Вчерашний загадочный сон по дороге в кинотеатр, когда Дядя Стёпа вдруг попал на фильм ужасов из далёкого прошлого, оставил не самые лучшие впечатления. «Наверное, переутомился в последнее время», — подумал Степан и решил следующие выходные провести дома.
Несмотря на то, что сотрудники милиции работают всего три дня в неделю (уровень преступности был практически на нуле, и вся деятельность носила преимущественно профилактический характер), эти будни проходят весьма напряжённо. Помимо своей основной деятельности милиционеры постоянно повышают квалификацию, тренируются, «освежают» навыки и знания, чтобы быть готовыми к любым нестандартным ситуациям.
Поэтому служба в правоохранительных органах по праву считается одной из самых напряжённых профессий по сравнению с остальными. Тем более, что технологический и экономический прогресс уже достиг такого уровня, когда большинство людей работают всего несколько часов в неделю, а всё остальное время посвящают саморазвитию, творчеству, активному отдыху или общественно-полезным делам. К примеру, Степан один из своих выходных дней стабильно проводил за уборкой и облагораживанием территории вокруг дома. Дело в том, что осознанность жителей была на таком уровне, что несколько лет назад профессия дворника была упразднена – люди давно перестали разбрасывать мусор, да и научились сами поддерживать порядок в своих дворах. Никто даже не составлял никаких графиков дежурства, но два-три человека стабильно каждый день по своей инициативе занимались приведением придомовой территории в порядок.
С этим Степан справился ещё позавчера, поэтому сегодня решил остаться дома и посмотреть телевизор. В современном обществе телевидение уже перестало быть чем-то опасным. Давно канула в Лету навязчивая реклама, музыкальные клипы с глупыми текстами и прочий вредоносный контент. Основную часть времени в эфире транслировали познавательные передачи на разные темы. Каналы так и назывались «История», «Физика», «Химия», «Социология», «Литература», «Поэзия». Также был канал «Ностальгия», по которому показывали хорошие фильмы давних времён. По каналам «Литература» и «Поэзия» постоянно крутили аудиоверсии различных классических произведений, или знакомили с новыми талантами в этой области. Степан особенно любил после работы послушать шедевры русских классиков – Чехова, Пушкина, Толстого, Булгакова.
Вот и сегодня Степан решил включить телевизор и найти что-нибудь для души. Он щёлкнул на канал «Литература» и убаюкивающий голос диктора произнёс:
— Лекарство против страха. Братья Вайнеры. Глава первая…
— Ух ты, – воскликнул Степан, снова крутят «Лекарство против страха». Сейчас это как раз то, что нужно.
Эта книга была любимым романом Степана. Увлекательный детективный сюжет и безупречная работа советской милиции в борьбе с преступниками – всегда вдохновляли на созидательный и ратный труд. А главный посыл книги был в том, что бесстрашие даётся не за счёт химических веществ, как полагал учёный – один из персонажей истории, бесстрашие даётся за счёт непоколебимой силы воли, преданности своим взглядам и веры в победу. Ненавязчивый голос диктора продолжал погружать Степана в удивительный литературный мир, а на него самого тем временем нахлынули воспоминания:
— Здравия желаю, товарищи курсанты, — донёсся до Степана голос инструктора из школы милиции, — сегодня мы с вами рассмотрим различные методики управления массовым сознанием через телевидение, которые применялись ещё сто лет назад. Это сейчас телевидение стало источником знаний и инструментом самообразования, а раньше практически все СМИ, а точнее как мы их называем – Средства Массовой Рекламы, Агитации и Дезинформации служили интересам транснациональных корпораций и были направлены исключительно на навязывание потребительского и безнравственного образа жизни.
— Товарищ инструктор, разрешите обратиться, — раздался голос Степана Правдина – курсанта первого курса школы милиции.
— Да, курсант Правдин, я вас слушаю.
— Мне не совсем понятно, куда же в таком случае была направлена работа правоохранительных органов и почему никто не предпринимал меры?
И к моему большому сожалению, деятельность милиции и контролирующих органов была зачастую направлена наоборот на то, чтобы задавить и заглушить всякое здравомыслие. Если вы помните, мы на прошлой неделе слушали лекции некоего профессора Ефимова, который даже в те тёмные времена пытался противостоять общепринятой парадигме деструктивных ценностей. И на примере него очень хорошо видна работа так называемых правоохранительных органов. За свою просветительскую деятельность, Ефимов был задержан по сфабрикованному обвинению и таким образом нейтрализован и устранён, так сказать, с театра боевых действий. И такая участь, на самом деле, постигла очень многих. Поэтому следует рассматривать СМИ этих тёмных времён – как авангард транснациональных корпораций в борьбе за сознание людей, а все остальные инстанции – как вольных или невольных помощников в этой деятельности.
Разумеется, и в те времена в рядах правоохранительных органов было очень много достойных людей, но они были сами зачастую обмануты, либо вынуждены действовать по созданным не ими правилам. Задумайтесь, будет ли милиционер защищать право на Трезвость и свободу от пронаркотического программирования, если он сам травит себя алкоголем. Вряд ли. Многих людей система просто ломала – они вынуждены были либо принять общепринятые ценности, либо увольняться. Но были и те, кто находил возможность защищать правду в условиях той системы. Это требовало большого мужества и постоянной работы над собой, но именно они и проложили путь к той действительно народной Милиции, в которой мы с вами сегодня служим, с неприязнью вспоминая то время когда нас называли «полицаями» или «полицейскими». Я ответил на ваш вопрос, товарищ курсант?
— Да, вполне. Теперь всё понятно.
— Итак, товарищи курсанты вернёмся к вопросу о деградационных тенденциях в СМИ и в частности – в молодёжных сериалах. Эти сериалы были направлены в первую очередь на изменение сознания детей и подростков. Почему так? Дело в том, что психика несовершеннолетних – очень подвижна и легко поддаётся воздействию. Вот вы например уже знаете, что наклейки в магазинах того времени в стиле «Не продаём сигареты/алкоголь до 18» были размещены как раз с подачи алкогольных и табачных компаний. Для чего? Для того, чтобы на уровне подсознания взрастить мысль о том, что алкоголь и табак – это атрибут «взрослости». А какой ребёнок не мечтает стать взрослым? Похожим образом на желании детей и подростков поскорее вырасти и манипулировали в то время молодёжные сериалы, изображая взрослую или студенческую жизнь постоянной чередой пьянок, гулянок и глупостей.
Помимо этого, применялись и другие уловки – к примеру, показывали, что персонаж, который пьёт, курит, ведёт безнравственный образ жизни, плохо учится в школе и институте, безответственно относиться к отношениям с противоположным полом – в финале становится успешным и всеми уважаемым человеком. Зато подростки, которые посвящают время учёбе и самообразованию – изображались обычно в негативном свете, для таких даже кличку придумали – «ботаники». И это только на первый взгляд является случайным сюжетом отдельных фильмов. На самом деле, через статистику таких искусственно создаваемых случайностей постепенно формировалась так называемая «матрица», в которой быть пьющим, курящим двоечником – это «круто» и почётно, а вот хорошо учиться и не грубить старшим – это признак, как это тогда была принято говорить в молодёжной среде – признак «лоховства». Вот к примеру, товарищи курсанты, вам и в голову не придёт, что можно гордиться тем, что человек совершил какой-нибудь необдуманный поступок или даже преступление. А в то время, преступники часто были главными героями фильмов – грабители, убийцы, садисты и даже предатели с помощью различных технических приёмов обретали положительный ореол. И значительная часть ваших сверстников ещё сто лет назад поддалась на эту пропаганду. Однако, не будем голословными…
Инструктор достал из ящика стола DVD-диск, вставил его в проигрыватель и на экране замелькали картинки молодёжного сериала.
— Товарищи курсанты. Это вот сериал «Интерны» из милицейских архивов. Сегодня вы такого информационного шлака уже нигде не найдёте, а ваши сверстники сто лет назад такое смотрели круглыми сутками. Сейчас исключительно в образовательных целях мы просмотрим несколько эпизодов сериала, а затем обсудим.
На экране замелькали картинки сериала, спустя несколько минут инструктор выключил компьютер и обратился к курсантам:
— Товарищи курсанты, что мы здесь можем видеть?
— Разрешите, товарищ инструктор?
— Да, курсант Правдин.
— Мы можем видеть здесь навязчивую пропаганду алкоголя, табака и других наркотиков, а также пропаганду сексуальных извращений, гомосексуализма, распущенности и так далее. И что самое опасное – всё это подаётся под маской юмора. А как известно нам из курса психологии – то, что для человека смешно – он перестаёт воспринимать, как опасное и вредоносное.
— Именно, товарищ курсант. Ещё мнения есть?
— Разрешите, товарищ инструктор?
— Да, курсант Самойлов.
— Я вижу здесь и ещё одну уловку – на экране навязчиво демонстрируется, что алкоголь употребляется в том числе и врачами, которые в массовом сознании имеют высокий авторитет в вопросах здоровья. И пусть это комедийный сериал, но на подсознание всё равно записывается, что если уж и врачи так живут, то это и правда нормально и не вредно.
— Совершенно верно, товарищ курсант. И примеров таких сериалов мы можем рассмотреть здесь десятки – в нашем архиве есть практически все сериалы того времени. Только мы этого, разумеется, делать не будем. Потому что просмотр подобного контента влияет даже на осознанных людей. Дело в том, что подобные сериалы разрабатывались опытными психологами и всех «крючков» и «уловок» не сможем найти даже мы с вами. А теперь представьте, что это информационное оружие было направлено на обычных людей, которые никаких знаний, которыми обладаем мы с вами – не имели. И даже более того, мишенью подобной пропаганды были дети и подростки, психика которых и вовсе впитывает как губка всё, что видит вокруг.
Инструктор вытащил диск из проигрывателя, убрал его в стол и в этот момент зазвенел звонок.
— В завершение, товарищи курсанты, хотелось бы напомнить один известный вам афоризм: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». И речь тут не о том, чтобы кого-то подчинять своей воле, а о том, чтобы хотя бы собой и своей жизнью научиться управлять. И для этого нужно заниматься самобразованием. Эта фраза, конечно, для нашего века не так актуальна – в наше время по телевизору показывают лишь то, что развивает человека. Но вот в прошлом веке это было актуально как никогда. Но даже сегодня про книги забывать не нужно. Они развивают фантазию и образное мышление, которое необходимо для гармоничного и полноценного развития человека – во время чтения мозг всегда активно работает, а во время просмотра видео – чаще отдыхает. Всё, товарищи курсанты, на этом лекция окончена. До свидания.
— До свидания, товарищ инструктор, — хором ответили курсанты.
— «Мне кажется, что перед пробуждением, уже на излете удивительного сна мне кто-то крикнул, я отчетливо слышал эти слова, с ними я проснулся: «Будьте как дети, не имейте тягостного прошлого, и тогда перед вами откроется солнечное будущее… » — голос диктора вырвал Степана из пучины воспоминаний.
— В самом деле, — подумал Степан, -… зачем изучать тёмное прошлое? Зачем о нем помнить?
— …и шагая в сторону Преображенки, на исходе этой бесконечно долгой и суматошной ночи, я думал о том, что Лыжина во сне обманули — будущее открыто для тех, кто никогда не забывает своего прошлого, — ответил Степану голос диктора, зачитав последние строки книги.
Слава Ветер
https://vk.com/@whatisgood2