Идеологическая обработка и диверсионное зомбирование в играх

В статье, на примере двух компьютерных игр, рассмотрены конкретные методы зомбирования и психологической обработки в игровой форме.

Компьютерные игры как инструмент влияния

В сознании молодых людей сегодня игровыми методами формируется альтернативная реальность. В их восприятии она превращается в текущую действительность постольку, поскольку они незнакомы с реальным положением дел.

Аудиовизуальное игровое обучение гораздо ярче, интереснее и живее нежели устные рассказы, чтение, или даже видео. В силу возрастных особенностей ребёнок не в состоянии критически оценивать происходящее, которое, кроме всего прочего, постоянно требует от него конкретных действий и навязывает определённую линию поведения, продиктованную игровым сюжетом и особенностями программной реализации.

Прививается определённый набор социальных инстинктов (С.В.Савельев), которые не могут быть существенно замещены или вытеснены в течении всей последующей жизни.

На сегодняшний день очевидно, что игровая индустрия стала прежде всего не развлекательным явлением, а средством идеологического и пропагандистского влияния. Игропром во многом перехватил пальму первенства у Голливуда в плане трансляции нужных установок на потребляющих данную продукцию людей.

Но если кинематограф предлагает зрителю пронаблюдать ситуации со стороны, а сопереживание в процессе просмотра носит абстрагированный характер, то в процессе прохождения компьютерной игры человеку предоставляется, или даже навязывается, необходимость непосредственного принятия решений и непосредственное переживание результатов своего выбора. Это скорее «тренинги», или формирование установок и линий поведения игровыми методами, нежели средство демонстрации видения режиссёра (как в кино).

Пропагандистская и идеологическая составляющая российского игропрома, к сожалению, хромает не только в плане наступления, но даже и в защите. Большинство молодых людей на территории СНГ привыкло к нескольким релизам зарубежных высококачественных игр за год, в которых бравый англосаксонский/НАТОвский солдат будущего или прошлого справляется с вселенским злом, абсолютно прав и спасает мир. Особенно важные результаты это может принести в связке с устройствами виртуальной и дополненной реальности.

Компьютерные игры – мощнейший пропагандистский и идеологический инструмент. Кроме того, компьютерные игры могут использоваться для подготовки массового сознания к принятию неких решений, или скорее для доводки такой подготовки. Ниже будут рассмотрены некоторые примеры.

Игра «Метро: Исход» – 2019 год

Начнём с недавно вышедшей игры «Метро: Исход», мягко говоря не имеющей никакого отношения к российскому игропрому.

Технически игра является интерактивным тренажёром, при помощи которого теоретически прорабатываются действия партизанского характера в составе малой диверсионной группы в условиях смены или отсутствия централизованной власти.

Одна из задач игры – пробудить в подростках интерес к самостоятельному конструированию и модификации стрелкового оружия.

Игроку предлагается стать участником следующего:

  • «В любом случае добравшись до Ямантау мы узнаем всё… Из источника высочайшего уровня. Руководство Москвы – это так, местное само-управление по сути…» (видео, время 07:53)
  • «Лифт привезёт героев на встречу с таинственными руководителями страны, которые почему-то очень обрадуются, что на «Авроре» есть женщины и дети. Как выяснится, от правительства страны в «Ковчеге» осталась лишь внушительная горстка людоедов». (видео)
  • Доктор-каннибал: «Мы правительство, которое вы заслужили». Полковник Мельников: «Всех вас под корень! До войны ещё надо было! Да я вас зубами рвать буду!!!». (видео, время 14:25 – 17:05)
  • Игрок постоянно выполняет чужие задания и поручения – какими бы они ни были. (видео, время 56:20)
  • Недалёкого ума, престарелый, безногий инвалид на протезах – русский полковник Мельников – постоянно принимает неверные, рискованные, не до конца продуманные решения, которые приводят персонажей в критические для жизни ситуации, из которых их вытаскивает американский инструктор Сэм.
  • Американский инструктор Сэм спасает всю диверсионную группу от смерти, когда полковник Мельников принимает решение спускаться под землю в бункер к каннибалам. Таким образом игра не заканчивается и сюжетная линия имеет возможность продолжиться. (видео, время 17:05)
  • Американский инструктор Сэм постоянно руководит игроком по типу – теперь туда, теперь сюда, твоя очередь, прикрой, прикрываю, твой этаж и т.п.
  • Чтобы выжить нужно слушаться умного, опытного, молодого и весёлого НАТОвского инструктора, а не глупого, старого, психически нестабильного русского полковника-инвалида.
  • Дискредитация законного, легитимного правительства аллюзиями и аналогиями косвенного характера. Весь сюжет игры выстроен вокруг постепенного понимания игроком никчёмности и некомпетентности законного правительства, которое, вроде как, вообще кануло в лету, оставив после себя весь этот бардак.
  • Игра призвана пробудить интерес игрока к секретным правительственным спецобъектам – например, к секретному военному центру спутниковой связи.
  • Что особенно интересно в свете нахождения игроком, в одном из эпизодов, записки следующего содержания:

  • Данную записку игрок находит во время прохождения игры. Случись чего, дети должны знать, как получить инструкции для защиты своей свободы. Вся эта литература находится в открытом доступе и легко находится в поисковике.

  • Сама игра начинается с того, что главный герой постоянно пытается поймать аналог местного «Радио Свобода», в процессе попыток узнавая, что на Москве сговор – глушат правду. В связи с чем у него и не ловит.
  • В процессе игры выясняется, что правительство «распилило» все запасы для правительственного бункера. Люди, прибывшие туда, обнаружили, что запасов нет. Это вынудило их стать каннибалами – по вине правительства, которое утекло с «распиленным» незнамо куда.
  • Ребёнок, играющий в игру, имеет возможность убить «Главного»! См. дальнейший монолог полковника! (видео, время 42:30)
  • После чего инструктор Сэм даёт по рации команду выходить и эвакуироваться.

  • Приказам русского полковника никто не подчиняется. Почти всегда имеет место спор, обсуждения или пререкания.
  • Инструктор Сэм под занавес эвакуации: «С этим местом похоже over. Пора в настоящий правительственный бункер». (видео)
  • Общее обсуждение предложения инструктора Сэма – рационализирование почему так надо. (видео, время 47:00)
  • Русский полковник-инвалид эмоционально и психически неустойчив и вызывает вполне определённое отношение даже у взрослого человека играющего в игру.
  • Дальнейшие инструкции от американского инструктора Сэма. (видео, время 56:17)

Это происходит уже сегодня. Сейчас. Когда вы читаете эти строки, тысячи детей в СНГ играют, или уже отыграли, в эту игру.

Напомним, что ребёнок – в силу возрастных особенностей – не может критически оценивать срежиссированную интерактивную ситуацию. Тем более такую, которая вызывает формирование целевых установок даже у взрослых людей.

Игроку объясняется, что конструировать оружие и вламываться с ним в секретный центр связи, предварительно изучив радиодело и угнав поезд – это весело, интересно и правильно. Потому что правительство плохое и его нет. А «Главному» без особых разговоров пулю в затылок – только доберись!

Чтобы всё было хорошо – нужно слушать американского инструктора. Если слушать русского полковника – будет плохо.

В игре, так же как и в S.T.A.L.K.E.R., в промышленных масштабах наличествует постоянный отстрел идеологически чуждых элементов («гражданских» и невооружённых) – мутантов. Для которых текущие условия и окружающая среда являются нормой и которую они, по мере сил, пытаются от игрока агрессивно защитить.

Серия игр S.T.A.L.K.E.R. (2007-2009 года)

Игра S.T.A.L.K.E.R. от украинской компании GSC также является ярким примером описываемого в статье. Но на этот раз обыгрывается тема аварии на чернобыльской АЭС.

Сюжетом игры сама станция и последствия аварии представлены как тяжёлое наследие и «подарок» от СССР, выраженное во вполне конкретной форме вполне конкретными художественными методами. Наследие это, якобы, изменило саму жизнь и пространство на котором она проходит в худшую сторону, причём навсегда и безвозвратно.


Игроку предлагается бороться с объективными условиями внешней среды видоизменённой чернобыльской катастрофой, попутно борясь с существами, являющимися продуктом этой аварии (зомбированные, монолитовцы, мутанты). По сути эти существа в той или иной степени выражают собой домайдановскую пророссийскую реакцию (совков). Установка даваемая в игре однозначна – контакты и конструктивное взаимодействие невозможны, при встрече уничтожить как можно скорее. Игра анонсирована в середине 2000-ых, и вышла в нескольких частях с некоторыми периодами между релизами.

На территории СНГ будет очень трудно найти молодого парня «майдановского» возраста, который бы её разок не проходил. Это спланированный и очень глубоко и чётко проработанный пропагандистский проект, целью которого являлась подготовка массового молодёжного сознания (особенно украинских ребят) к активным действиям направленным против «наследия СССР». Вводятся весьма характерные смысловые единицы, на теоретическом уровне прорабатывается взаимодействие между повстанческими группировками, репетируются отношения между относительно бесконтрольными вооружёнными группами и формированиями. Предлагаются к определённого рода отработке некоторые действия в рамках вооружённого конфликта – как в составе группы, так и в одиночку.

Игра, несомненно, внесла свой вклад в подводку массового молодёжного сознания к событиям на Украине 2014-ого года. Кроме прочего, как в вышеперечисленных, так и в последней части игры Far Cry, в подсознание игрока вводится ясный посыл – постапокалипсис бывает. Он вполне возможен. «После» есть.(видео, время 00:00 – 02:20)

Таким образом подготавливается принятие молодёжью «силового сценария» как возможного. В наше время силовой сценарий означает конец цивилизации.

P.S. Автор «Сталкера» о России: «Я гражданин Украины, а с РФ у нас война»

Сергей Григорович, основатель и владелец GSC Game World, студии, выпустившей S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl и Cossacks: European Wars, опубликовал в своем Facebook сообщение, вызвавшее горячее обсуждение:

Гражданин, однако, не нашёл ничего плохого в том, чтобы продавать свою новую игру на территории РФ. На первый взгляд парадокс, но если учесть содержание игры…

Читателю, располагающему временем, к ознакомлению предлагается  фильм «Заговор против Станы Советов» (1984), в котором предпринята одна из первых попыток придания широкой огласке описанных в данной статье методов диверсионной работы.

https://whatisgood.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: