Советские фильмы. Субъективные рекомендации. Часть вторая. Илья Рясной

Продолжение перечня с сугубо субъективными оценками нашего кино до 1991 года. Жду таких же субъективных оценок о не вошедших фильмах от интересующихся и неравнодушных. В следующих частях включу все пожелания комментаторов.

Прошлая часть https://aftershock.news/?q=node/772803

ХОРОШИЕ ФИЛЬМЫ

Элем Климов  — неоднозначный режиссёр. Были потуги на эстетство и философичность, авторское осмысление. «Приключения зубного врача» (1965) – с Мягковым в роли дантиста, потрясающе вырывающего зубы. Невнятный сюжет и мотивы, претенциозность, фильм ни о чем, в связи с чем пролежал на полке 20 лет. Зато Климов создал очень нестандартный, авторский, местами малопонятный и даже фрондирующий, и вместе с тем затягивающий и смешной фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён». Там Евстигнеев играет такого обаятельного упёртого тирана – директора пионерлагеря. Нашумела в своё время «Агония» (1980) про Григория Распутина, прорвавшаяся через цензуру, которую ну просто все культурные люди были обвязаны посмотреть, ибо там тако-е-е. Но мне не зашло — чернушно. «Иди и смотри», о котором писал выше – это великий фильм.

Режиссёр Глеб Панфилов пошёл резко на подъём, когда вытащил на свет Божий Инну Чурикову – одну из гениальных актрис. А потом и сочетался с ней браком.  Она шикарно у него сыграла в лиричном и как бы не от мира сего фильме «Начало» (1970)   — про актрису, которая играла Бабу Ягу в театре, а ей предложили играть Жанну Дарк в кино. Сцены с Жанной потрясающе по эмоциональному воздействию.

Потом он старался снимать Чурикову везде. Неоднозначная и магнетическая Васса Железнова в «Вассе» (1983) по Горькому – это было явление. Чурикова вообще доминировала своим недюжинным актёрским талантом во всех фильмах.

Никита Михалков – к классикам его относила раньше экзальтированная богема, а теперь и официальные круги, у которых он как придворный живописец.  В общем, живая бронзовая статуя самому себе, не говорит, а вещает. Ещё иногда бьёт ногами лежащих под присмотром охраны на полу посетителей его творческих вечеров, кинувших в него гнилым помидором — был такой факт.

Вместе с тем проявил себя как талантливый актёр и хороший режиссёр, в основном в фильмах с говорящими головами, трындящими о смысле жизни, судьбах интеллигенции ии русского дворянства.

Снял много чего. «Раба любви» (1975) — неоднозначный, но такой тёплый фильм о революции и актрисе немого кино. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) — по Чехову, фильм, где все трепятся и страдают, уютненький такой, с уклоном в философию. «Пять вечеров» (1979) — тоже все душевно балабонят ни о чём и выясняют сложные отношения. Таких уютных приятных фильмов наснимал немало и в этом достиг успеха. Мне больше нравится какая-то ирреально-притягательная «Урга» (1991) — про широкие монгольские степи и живущих там монголов и русских с душой сделано. Особенно образ разухабистого русского работяги в исполнении Гостюхина, когда он заставляет наяривать «Амурские волны», вытатуированные у него на спине.

Хорошо снимал Никита Сергеевич, пока его не переклинило и не понеслись эпические произведения про войну, да дореволюционную сказочную Русь-матушку. Тут слов кроме матерных нет – дядька реально слетел с катушек…

Про заграницу.

Если с изображением Англии у нас было все отлично, то с США и прочими французами как-то не складывалось. Американцы у нас всегда выходили жвачно-пустые, карикатурные, обстановка тоже оставляла желать лучшего. Хотя некоторые обличительные киношки – тот же «Марк Твен против» (1976), «Рафферти» (1980) можно отнести к разряду хороших.

Показателен фильм «Мираж» (1983) — про гангстеров, грабящих в США фургон с деньгами. По роману английского писателя Чейза. Тот выдавал на гора криминальные драмы исключительно про США, в которых за всю жизнь, якобы, побывал один раз – всего три дня, и сбежал оттуда, заявив, что более дрянной страны не видел. Его  любили снимать наши кинорежиссёры, которые тоже в США ни разу не были и представляли его по романам Чейза. Вот и получались про их нравы таким образом фильмы удивительного уровня достоверности. Но интересные.

Отпинали хорошо Запад и наши драматурги. Вспоминаю «Бегство Мистера Мак Кинли» (1975) по Леонову – кстати, вполне адекватно вышло про загнивающее общество, в смрадные пучины которого готовилась нырнуть наша страна.

«Гонка Века» (1986) с «гостьей из будущего» Наташенькой Гусевой в главной роли. Такой простенький, дозодчивый и приятный фильм, ещё полный обличительного запала в отношении проклятого капитализма — о людях, которые ввязываются в смертельные океанские гонки исключительно ради денег…

Начали в СССР осваивать и чуждый русской душе жанр вестерна. Так появился «Вооружён и очень опасен» (1977) — про бандитов с Дикого Запада по классическому роману Брэт Гарта «Габриэль Конрой». Фильм в сотне самых посещаемых советского кинопроката. Там играли Банионис и Сенчина. При это последняя откровенно обнажала свои женские прелести, что привело непривычного к такому зрелищу советского зрителя в какое-то неистовство. То и дело слышалось восхищённо-ворчливое: «Видели вашу Сеничну в кино. Ну и проститутка, клейма негде ставить». Тогда таких шуток не понимали.

К жанру вестерна, комедии и не пойми чего можно отнести фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) – про пришествие кинематографа в ещё дикие США. Мне он не слишком нравится – полувестерн, полукомедия, полуморадлизаторство. По-моему, получился достаточно пустоватый, идеи о том, что кинематограф может превращать людей в ангелов или злодеев в зависимости от намерений создателя обыгрываются прямолинейно и не шибко юморно.  Нет такой выживаемости в пространство повествования, все кажется, что это клоунада, и не по- настоящему. Но, объективности ради, надо сказать, что снято хорошо, зрители фильм любят, так что не буду занудствовать и говорить, что это так себе. Хороший фильмец. Глянуть можно…

Было несколько отличных экранизаций Джека Лондона – «Мартин Иден» (1976) — про утерявшего смысл жизни писателя, допереживавшегося до самоубийства, практически автобиография. И «Смок и Малыш» (1975) — про золотую лихорадку и крайний север. Ну а также «Время не ждёт» (1975), «Мексиканец» (1955), «Белый клык» (1946). Вообще почему-то именно Лондон отлично ложился на нашу культурные стандарты…

Неплохие были и экранизации О, Генри. «Деловые люди» (1962) режиссуры Леонида Гайдая — самый известный и великолепный. Это где «Боливар не выдержит двоих», покроивший всю страну малолетний, совершенно неуправляемый и очаровательный Вождь краснокожих.

«Короли и капуста» (1978) – эдакое осмысление романа О, Генри о судьбах банановых республик. Фильм пророческий, поскольку сегодня в этих республиках отлично указываются и самостийная Украина, и Грузия  — страна котоаря сама себя высекла, с их необоримым и тупым апломбом, наказуемым нахальством и полной несостоятельностью. «Трест, который лопнул» (1982) – тоже отлично. Были и другие.

«Последний дюйм» (1958) — очень сильный фильм про маленького мальчишку, который смог поднять и посадить лёгкий самолёт и спасти отца, кинувшегося в пучину за лёгкими деньгами и потерявшего ноги от укуса акулы. Это экранизация классики…

Было несколько хороших фильмов по книгам европейских писателей, понятное дело, обличающих бездуховную капиталистическую действительность.

Запомнилась «Авария» (1974) по знаменитому швейцарскому писателю Ф.   Дюренматту – человек, попавший на дороге в аварию, просит приют на ночь и  попадает в дом бывшего судьи — на судилище незнакомых людей. И они заставляют признаваться его в неблаговидных поступках и преступлениях. Снято хорошо, и отлично показано, что каждый человек при капитализме – с виду добропорядочен, но на деле алчная и гнусная скотина, которую неплохо бы забить на колбасу.

Примерно о том же и почти так же – отличный фильм по Пристли «Инспектор Гугл» (1979). Лжеинспектор полиции на семейном сборище, якобы расследующий убийство,  вытаскивает не свет Божий грязные тайны добропорядочной богатой фамилии. И литературная основа отличная и фильм прекрасный…

Сергей Герасимов – классик кино, видный деятель, теоретик. Прославился фильмом – «Семеро смелых» (1936) о подвиге арктических зимовщиков.

Также снял великолепные фильмы: «Непобедимые» (1943), «Молодая Гвардия» (1948), «Тихий дон» (1958), «Дочки матери» (1974), «Лев Толстой» (1984).

Снимал он и малопонятные фильмы. «Журналист» (1967) — какая-то сумбурная история про русские медвежьи углы и блистательную заграницу одновременно, про провинциальность и гламурье 60-х годов. И «У озера» (1969) — про строительство бумагомарательного комбината на Байкале, про который до сих пор копья ломаются и экологи всего мира бьются в падучей – мол, загрязняют чистые воды. Запомнил лишь, что Герасимов, играющий главную роль, весь фильм о чем-то назидательно трепится, а героиня ему восторженно внимает. О чем  трепятся – запомнить невозможно, поскольку ничего жизненно важного не происходит. Но это неважно. Герасимов гигант, нужно было его прописать в классиках в первой части статьи…

Немало фильмов снято по пьесам прекрасного драматурга Вампилова, считавшегося советским Чеховым. К огромному сожалению трагически погибшего всего в возрасте 34 лет. Они образуют благодаря лирическо-нездешней, глубинно-человеческой тональности целый пласт нашей кинокультуры. Такие ароматные и роскошные цветы наступающего на страну декаданса.

Самый известный – «Отпуск в сентябре» (1979) по самой его лучше пьесе — «Утиной охоте». В главной роли Олег Даль. Какое-то тоскливое повествование надорванной от безделья и бессмысленности души, ищущей смысл и место во Вселенной, и не находящей его.  В общем, депруха, тоска и попытка самоубийства главного героя. Сделано тонко, диалоги, постановка удивительные, но настолько тупиково,  бессмысленно. Бессмысленность всего сущего – это главный герой пьесы. В общем, такие вот интеллегентские выверты людей поколения, которое не воевало, не надрывалось, а рефлексировало.

Ещё были по нему отличные «Валентина» (1981) Элена Климова», «Старший сын» (1975) – с выдающейся игрой Леонова и прекрасной игрой тогда совсем молодого Караченцева. Вышел очень добрый, хотя и слегка назидательный, фильм…

Фантастика.

«Туманность Андромеды» (1967) – обруганный неоднократно всеми, в том числе и самим Ефремовым, за пафосность, бедные декорации и неверные акценты. Считаю, что фильм для того времени очень хорош – в нем есть визуально и психологически изумительные кадры. Сцены связи с Великим Кольцом, где  земляне наблюдают танец людей, умерших уже более двухсот лет назад, но сигнал дошёл только что. И когда межзвёздный корабль, терпящий катастрофу, несётся над безжизненной поверхностью чёрной планеты. И сама планета, космонавты, застывшие в клубах тумана перед смертельной бездной и гибелью. Как-то убедительно и сурово выглядит.

«Космический рейс» (1935) — такой обогнавший время художественный фильм, где подробно показана техника освоения космического пространства. К сценарию имел отношение сам К. Э. Циолковский.

«Тайна двух океанов» (1957) — шпионы, пионеры и уникальная советская подводная лодка с путешествиями через все океаны. Увлекательно и здорово. Один из запомнившихся фильмов детства, особенно когда показано проникновение на вражескую автоматизированную военно-террористическую базу, посылающую торпеды (на фига только) по всем океанам топить мирные суда.

Биографические фильмы – их героями являлись великие русские учёные, политики, врачи.

«Адмирал Нахимов» (1946), «Академик Павлов» (1949), «Жуковский» (1950), «Иван Федоров» (1941) и многие-многие другие. Жанр был достаточно распространён, особенно в 40-60-е, и это очень правильно. Страна должна знать своих великих деятелей, чтобы равнялись на Суворова, а не на Ольгу Бузову с Филей Киркоровым.

Советские ранние биографические фильмы – они больше рассматривали не человека, его какие-то индивидуальные качества и поступки, а его историческую личность как функцию – учёный, воин, творец. Функцию, принёсшую в мир нечто важное и новое. И как наглядный пример беззаветной верности Родине и трудовому народу, Служения Истине.

Позже наоборот стали лазить по каким-то выдуманных личным эмоциям и поступкам Великих. К восьмидесятым эти герои становятся беспокойные, взвинченные или откровенно выдуманные.

«Белый снег России» (1980) — про нашего чемпиона мира по шахматам Алёхина (играет его просто на пять с плюсом один из любимых артистов А. Михайлов). Чемпион свалил после Революции в Европу, но просто мечтал вернуться на Родину. Это такое лукавоство, альтернативная реальность. Алёхин в нашем мире активно якшался с фашистами и от души поливал грязью Советскую власть. Но ладно уж, людям был нужен миф о том, что самые выдающиеся люди просто не могли себя помыслить без Родины.

Сильно порадовал сериал «Михайло Ломоносов» (1986) — колоритные артисты, детализация историческая. То, что надо.

Неожиданно позитивные фильмы были про народы Крайнего Севера. И их проблемы – как лучше добывать тюленя, пасти оленя, бороться с местными кулаками – вызывают в душе живой отклик.

«Белый Шаман» (1982) — на редкость позитивный сериал про шамана-коммуниста, раскрывающий мудрость, близость к природе и стойкость коренных народов Севера.

«Алитет уходит в горы» (1949), «След Росомахи» (1978), «Самые красивые корабли»  (1973)   — экранизации классика народов севера Ю. Рытхеу.

«Начальник Чукотки» (1966) — история в том числе про борьбу с засильем иностранцев в двадцатые годы на Севере.

Сюда же с определённой   натяжкой можно отенсти потрясающий «Дерсу Узала» (1975)…

Отлично умели у нас снимать разные фильмы про разные путешествия-приключения. Особенно тщательно прошлись по фарнзузскому классику Жюль Верну. «Дети капитана гранта» (1936), «Таинственный остров» (1941), « Пятнадцатилетний капитан» (1945), «Сломанная подкова» (1973), «Капитан Немо» (1975), «В поисках капитана Гранта» (1985 год). Интересные фильмы, будили бродячий дух и стремление к открытию новых горизонтов…

Много хороших фильмов сняли, связанных с азартом научного поиска. В основном относятся к шестидесятым годам, когда научно-технический прогресс просто ломился в будущее, обещая перекроить всю планету. Споры физиков и лириков, романтика науки, все мечтают стать или физиками-химиками, или поэтами. Сходят со стапелей ядерные ледоколы и взмывает в воздух ТУ-144.

«Иду на грозу» (1965) — по роману Гранина про молодых учёных, исследующих грозу и воюющих с бюрократами и подлещами. Романтическое произведение, и Лановой там выше всяких позвал. Хотя есть мнение, что там отлично изображён гадюшник в среде физиков. А когда вдаёшься в подробности, выясняется, что и такая трактовка вполне имеет место.

«Девять дней одного года» (1961)   — Баталов. Смоктуновский играют фанатиков-учёных, что вот-вот  схватят за хвост управляемую термоядерную реакцию и из-за этого получают лучевую болезнь. Если выживут… УТС ищут до сих пор, прожрав на это сотни миллиардов долларов.

«Все остаётся людям» (1963)  — классический фильм про физиков, новаторов, героев, мерзавцев, про тупых баб вокруг талантливых людей, что не от мира сего. Про открытия, за которые кладут жизни.

«Укрощение огня» (1972) — такая вольная трактовка жизни Генерального конструктора Королева. В целом хороший фильм, если бы не идиотская любовная линия, толкнувшая его в сторону дешёвенькой мелодрамы. Но это не так важно. Главное, энергетика освоения космоса передана.

«Теория невероятности» (1972) — это не фильм, а записанный на плёнку спектакль, упомянуть его должен. Он наполнен стремлением в будущее шестидесятых годов и магнитной притягательностью научного творчества. И вместе с тем там отлично показана  старая Москва, а плюс к этому даны убедительные, сильные  и обаятельные портреты мужественного поколения, победившего в Великой Отечественной  Войне. Пьеса Анчарова – прекрасного писателя, отличного барда, на плечах которого взошли и Высоцкий, и Окуджава. Честно провоевавшего всю войну. И создавшего множество достойных произведений, незаслуженно подзабытого сегодня…

Да, были времена, был подъем науки и её жуткий престиж. Но потом привлекательность научного труда стала сдуваться, результаты становились все скромнее и скромнее. На первый план стали выходить открвоенные барыги, которые лезли и в науку за званиями, лишними квадратными метрами в квартирах и доплатами за диссертации.

Ну а в итоге все пришло к фильму «Кафедра» (1982) по пьесе Грековой, работавшей много лет во ВНИИ. Там учёные показаны бюрократами, карьеристам, которых не интересует научная истина. А интересуют учёные звания, защиты, грызня за публикации и свои имена в них – жуть какая-то! При этом плетутся какие-то дикие изощренные интриги. Страшно, если реально наука приходит именно к этому – понятно, почему на Земле застой.

Ещё вспоминается среди научных фильмов «Открытая книга» (снято в 1973 и 1977) — отличные экранизации романа В. Каверина про создание пенициллина в Союзе.

Вообще Каверину с экранизациями везло. «Два капитана» —  экранизированы в 1956 и 1974, вполне удачно.   «Исполнение желаний»  (1973).

Были прекрасные постановки Ленинградского телевиденья  талантливых сказок Каверина. «Аптека Голубые шары» (1974) (сегодня звучит как-то неприлично). Вспоминается и «Немухинские музыканты» (1981). «Сказка о Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки» (1967)

Вспоминаются качественные экранизации Алексея Толстого. Особенно его исторические вещи: «Петр Первый» (1937). «Хождение по мукам» (1977) со звёздным актёрским составом. «Юность Петра», «В начале Славных дел» (1980), Герасимова – про того же нашего пусть и неоднозначного, но великого царя-западника.

Любопытные были экранизации  фантастики графа А. Н. Толстого. «Аэлита» (1924) Протазанова – немая классика, но смотреть сейчас – это выше человеческих сил.

История восхождения и падения Инженера Гарина. «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) — недооценённый фильм с Евстигнеевым, снятый в мрачной атмосфере нуара, очень хорош, хотя и непозволительно сжат по объёму. «Крах инженера Гарина» (1973) — сериал мне показался похуже, но очень выигрывает за счёт артистов, в числе которых Олег Борисов…

Сергей Соловьев – режиссёр, снявший отличные фильмы и рухнувший с приходом клятой Перестройки в декаданс и растерянность перед будущим.

Ему принадлежат «Егор Булычов и другие» (1971) – по Горькому, «Станционный смотритель» (1972) по Пушкину, «Сто дней после детства»  (1975) – такой приятный фильм про любовные страдания пионеров, «Спасатель» (1980),  «Чужая белая и рябой» (1986).

Но помнят его в основном как создателя фильмов «Асса» (1987), «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989). Это такой претенциозны, сумбурный стёб, странные картины непонятной жизни, артхаузные закиндоны.  «Асса» — про музыкантов и бандитов с их любовницами. Сделано красиво. Только вот не верится ни в  таких бандитов, ни в таких рокеров, верится только в культовую музыку и  песню о Золотом городе. Эти фильмы наполнены воздухом искренней наивности и непонимания происходящего вокруг, но вместе с тем ощущения надвигающегося урагана…

Особняком выделю фильмы с Николаем Крючковым,   поскольку они очень похожи друг на друга, и их держит мощь таланта артиста, создавшего единый образ мощного, несгибаемого и очень человечного русского человека.

Его слава началась с «Трактористов» (1939) – пусть сегодня наивный, но очень крепкий фильм. Потом была комичная роль негодяя в «Свинарке и пастухе» (1941) —   но негодяй все же было не его амплуа. И вот он уже отважный танкист – «Парень из нашего города» (1942), по тональности фильм предвосхитил более поздних «Офицеров» и чем-то похож. Военных Крючков играл особо знатно. Генерал в «Балладе о солдате» (1959).

Показал себя он и как великолепный комик в «Женитьбе Бальзаминова». Врезалось в память его: «Приходите еще, мы дураков любим».

Отличный был фильм «Горожане» (1975) — про хитрого, но в душе правильного, доброго, принципиального московского таксиста, сталкивающегося с разными людьми и все время демонстрирующего человечность, сочувствие.

 Мне кажется, самая глубокая роль у него была в фильме «Адрес Вашего дома» (1972).

В Великую Отечественную войну его герой Панас Байда потерял в разбомбленном поезде единственного сына.  И вот он узнает, что солдаты вытащили из состава несколько десятков детей, и мальчишек называли Иванами Бессмертными. Панас Петрович решает навестить каждого из Иванов. И в его путешествии по огромной стране раскрываются и характеры советских людей, и трагедия народа, пережившего войну. Накал драматизма благодаря блестящей актёрской работе величайший. Фильм смотрится на одном дыхании. В основе своей гимн стойкости, гуманизму. Из тех произведений, которые делают людей лучше…

Детские фильмы. Тут можно вспоминать долго. Очень много хороших снято.

«Тимур и его команда» (1940 – классика, 1976 – похуже),  «Ох уж эта Настя» (1971) с какой-то неземной, ирреально привлекательной песней звонкой «Лесной олень», «Чудак из 5 Б»   (1972), «Внимание Черепаха» (1970). Незатейливыми историями детям внушали, что нужно быть честными, защищать слабых, учиться – в общем, всем христианским добродетелям. Но не напрямую, как в амерских фильмах – ща хорошие парни настучат всем плохим парням, что только сопли с кровью брызнут. А интеллигентно, исподволь, очень тонко и вместе с тем убедительно. У нас был потрясающий детский кинематограф.

А сказки какие. «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970)   — про фармацевта-колдуна с волшебными таблетками, меняющими сознание и поведение. Сегодня это звучит однозначно, и рука тянутся к телефону – полиция, наркоманы атакуют. Но тогда ни зрители, ни творцы в массе своей не были испорчены запрещенными веществами.

Одна из любимейших сказок «Тайна железной двери» (1970) – по повести Томина, про мальчишку, нашедшего волшебные спички. Большой морально-нравственным заряд. На пальцах объясняется, как плохо быть высокомерным гнусом и как быстро деградируешь, получив доступ ко всему, чего хочешь. Наши олигархи и нувориши, мне кажется, в своей жизни смотрели этот фильм и взяли на вооружение  стиль поведения представленных там гнид. Только спички ныне другие – сначала ваучеры, теперь акции и связи в государственных органах. Но волшебство все то же – из треска  никому не нужных спичек, из воздуха появляются гигантские состояния. Всего-то нужно подличать, продавать близких, предавать. А смысл фильма, что сильнее всего и обязательно победят дружба, добрые человеческие отношения и отвага. Прям вечное противостояние – воины духа против алчных торгашей…

«Акваланги на дне» (1965), «Военная тайна» (1958) – это детские фильмы про шпионов, вредителей и белогвардейцев, которых шустрые пионеры сжили со света.

Сюда же можно отнести фильм «Зелёные цепочки» (1970) — про борьбу с террористами и немецкой агентурой в блокированном Ленинграде. Там играет Луспекаев, который моментально облагораживает и выводит на иной уровень весь фильм – у него была такая особенность он доминировал везде, где снимался, такова была его фактура и скрытая мощь русской натуры.

Потом были сказки с уклоном в артхауз – я так вижу. «Приключения Буратино» (1975), «Про красную шапочку» (1977) — с оригинальным видением классики и всяческими нестандартными прочтениями. Сделано отлично, смотрится приятно, хорошее детское кино.

«Мэри Поппинс возвращается» (1984)  – фильм музыкальный. И повествование не слишком форматное, какое-то замороченное, но там и роман с пьесами не образец логичности.

Удивило интервью давнее по ТВ с Андрейченко, которая Поппинс. Сидит вульгарная тётка, рассуждает, сколько мужиков она окрутила, как она хорошо пристроилась за бугром и всегда готова была раздавить косячок. И интервью, похоже, давала уже накурившаяся. Вот так разрушаются детские грёзы…

Шпионские фильмы.

Серия – «Ошибка Резидента» (1968) «Судьба Резидента (1970), «Возвращение резидента» (1984), — снято со знанием дела о работе советской контрразведки после войны против американских и европейских друзей. Что не удивительно – авторы сценария Грибанов – генерал-лейтенант госбезопасности, и Востоков — тоже там служил. И Жжёнов – ну чистый резидент.

«По тонкому льду» (1965) — о советских спецслужбах перед войной и во время неё. По роману Брянцева – он партизан, военный разведчик, прошедший всю войну, и писал хорошо – полная достоверность.

Туда же относятся и серия по борьбу с разведшколами Абвера – «Путь в Сатурн» (1967), «Конец Сатурна» (1968), «Бой после победы» (1972) по прекрасным романам Ардаматского, В основе судьба реального нашего разведчика Григоренко.

«Вариант Омега» (1975) — поединок арестованного русского разведчика (О.Даль) и начальника Гестапо (Калягин). Получилось здорово – такая психологическая схватка не на жизнь, а на смерть. Тем более изложена реальная история, когда в конце войны нашему разведчику в такой ситуации удалось завербовать гестаповца, да ещё  и уйти из тюрьмы. История настолько закрученная, что кажется нереальной, но так и было.

«А был ли Каротин» (1989) — слегка ироничное осмысление темы о врагах народа и шпионах, окопавшихся на наших секретных заводах в 30-х.

Фильмы про борьбу со всякой бандеровской швалью, предателями Родины, профашистской дрянью.

Литовский «Никто не хотел умирать» (1965) — жутковатый по правдивости, сильный фильм про кровавые зверства лесных братьев, ныне героев у прибалтов.

«Белая птица с чёрной отметиной» (1970) – примерно про то же, только там бандеровцы пьют кровь из людей в Белоруссии.

«Тревожный месяц Вересень» (1976) — прекрасный боевик про борьбу с бандформированиями в Белоруссии сразу по по окончании войны. Его пытались переснять недавно, отредактировать при этом, вышло что-то бессвязное.

«Секретный фарватер» (1986) — сериал по роману Платова. И про войну, и про спецслужбы, и про немецкие подводные лодки. Снято от души, очень интересно.

Отличный сериал про пограничников «Государственная граница» (1980).  Вообще, по пограничной теме был ряд фильмов. «Комендант Птичьего острова» (1939), ), «Застава в горах» (1953), «Голубая стрела» (1958), «Над Тиссой» (1958),   «Граница» (1981), «Пограничный пёс Алый» (1979 «Приказано взять живым» (1984), «Караван смерти»   (1991)  и многие другие.

Про войну бездна отличных фильмов

«Балтийское небо» (1960) — про лётчиков–защитников Ленинграда.

«Командир счастливой Щуки» (1972) — про подвиг подводников. Сильно очень, особенно когда командир, стоя на палубе лодки, окруженной немецкими кораблями, жертвует собой, чтобы спасти своих товарищей, и уходит в пучину.

Очень прочувственный сериал «На всю оставшуюся жизнь» (1975) — про тяжкий труд военных врачей. И песня в нем трогательная.

Особняком стоят «Торпедоносцы» (1983). Очень тяжёлый и очень реалистичный фильм про лётчиков-торпедоносцев  Великой Отечественной, которым с трудом удавалось пережить даже пару атак на суда противника – это были смертники. Показательно, что у моего знакомого отец был таким лётчиком-торпедоносцем и чудом выжил, заработав множество орденов. Так он ушёл с половины этого фильма со словами:

— Оно мне в жизни надоело, чтобы я ещё в кино это смотрел.

А ведь это оценка. Там была настоящая жизнь героев, которые тогда себя не считали героями, а были чернорабочими войны…

«На войне как на войне» (1966) — по повести очень хорошего писателя Курочкина, про танкистский экипаж. Наверное, один из лучших фильмов о русских людях — чернорабочих той войны. И песня прекрасная, до дрожи пробирает.

«Белорусский вокзал» (1971) – великолепный фильм о ветеранах войны с отличной песней. Режиссёр фильма Смирнов, теперь уже тесть Чубайса, выдал не так давно дикую русофобскую поделку «Жила была одна баба» с незатейливой либеральной мыслью – Россия всегда, особенно с 17 года, жида в дерьме, всех тут унижали и насиловали, в общем, а-ля Рязанов – и чего меня угораздило здесь родиться. Автор Песен Окуджава давал гораздо интервью, что самый счастливый момент его жизни, когда в 93 году танки долбали по Белому Дому, значит, коммунизм не повторится. Такие служители муз. Иуды…

«Аты-баты шли солдаты» (1976) – сильнейший фильм Л. Быкова про то, как наши предки вгрызлись в снег под Москвой и не пропустили нацистские танки. Тяжёлый и очень пронзительный фильм – о том, что мы в неоплатном долгу перед нашими предками…

«Высокое звание» — состоит из «Я, Шаповалов», «Ради жизни на земле» (1970). В фильме выведен отличный образ рубаки кавалериста Гражданской войны, ставшего генералом Победы…

Илья Рясной
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: