Устройство психики. Сознание, подсознание — модель доступная каждому

В процессе подготовки этого материала нам пришлось затронуть разные сферы жизнедеятельности человека, что нашло своё отражение в статье. Такое обилие конкретных примеров необходимо для того, чтобы помочь читателю выработать детальное представление о заявленной теме. Этот процесс напоминает складывание пазла. Чем больше разных по форме и содержанию элементов, тем более детальную картину из них можно сложить. Давайте попробуем это сделать.

Начнём с того, что древнегреческий философ Аристотель сказал: «движение — жизнь». Действительно, в мире всё находится в постоянном движении, то есть в процессе перехода из одного состояния в другое. Человек не исключение. Но для того, чтобы двигаться в какой-либо среде, по воде, например, необходимо качественно определять её характеристики: тип поверхности, её форму, плотность и т. д.

Человек обладает целой системой по восприятию, обработке и хранению информации, поступающей из внешней среды. Этой системой является психика.

О структуре психики, и о взаимодействии её составных частей и пойдёт речь далее.

Модель структурирования психики личности

Как и любая система, психика определённым образом упорядочена. Сразу скажем, что ставим цель описать структуру и работу психики доступным для всех языком. Важно осознавать, что вне зависимости от того, являетесь ли вы «простым» человеком, либо «продвинутым» шаманом или йогом, вы способны безопасно понять и освоить принципы её функционирования. Модель должна быть такой, чтобы каждый индивидуально имел возможность использовать эту модель в практике жизни.

Модель психики доступная каждому

Итак, если рассмотреть психику как единый алгоритмический комплекс по восприятию, обработке и обмену информации, мы можем выделить три составляющие:

  1. Сознание и бессознательные уровни психики;
  2. Эмоции[;
  3. Совокупность нравственных мерил.

Каждая из этих составляющих выполняет определённую функцию.

Сознание и бессознательное — метрологически состоятельная модель

Основные различия сознания и бессознательного заключаются в объёме, спектре воспринимаемой информации, и в скорости её обработки. Начнём с сознания, как с уровня психики, который отождествляется большинством индивидов с их собственным «Я». Рассмотрим две качественные характеристики этого уровня с точки зрения обработки информации:

  • процессная многозадачность;
  • быстродействие.

Процессная многозадачность — это возможность выполнения системой нескольких задач одновременно. Показатели сознания человека по этой характеристике вне трансовых состояний: 7 — 9, максимум 12 процессов (или объектов). С этой характеристикой напрямую связана так называемая оперативная — кратковременная память человека. Это значит, что если вы возьмёте картинку с изображением 15 — 20 разных предметов и постараетесь на протяжении нескольких секунд их зафиксировать в памяти, вам удастся запомнить 5 — 7, в лучшем случае — 12 предметов. Предлагаем попробовать:

Изображение разных предметов 

Что касается быстродействия сознания, то оно составляет 15 —16 бит (бит — единица измерения количества информации. Битом можно назвать статичный образ) или кадров в секунду.

  • Почему «или кадров»? Потому, что проще всего объяснить эту характеристику на примере показа кинофильма. Киноплёнка представляет собой последовательность кадров, каждый из которых является изображением фрагмента фильма. Это изображение и есть бит информации. При скорости проекции киноплёнки 16 кадров в секунду и больше, сознание фиксирует на экране непрерывное движение, то есть не различает каждый кадр отдельно. При скорости проекции 15 и меньше кадров в секунду, сознание способно различить череду отдельных кадров.

Применительно к жизни это значит, что при наблюдении за полётом грача, к примеру, мы в состоянии увидеть каждый отдельный взмах его крыла, так как частота взмахов в среднем составляет два-три раза в секунду (то есть 2 — 3 бита). Если же понаблюдать за полётом колибри, то на месте её крылышек мы увидим некую «пелену».

Фото колибри в полёте

Дело в том, что частота взмахов её крыльев (у разных видов) составляет от 30 до 200 в секунду (то есть 30 — 200 бит). Поймать отдельный взмах при такой скорости, в большинстве случаев, непосильная для уровня сознания задача. Говорим, в большинстве случаев, так как человек, всё же, способен выходить в изменённые состояния сознания, повышая показатели быстродействия. В таком случае, он сможет в детальности увидеть даже такой быстротечный процесс как полёт колибри.

