная жизнь домашних животных 2» – яркий тому пример. На первый взгляд, центральная сюжетная линия и история главных героев несёт сильный положительный заряд. Псу Максу предстоит после ряда серьёзных испытаний обрести смелость и осознать, что воспитание детей не должно строиться на принципе их тотального ограждения от любых опасностей и трудностей. Хозяева Макса представлены довольно милой семейной парой, заботящейся о своём ребёнке. Параллельно другие персонажи во главе с Кроликом по имени Снежок заняты спасением тигрёнка, попавшего в лапы дрессировщика-садиста.
И вроде бы всё хорошо, но когда начинаешь присматриваться к деталям, то весь созидательный посыл растворяется в какой-то зловонной жиже.
Начать следует с того, что все животные в мультфильме постоянно обсуждают туалетную тему: то они справляют малую или большую нужду и отпускают об этом шуточки, то они обсуждают экскременты, то они демонстративно виляют своей пятой точкой, то их тошнит и нам крупным планом показывают отрыжку, то они нюхают грязные нестиранные носки, то ещё какая-нибудь мерзость. И эти эпизоды появляются непрерывно на протяжении всего мультфильма. Многие носят ещё и откровенно пакостнический характер в стиле:
– Я сходил по большому в сапоги хозяину!
– Молодец, горжусь тобой!
Ещё одну печальную норму можно назвать так: «давайте посмеёмся над тем, как ему больно». Падения, шлепки, удары, столкновения, неудачи – всё это повод для шутки, и подаётся со смехом. Неужели дорогостоящие режиссёры или сценаристы не могут придумать созидательные шутки, которые не будут параллельно делать детей циничными и бесчувственными. А ведь именно такой воспитательный эффект несёт подобный «юмор», когда вместо сочувствия вас провоцируют на смех. А может быть они и преследуют именно эту цель?
Другой показательный момент в том, что главные герои пребывают в каком-то сумасшедшем мире. Существует несколько центральных персонажей (тоже с прибамбасами, но хотя бы способные как-то мыслить), а все окружающие их звери, появляющиеся в отдельных эпизодах, ведут себя даже не глупо, а как настоящие психи. Пса Макса приводят в ветеринарную клинику, где он встречает выживших из ума кота, хомяка и другую собаку. И их сумасшествие показано очень наглядно: кот вцепляется и начинает драть когтями свою хозяйку; хомяк устраивает истерику из-за того, что не может похудеть; на собаку находит припадок с раздвоением личности.
Затем герои приезжают в деревню, где на них набрасывается сумасшедший индюк, а корова устраивает сценку на тему «сейчас я буду пародировать собак». Тем временем Кролик Снежок вживается в роль супергероя (при этом он постоянно орёт), а живущая по соседству собачка Гиджет проникается материнскими чувствами к мячику и пытается вызволить его из лап целой стаи бешеных котов. Всё это подано с юмором, но это тоже какой-то нездоровый юмор. Мы уже привыкли к тому, что в американской кинопродукции должен быть обязательно герой-идиот (видимо, чтобы любой, даже самый ущербный зритель, на его фоне мог почувствовать себя на высоте), а тут целый мир идиотов, на фоне жизни которых нам предлагают проникнуться уважением и посочувствовать испытаниям, выпавшим на долю главных героев, – это что-то новое.
Есть и другие моменты. Выражены они хоть и не так ярко, но тоже вряд ли могли появиться случайно. Снежку спасти тигрёнка помогает собачка Дейзи. Вместе они составляют классическую пару из мужского и женского персонажа, действующих в команде. Но в критической ситуации Снежок ведёт себя как трус, а Дейзи самоотверженно бросается в самое логово врагов. Налицо явная подмена полоролевых моделей поведения. Конечно, в жизни бывает всякое, и темпераменты и физические данные у всех разные, но когда этот штамп с сильной женщиной и слабым мужчиной кочует из фильма в фильм или из мультика в мультик, то возникает закономерный вывод – «значит это кому-то надо».
Нехорошие аналогии приходят на ум от двухминутной сцены кайфа. Кота накормили валерьянкой, и он испытывает райское блаженство: урчит, мурчит, вздыхает и поёт песни. Это что – такая мягкая форма знакомства детей с веществами, изменяющими работу психики? Ну тогда бы уж для правдивости и похмельный синдром показали, а не только рекламную сторону процесса.
Ещё один печальный штамп проскакивает перед самыми финальными титрами, когда мальчик Лиам решает нарядить Снежка в платье и заплести косички. Кролик сначала ужасается произошедшей перемене, а потом испытывает радостный восторг от своего нового необычного вида. И всё это на фоне закадрового голоса диктора «жизнь не стоит на месте, всё течёт – всё меняется». В жизни, конечно, многое меняется, но это явно не те перемены, к которым нужно подталкивать детей.
В этом ряду двусмысленно начинает восприниматься и сюжетная линия собачки Гиджет, которой из благих целей пришлось трансформироваться в кошечку. Ей это настолько удалось, что другие кошки даже признали её своей королевой, и начали поклоняться ей.
Ну а в остальном мультфильм, конечно, хороший. Только, какое это имеет значение на фоне всего вышеперечисленного.