Колибри в полёте (замедленная съёмка) 

Сделаем небольшое отступление. Важно отметить, что самостоятельное занятие, так называемыми, «биоэнергетическими» практиками по выходу в изменённые состояния сознания является путём самочинного (то есть на свой страх и риск) получения сознательного доступа к скрытым энерго-информационно-алгоритмическим ресурсам, который может привести психику индивида в непригодное для нормальной жизни состояние. В связи с этим, самоучки в этом направлении являются потенциальными кандидатами в пациенты психбольниц. Исторически сложившиеся устойчивые «биоэнергетические» практики предполагают передачу знаний и навыков ученикам от опытного учителя. Всякого же рода самодеятельность в них не приветствуется. А так как опытных учителей на всех не хватает, возникает разделение общества на знающих (своего рода «элиту»), и всех остальных. Это не сопутствует решению общественных проблем и не отвечает требованиям нового состояния общества, когда всякая монополия на информацию бессмысленна.

Что касается бессознательных уровней психики, то степень превышения их показателей процессной многозадачности и быстродействия, в отношении показателей сознания, сложно даже представить. Скорость, объёмы и спектр обрабатываемой ими информации просто гигантские. Применительно к примеру с колибри, бессознательным уровням человека удаётся фиксировать не только работу крыльев, но и изгибы каждой бородки каждого пера. (Наше пояснение. Бородка — сегмент пера. Количество бородок в пере велико как у крупной птицы, так и у мелкой. У орла или журавля она достигает более миллиона).

Может возникнуть вопрос: «А зачем это надо»?

Дело в том, что бессознательное решает задачи уровня, выходящего за пределы возможностей сознания. Таких задач не мало. Например, обеспечение работоспособности тела человека.

Тело — это сложная система, в которой протекает множество различных процессов, не контролируемых сознанием: дыхание, сердцебиение, пищеварение, и т. д. К тому же, человеческий организм состоит из огромного количества клеток — от 30 до 40 триллионов единиц.

Клетка человека

При этом каждую клетку нужно обслужить — вовремя подать необходимую порцию кислорода, питательных веществ, а также отвести углекислый газ, отходы жизнедеятельности. Контролируя каждую клетку, приходиться обрабатывать колоссальные объёмы информации, что не под силу нашему сознанию даже в трансовых состояниях.

Поразительно, не правда ли? Но и всё вышеописанное лишь малая часть тех процессов, за которые отвечает бессознательное. Чтобы обозначить и другие процессы, их уровень, масштаб, предлагаем ознакомиться с жизненным опытом американского нейроанатома Джил Болти Тейлор. Джил удалось осознанно «заглянуть» на уровень бессознательного. Толчком к этому послужил произошедший с ней инсульт.

Взаимодействие сознания и бессознательного — норма для человека

Для человека является нормой, когда сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга, работая как единое целое. Эта работа подобна взаимодействию пилота и автопилота самолёта. Пилот управляет автопилотом и контролирует его работу. Автопилот, в свою очередь, контролирует работу всех систем и датчиков самолёта, направление движения, положение в пространстве относительно горизонта и т. д., то есть получает максимум информации о воздушном судне как об объекте управления. Автопилот передаёт пилоту необходимую информацию о состоянии самолёта при помощи панели приборов.

Кабина тренажёра самолёта B737CL

Если пилот на панели приборов установит значение высоты в 5 000 метров, автопилот поднимет самолёт на эту высоту и будет удерживать его, пока пилот не задаст другое значение этого параметра.

Точно так же и в психике. Человек с уровня сознания настраивает и контролирует работу бессознательного. Бессознательное в свою очередь управляет телом человека, его поведением и подаёт отчёт о проделанной работе (более детально об этом отчёте расскажем далее) на уровень сознания.

  • Можно сказать, что сознание индивида «по жизни» едет на теле, управляемом непосредственно бессознательными уровнями психики.

Есть очень важный момент во взаимодействии описанных выше компонент психики, который нельзя обходить стороной. Если бессознательное человека решает какую-то задачу, то он не способен осознанно контролировать правильность или ошибочность этого решения. Осознанно возможно лишь анализировать результаты решения (промежуточные, или окончательные), полученные после завершения процесса управления или целенаправленно остановив его. Так происходит потому, что бессознательное, непрерывно реагируя на входной поток информации, отсекает сознание, а тем самым и волю человека от участия в процессе управления.

Воля всегда действует с уровня сознания.

Далее, человек способен дать полученным результатам оценку. Если результаты не совпадают с ожидаемыми, это говорит о плохом взаимодействии двух компонент психики.

Поэтому, чтобы не попадать в ситуации, описанные поговоркой «мужик задним умом крепок», необходимо понимать важность настройки взаимодействия сознания и бессознательного. Ключевую роль в этой настройке играют нравственные мерила, о которых мы поговорим чуть позже. Наглядным примером вышеописанного является случай, когда в 2014 году в Ватикане во время одной из проповедей папа Франциск вместо слова «caso» («пример») случайно использовал итальянское матерное слово «cazzo» (грубое именование полового члена). Папа быстро поправился, но видеозапись с оговоркой уже успели разместить на десятках сайтов, блогов и YouTubе.

Другие примеры, читатель с лёгкостью может подобрать сам, например есть целая группа частных событий, которые народ назвал «Оговорки по Фрейду», или ранняя версия этого словосочетания и с тем же смыслом «что у трезвого на уме, у пьяного на языке».

Эмоции

Сейчас же рассмотрим, что такое эмоции и зачем они вообще нужны?

Википедия даёт следующее определение:

  • Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания.

Не очень удобопонимаемое определение, но и в нём говорится о мотивации и регулировании действий.

«Вами управляет тот, кто вас злит»

говорил Лао-Цзы

Восточный мудрец

И действительно, эмоциональный фон человека играет определяющую роль в плане возможности, либо невозможности решения практических задач в жизни. Все мы способны на многое, будучи в хорошем, положительном настроении. Негативное же эмоциональное состояние отбивает желание какой-либо деятельности вообще. Но приведённое определение не объясняет сути явления.

  • Эмоции — это, прежде всего, реакция психики человека на текущие, будущие, или прошедшие, но сохранившиеся в памяти, события его жизни.

То есть они (эмоции) возникают уже после обработки информации. А теперь представьте, бессознательное обрабатывает колоссальный объём информации очень широкого спектра. Осознание результатов этой обработки необходимо человеку для управления своей жизнью. Встаёт вопрос, как подать результат на уровень сознания, да ещё и в темпе течения событий? Очевидно, что это должен быть некий информационный концентрат, который возможно хотя бы поначалу оценить по общим категориям:

  • «хорошо» (положительное настроение),
  • «плохо» (отрицательное настроение),
  • «неопределённо» («никакое» настроение).

Эмоции и есть этот информационный концентрат, который является отчётом бессознательных уровней перед сознанием о проделанной работе.

Далее, если психика работает качественно, то отчёт будет адекватен жизни. Если в алгоритмике работы бессознательного происходят сбои, следствием может быть неадекватный отчёт о произошедшей или происходящей с человеком ситуации. В результате этого бывают случаи, когда на душе у индивида начинают «скрести кошки», хотя объективно надо бы радоваться, и наоборот. Всё это является следствием искажения, коверкания нравственности, мировоззрения индивида современной культурой. Такого рода искажения уже в детстве возникают при просмотре подавляющего большинства голливудских мультфильмов. Об этом читайте статью: «Западные мультфильмы против советских»

«Западные мультфильмы против советских»

Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей современного человека является обеспечение единства эмоционально-смыслового строя души, то есть адекватного восприятия им того, что происходит в жизни, и как следствие, адекватной реакции его бессознательного на эти жизненные ситуации. Ключевую роль в его обеспечении отыгрывает развитие нравственности и умение настраивать психику на положительный лад независимо от обстоятельств. Человек объективно способен на это.

Настроение и религиозность

Данная тема заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же скажем, что качественно создавать и устойчиво поддерживать хорошее настроение по жизни невозможно при атеистическом взгляде на мир, будь то материализм (прямое отрицание существования Бога) или идеализм (слепая вера в некое «священное» писание, искажающее представление о Боге и возводящее на Него напраслину). Только осознанное понимание существования справедливого, доброго, милостивого, всесильного Творца — Вседержителя, небезучастного к судьбе всех нас вместе и каждого в частности, позволяет стать и оставаться спокойным в любой ситуации, порождает радость и желание творить добро.

Нравственность и её роль во взаимодействии сознательного и бессознательных уровней психики

Теперь поговорим об одном из системообразующих факторов работы психики человека, его мировосприятия и поведения, то есть о нравственности. Люди часто употребляют это слово в жизненном обиходе, но часто ли мы задумываемся о том, на какое явление оно указывает? Давайте попробуем дать определение и разобраться.

  • Нравственность — это совокупность нравственных мерил.
  • Нравственное мерило (или стандарт) — это некая абстрактная ситуация, создаваемая в психике человека (на основе прожитых ранее памятных ситуаций) и её оценка по общим категориям: хорошо; плохо.

Конечно, зачастую, в процессе течения жизни, этих категорий и их «оттенков» больше: очень хорошо, хорошо, плохо, очень плохо, неопределённо, не имеет значения, оценка обусловлена обстоятельствами, и т.д. Но после качественной обработки информации психикой появляется возможность менять оценки в отношении текущих и памятных событий. Человек с чётко определённой нравственностью способен дать оценку «хорошо» или «плохо» любому жизненному событию, явлению, ситуации, свидетелем или участником которой он стал. Вообще, понятие нравственность всегда подразумевает чёткость, определённость действий, мыслей, суждений.

Противоположным нравственности является понятие безнравственность.

  • Безнравственность — это отсутствие у человека чётких нравственных стандартов по каким-либо вопросам, то есть неопределённость. Она является результатом некачественной настройки работы психики человека, и взаимодействия её компонентов. В итоге, в разные периоды времени он может давать противоположные оценки аналогичным ситуациям. Всё зависит от сопутствующих обстоятельств, его настроения и других факторов.

Также, практика жизни показывает, что одно и то же явление разные люди могут оценивать диаметрально противоположно. Как понять, что объективно хорошо, а что плохо? Помните стихотворение В.В. Маяковского?

Если бьёт дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: — не трожь,

Тех кто меньше ростом! —

Этот мальчик так хорош!

Загляденье просто.

Здесь не разобраться без понимания уровня развития нравственности, который возможно определить, отталкиваясь от понимания развития человека и общества в целом.

По нашему мнению, развитие каждого человека заключается в освоении им генетически обусловленного потенциала. Это происходит в процессе его творческой созидательной деятельности. Культура общества, как информационная база на основе которой человек формирует свои знания и навыки поведения, может помогать, а может препятствовать (по крайней мере в какой-то степени) освоению генетически обусловленного потенциала. Соответственно, всё то, что помогает его освоению — это хорошо или праведно, а всё, что препятствует — это плохо или порочно.

Исходя из вышесказанного давайте попробуем дать оценку такому культурно-общественному явлению как употребление алкоголя, и определить уровень нравственности людей, которые высказываются на этот счёт.

В качестве отправной точки предлагаем взять доклад феноменального врача, академика, писателя Ф.Г. Углова, под названием «Алкоголь и мозг»

Фёдор Григорьевич Углов

В этом труде вы найдёте доступные пониманию объяснения автора о механизме влияния алкоголя на организм человека и его психическую деятельность, основанные на продолжительных научных исследованиях.

Если же предложенный материал не вызывает у вас доверия, попробуйте соотнести его содержание с тем, что происходит в жизни общества нашей страны.

Вообще анализ (в первую очередь, самоанализ) поступков человека является способом определения его реальной нравственности, а не заявленной, что называется, «на словах». В то же время, исходя из реальной нравственности, человек совершает те или иные действия, причём как сознательно, так и неосознанно.

В предыдущем разделе мы писали, что сознание индивида «по жизни» едет на теле, управляемом бессознательными уровнями психики, а бессознательное можно настроить с уровня сознания. Эта настройка и происходит путём формирования своей нравственности, каждого нравственного мерила. К примеру, человек осознал, что нужно уступать пожилым место в автобусе, чего ранее он не делал. При этом, технически происходит следующее:

  • Индивид изменяет ранее существующее в его памяти нравственное мерило «сидеть при старших в автобусе — это хорошо» на «сидеть при старших в автобусе — это плохо». В то же время, он формирует новый нравственный стандарт: «уступать место старшим в автобусе — это хорошо».
  • Далее индивид должен закрепить новые нравственные мерила на практике, то есть осознанно волевым усилием уступить место пожилому человеку в автобусе. Количество необходимых, такого рода, осознанно волевых поступков зависит от особенностей психики каждого.
  • Но после их осуществления человек может заметить, что при следующих подобных ситуациях он начинает уступать место не задумываясь об этом, то есть автоматически. Это значит, что бессознательные уровни психики уже отрабатывают алгоритмику нового нравственного мерила.

Надеемся, что смогли доступно описать роль нравственности во взаимодействии сознания и бессознательного.

Вывод: Лучше нравственность — лучше жизнь

«Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей»

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой

Таким образом любой здравомыслящий человек, обладая хотя-бы частичной свободой воли, способен изменить свою нравственность. Если он меняет нравственность, понимая необходимость осваивать свой генетически обусловленный потенциал развития и помогать в этом другим, ему неизбежно будет оказана помощь Свыше. И чем более человек будет в этом преуспевать, тем более налажена, приятна и счастлива будет его жизнь, жизнь окружающих, всего общества. Ведь, как мы уже писали, Вседержитель небезучастен к тому, что происходит со всеми нами, Он всегда пресечёт порок и поддержит праведность. Каждый способен в этом убедиться, если будет внимательным и отзывчивым к жизни.

https://analitikishkola.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: