Советские фильмы. Субъективные рекомендации. Часть третья. Илья Рясной

Продолжаю длиннющий перечень советских кинопроизведений по разделу «ХОРОШИЕ ФИЛЬМЫ».

Особняком стоят фильмы по произведениям Владимира Санина. Отличный писатель – его книги про Антарктиду, про людей экстремальных профессий, горных спасателей, пожарных, первооткрывателей. Эдакий наш советский Джек Лондон, воспевающий сильных людей в нечеловечески трудных обстоятельствах, готовых всегда к подвигу.

Духоподъёмные фильмы были «72   градуса ниже нуля» (1976) — про поход автокаравана через Антарктику на самую крышу континента. «Антарктическая повесть» (1979) — тоже про Антарктиду.  «Точка возврата» (1986) – о полярных лётчиках.

«Белое проклятие» (1987) —   про работу противолавинной службы на Кавказе. Смотришь  и никак не отделаться от мысли – а ведь недолго осталось до того времени, как здесь, на Северном Кавказе, начнётся свирепая  гражданская война, и все эти проблемы туристов никого не будут заботить вообще, поскольку туризм там станет экстремальным – по путёвке МВД или Минобороны.

Странно, но это в те времена мужественные и несгибаемые герои Санина потихоньку становились реликтами  прошлого – к героизму, преодолению нечеловеческих трудностей, освоению новых пространств и горизонтов с годами  в нашей культуре стали относиться все более прохладно, как к формальной необходимости.

Бойкий такой жанр был про современную армию. Сначала были фильмы, как устав надо любить и честь отдавать.

Чтобы далеко не ходить, взял наиболее интересные фильмы из сети — перечень получился длинный. Очень разные по уровню – от наивно-дурацких до наполненных мужеством и мудростью. Но поскольку все они учат любить Родину и блюсти честь, то запишем их в хорошие, или на крайний случай – полезные.

«Голубые дороги» (1947) — обезвреживание после войны фашистских мин в одесском порту.

«Счастливого плавания» — (1949) будни нахимовского училища

«В мирные дни» (1950) — о советских подводниках.

«Командир корабля» (1954) — окончившего академию Андрея Высотина назначают командиром корабля «Державный».

«Максим Перепелица» (1955)  —  общая картина службы в Советской Армии 50-х годов.

«Солдат Иван Бровкин» (1955)  —  армейская жизнь простого деревенского парня.

«Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955)  —  история ввязывания в запутанную шпионскую авантюру советского ефрейтора Василия Кочеткова

«На острове Дальнем»… (1957) — катер с шестью моряками унесло в открытый океан.

«Цель его жизни» (1957) — лётчик уезжает работать на один из степных аэродромов — испытывать новые реактивные машины.

«Сегодня увольнения не будет» (1958) в городе найден со времён ВОВ немецко-фашистский склад боеприпасов, разминирование.

«Сержанты» (1958) —   после десантной школы младшие сержанты становятся командирами отделений (будни армейской жизни).

«Солдатское сердце» (1958) —   солдат на службе в армии становится героем, спасая женщину.

«В твоих руках жизнь» (1959) —  на строительстве нового дома обнаружены снаряды времён ВОВ, организация разминирования.

«Им было девятнадцать» (1960) — юноша учится в лётном училище и хочет стать лётчиком, но комиссия признает его негодным.

«Прыжок на заре» (1960) — про ВДВ, становление молодых воинов-десантников.

«Барьер неизвестности» (1961) про ВВС, лётчики испытывают новый гиперзвуковой самолёт.

«Самые первые» (1961) — про ВВС, лётчика пригласили в группу космонавтов.

«49 дней» (1962) — баржу с четырьмя молодыми солдатами унесло в открытый океан, позже её заметили американские лётчики.

«Здравствуй, Гнат» (1962) про водолазов, при строительстве нефтепровода обнаружена невзорвавшаяся донная мина.

«Если позовёт товарищ» (1962) — про ВМФ, как после училища сложилась на флоте служба двух друзей.

«Им покоряется небо» (1963) — про ВВС, история испытаний первого реактивного самолета.

«Ключи от неба» (1964), служба в ракетном дивизионе ПВО.

«След в океане» (1964) – отличный детектив про водолазов, сюжет закручен вокруг шпионов и советских сотрудников гозбезопасности.

«Дни летные» (1965) — про ВВС, про пилотов реактивных самолётов.

«Я солдат, мама» (1966) — новобранец привыкает в воинской службе.

«Нейтральные воды» (1968) — про ВМФ, пресечение провокаций в нейтральных водах экипажем крейсера «Горделивый».

«Лето рядового Дедова» (1971) армейская служба рядового ракетного дивизиона.

«Разрешите взлет» (1971) — фильм о пилотах Гражданской Авиации.

«Визит вежливости» (1972) — про ВМФ, четыре истории связанные с судьбой капитана учебного военного корабля.

«За облаками небо» (1973— про ВВС, о летчиках-испытателях.

Океан (1973) — про ВМФ, трое однокурсников военно-морского училища встретились спустя много лет на Северном флоте.

«Небо со мной» (1974) — про ВВС, о лётчиках-испытателях послевоенного времени.

«Потому что люблю» (1974) — про ВВС, летчик-истребитель Николай Муравьев переживает личную драму.

«Между небом и землей» (1975) — про ВДВ, парень служит в ВДВ и вместе с сослуживцами организовывает ансамбль «СиНеВа»

Там, за горизонтом (1975) — второй фильм кинодилогии, начатой «За облаками — небо» (1973).

«Весенний призыв» (1976— сержант СА обучает призывников азам солдатской науки.

«Меня ждут на земле» (1976) — лётчика-испытателя забраковала медкомиссия, и он нашёл себя в транспортной авиации.

Ветер «Надежды» (1977) — курсанты морских училищ отправились на учебном паруснике «Надежда» к берегам Австралии.

«Гарантирую жизнь» (1977) — об инженере, погибшем во время испытаний парашютов и катапультных систем.

«Отклонение – ноль» (1977) — будни лётчиковв-испытателей.

«Строгая мужская жизнь» (1977) — будни одного из танковых полков.

«Вижу цель!» (1978) — про ПВО, строительство стратегического объекта.

«Голубые молнии» (1978) —  про ВДВ, парень вместо МГИМО попал в ВДВ и теперь привыкает к службе в почётных войсках.

«У меня все нормально» (1978) — про ЧП и его успешную ликвидацию в одой из частей ракетных войск

«Вернемся осенью» (1979) — пятеро немолодых уже мужчин призваны рядовыми на резервные трёхмесячные сборы.

«Небо – земля» (1979) про ВВС, О жизни военных лётчиков, их дружбе, преданности своей профессии.

«Точка отсчёта» (1979) — про ВДВ, испытания боевыми учениями молодого солдата — лидера среди однопризывников.

«Тяжёлая вода» (1979)   — тяжёлые будни офицеров-подводников на службе.

«Алые погоны» (1980) — курсанты суворовского училища, совсем молодой Серебряков.

«В порядке исключения» (1980) — фильм-спектакль, дочь генерала ракетных войск хочет служить в Армии.

«Жизнь — моя армия» (1980) — выпускника военного училища направляют на службу в родной город, а не на Дальний Восток, как он хотел.

«Крик гагары» (1980) — армейские учения.

«Правда лейтенанта Климова» (1981) — конфликт в семье морского офицера и отражение его последствий на дальнейшей службе.

«Танкодром» (1981) — испытания офицерами новейших систем ночного видения в танковых войсках.

«Третье измерение» (1981) — киноповесть об экипаже атомной подводной лодки Северного флота.

«Нежность к ревущему зверю» (1982) — лётчики-испытатели испытывают новый стратегический ракетоносец.

«Полигон» (1982) — полевые сборы офицеров запаса перед отправкой на службу в войсковые части

«Дело настоящих мужчин» (1983) — в окрестностях города мальчишки обнаружили склад немецких боеприпасов, разминирование.

«Комбаты» (1983) — про службу трёх друзей — командиров танковых батальонов

«Семь часов до гибели» (1983) — про ВМФ, врач-хирург с гражданского судна в шторм отправляется на военный корабль спасать матроса

«Двое в песках» (1984) — двух молодых солдат во время учебного боя застигла песчаная буря.

«Парашютисты» (1984) — про ВДВ, фильм о спортсменах-парашютистах ВДВ.

«Твоё мирное небо» (1984про ПВО, испытание противовоздушного комплекса «Заслон».

«Три процента риска» (1984) — о летчиках-испытателях.

«Вина лейтенанта Некрасова» (1985)  —  про ВВС, бывший лётчик-фронтовик, бросив все, устраивается техником на аэродроме.

«Грубая посадка» (1985) — про авиацию ВМФ.

«Слушать в отсеках» (1985) — учения ВМФ и подводников.

«Атака» (1986) — выпускник училища в танковых войсках в Каракумах.

«Мужские тревоги» (1986) —  будни службы на противолодочном корабле ВМФ.

«Команда «33» (1987)  —  группа призывников отправляется к месту своей будущей службы на Дальний Восток.

«Лейтенант С.» (1987)  —  по дороге на службу лейтенанта сбивает автомобиль и скрывается, уже на службе он встречает обидчиков.

«Приказ» (1987) — учения морских пехотинцев в одном из районов Заполярья.

«Стать солдатом» (1987) — про ВДВ, первые дни службы молодых солдат в Воздушно-Десантных Войсках.

«Дезертир» (1990)  —  криминальная драма с участием дезертира совершившего в части преступление.

«Здравия желаю! или бешеный дембель» (1990) — комедия о дембеле.

Постепенно стали появляться такие жизнерадостные и патриотичные боевики про Советскую Армию. Самые известные — «В Зоне особого внимания» (1977), «Ответный ход» (1981) имели такой сокрушительный успех, что очереди в военкоматах стояли – записываться в ВДВ.

«Одиночное плавание» (1985) — учения ВМФ и морской пехоты с боестолкновениями с США, боевик — лидер кинопроката 1986 года. Пожалуй, впервые показано, как мы уничтожаем американских военных, задумавших нехорошее. Ножкин там морпеха нашего играет очень даже неплохо. Правда  раздражает клишированность – капиталисты-нувориши говорят передовицами из «Правды» о подлой и агрессивной сущности капитализма. Но фильм бодренький был,  внушал уважение за наш флот.

На излёте Союза открыли тему Афгана. Было несколько совершенно похабных либеральных фильмов, где кого-то там обличали – а чего, Горбатый дал отмашку.  Был и «Афганский излом» (1991) – поставил его Бортко, а комиссар Катанья, то есть Микеле Плачидо, служил там в главной роли.

Фильм неоднозначный. Не чернушный, где-то даже героический. Снимали его в Таджикистане, где тогда начались массовые беспорядки, перерастающие в массовые убийства. Так что тему войны и насилия съёмочная группа смогла почувствовать на своей шкуре. Ходили слухи, что на съёмках Плачидо ехал в БТР по городу. Нарвались на возбуждённую толпу погромщиков. Он вылез из бронетранспортёра, и обалдевшие бунтовщики начали орать: «Комиссар Катанья». И даже вроде бы бунт в этом месте сдулся.

Главная нотка в фильме звучит набатом: бессмысленность, бесперспективность, тоска и утеря ориентиров. Майор, который  непонятно кто по должности, но все время шатается с отделением разведки по каким-то дувалам. Человек опустошённый, не имеющий будущего. В общем, все к тому и шло  в то время.

Потом докатались до «Сто дней до приказа» (1990) — о дедовщине и всяких там беспредельных наездах на молодых солдат. Не то, чтобы эта лента была не правдивой. Наоборот, слишком правдивая. Но от такой правды выть хочется.

Про дедовщину густо пошли фильмы в разгар Перестройки. Армию тогда передовые отряды либерально-творческой общественности очень быстро любить перестали, а стали люто ненавидеть.

«Делай раз» (1989) — дедовщина в СА, «перегиб палки» в воспитательной работе старослужащими со всеми вытекающими.

«Кислородный Голод» (1991) — дедовщина в СА, недопонимание армейской жизни «молодым» солдатом со всеми вытекающими.

«Караул» (1989) — конвой ВВ этапирует осуждённых в железнодорожном вагоне, снова проблема дедовщины. Притом  гораздо более злобно и чернушно, чем в «Ста днях».

То ли ещё будет…

«Старшина» (1979) – особняком стоит в фильмах про армию.  Не про войну, а про справедливого, доброго и сильного героя войны, пусть строго, но искренне заботящегося о подрастающем поколении воинов, как о своих детях. Гостюхин сыграл настолько сурового и вместе с тем человечного героя – в память народную образ въелся и стал частью нашей культуры…

Боевики —  с мордобоями  стрельбой – такой слишком жёсткий для нашего кино жанр все же завоёвывал постепенно территории. Наиболее громко заявил о себе «Пиратами двадцатого века» (1979). Наши моряки в океане наваляли пиратам, сдуру нацелившимся на советское судно. Тогда выглядело не шибко реалистично. Реализм начался в наше время, когда наши военные моряки накостыляли от души настоящим пиратам Сомали, так что фильм в какой-то мере пророческий. Имел колоссальный успех на волне нездорового ажиотажа вокруг каратэ. Консультирует и ставит там драки видный деятель этого вида спорта Касьянов. А лупят там пиратов исключительно различными замысловатыми приёмами восточных единоборств.

Очень такой бодрый боевик «Шестой» (1981) — про борьбу с бандитизмом после революции. Это такие «Семь самураев» на русской почве. В захудалый городок приезжает шестой по счёту начальник милиции — пятерых перед ним  загасили бандиты. И собирает верных и отважных людей, чтобы покарать вопиющий беспредел.

Один из самых популярных боевиков – «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) – Никиты Михалкова. Лично я не в восторге – там больше беготни и агрессии, чем человечности и жестокой правды, за которую обычно борются герои боевиков. Но актёрские работы отличные, Богатырев, Калягин, Кайдановский, крылатые фразочки оттуда ушли на просторы страны.

— Господи, ну почему же ты помогаешь этому кретину, а не мне!

— Потому что ты жадный. А Бог велел делиться.

Какой-то отблеск грядущих потрясений и морали в этих словах…

К жанру боевиков можно отнести «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987). Уже перестроечные заунывные мотивы — Архипелаг ГУЛАГ, сидели ни за что. Там про амнистию уголовников 1953 года, устроивших кровавую баню в стране. И звучат песни про то, что всех, кто попал в плен к фашистам, при освобождении сразу же направляли в ГУЛАГ, что является наглым передёргиванием – и правда отправляли, но тех, кто предавал, сдавал в концлагерях Гестаповцам коммунистов.

По старой памяти фильм снят отлично и несёт в целом позитивный моральный посыл – бандитов надо убивать, вот только хорошим людям не всегда удаётся выжить…

Исторические фильмы. Много было хороших. Перечислю что сразу на память пришло.

«Русь изначальная» (1985) — о Древней Руси, по, мягко сказать, неортодоксальным романам писателя Иванова. Снято с толком и расстановкой. Правда, в кадре могли показать телеграфные провода, но тогда не умели компьютерно зачищать. Ещё множество исторических ляпов, но не страшно, дух язычества передан нормально, гордость за наших предков в наличии присутствует.

«Ярославна – королева Франции» (1977) – о дочери Ярослава Мудрого  русской принцессе Анне, двинувшей во Францию замуж, а потом писавшей в Россию, какие в Европах все дикие и вонючие – письма вроде остались.

На исторической ниве неожиданно богатый урожай скосили национальные студии. Азербайджанцы сняли «Бабек» (1979) — о борьбе против угнетателей времён первых Халифов. Патриотичненько так — про великий Азербайджан, с накалом страстей, а также шикарными массовыми батальными сценами.

Литовский «Геркус Мантас» (1972). О безнадёжной борьбе племён Пруссии против католиков. Там энергично поливают грязью и христианство, и язычество, и диковатых пруссов, и разрозненных, не могущих договориться друг с другом Литовцев. В общем, дикое средневековье. Правда есть лучик в темной царстве — вождь пруссов, гуманист, борец за свободу  и искусный воин Геркус Мантас.  Здоровая неприязнь к Тевтонскому ордену, как организации садистов, насильников и подонков, который всё же добил народ пруссов в полном составе. Прочувственная картина.

«Звезда пленительного счастья» (1975) — про жён декабристов, отправившихся за мужьями в Сибирь. В наше циничное время уже не так убедительно – возникают вопросы к тем же декабристам, зачем им было государя свергать и стремиться расчленить Россию – а такие планы присутствовали, в том числе об отделении Малороссии. Но тогда девочки и мальчики пускали слезу. Сделано качественно, песни хорошие.

«Стрелы Родин Гуда» (1975), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982) — больше не исторические, а сказочные фильмы. Бедноватые, пресноватыы, не запомнился бы ничем особенным, если б не  великие песни Владимира Высоцкого.

«Легенда о Тиле» (1976) — по классическому и любимому мной роману Шарля де Костера об освобождении протестантских Нидерландов от католической Испании. Какой-то потусторонний фильмец. Гипнотизирующий, в стиле Тарковского, где-то экспериментальный, притягивающий глаз, погружающий в мрачную средневековую реальность. Больше в западной традиции, чем нашей. Хорошо, но жутенько…

Производственные фильмы составляли значительную часть кинематографического вала. Очень много было идейно выдержанного мусора. Вместе с тем попадались и интересные фильмы, про настоящих людей труда. С описанием разных профессий и их острых проблем. И пропагандой рабочей совести, переходившей в трудовой героизм.

«Время вперёд» (1936) — о строителях Магнитки. «Человек меняет кожу» (две экранизации 1959 и 1974, но первая лучше)  про строительство канала в Средней Азии, о басмачах и врагах народа. Кстати, автора книги Бруно Ясенского в своё время и расстреляли как врага народа. Энтузиазм строителей в этих фильмах показан. И с любовью сказано о людях, в страшных условиях создавших индустрию страны, обеспечив в будущем Победу в Великой Отечественной Войне.

«Особо важное задание» (1980) – о том, какими запредельными усилиями труженики тыла запускали завод по производству штурмовиков «ИЛ-2», которые как и «Т-34» считаются одним из основных машин Великой Победы.

В том же русле и «Главный конструктор» (1980) — неплохой фильм про конструктора «Т-34» Кошкина и создание танка Победы. Хотя сама конструкторская работа ушла куда-то за кадр.

Мощный фильм «Председатель» (1964) – с Ульяновым в главной роли. Как инвалид – герой войны, железной волей в послевоенное время восстанавливает колхоз. Труд на пределе сил, требовательности к себе и окружающим. Есть, с кого брать пример.

«Далеко от Москвы» (1950) — фильм про строительство стратегически необходимого стране нефтепровода в войну. Герои рвутся на фронт, но им говорят, что твой трудовой подвиг здесь.

Были и такие несколько сомнительные фильмы, типа «Дублер начинает действовать» (1983). На руководство завода поставили молодых специалистов, по-нынешнему – эффективных менеджеров. Ну их взяла, конечно, перебороли  всяких отставших от времени заплесневелых сморчков-партократов. Очень неоднозначно сегодня это смотрится. Но тогда были иллюзии – назначь молодых да ранних, и все срастётся. Срослось. Привет, Орешкин – губ бай, экономика.

«Большая семья» (1954) – с Андреевым, Кадочниковым. Трогательный  и правильный фильм о рабочих поколениях одной семьи – Журбиных. Про трудолюбивых и мужественных людей. А заодно про приспособленцев, карьеристов, всяких подлецов, которым герои дают нещадный бой. Про настоящий рабочий класс Страны Советов, гордый за свой труд, чувствующий себя истинным хозяином в советской стране. И ведь это не просто пропаганда. Были же такие люди.

Однажды в кино появился Гельман с его нравоучительными производственными пьесами, по факту посвящёнными тупику и развалу в экономике.

Самый известный фильм «Премия» (1974) —  чудовищно принципиальные работяги отказываются от премии, которую не заработали, да ещё устроили прилюдный         разбор полётов по этой теме. Это ближе к сказкам про бабу Ягу-вегетарианку. Работяга от денег не откажется. Но дело даже не в этом. Вскрыта система, когда выгодно заниматься очковтирательством и платить деньги ни за что. И всему этому противостоят честные люди – работяги. Точнее, не люди они,  а ангелы небесные. Впрочем, как и герои других его произведений – они тоже ангелы, восстающие против неполадок системы. Больше противостоять системе, кроме ангелов, некому. И возникает вопрос – где взять ангелов на всю систему? Значит, система обречена? Правда, есть оговорочки, что оно не везде, что это отдельный негатив. Только на исходе СССР постепенно очковтирательство становилось одной из базовых основ экономики, а потом экономика эта самая и развалилась.

Фильмы его отношу к неплохим за счёт актёрских работ и нервной ирреальности повествования.

Отличные фильмы про врачей. «Во имя жизни» (1946).

«Дорогой мой человек» (1958) — по хорошему роману Ю. Германа, с Баталовым, Макаровой. О поколениях советских врачей.

«Дни хирурга Мишкина» (1976) с  Ефремовым   — про гениального хирурга, трудящегося в провинциальной больнице и не желающего ни делать карьеру, ни создавать ажиотаж вокруг своей персоны. А стремящегося только делать операции и спасать простых людей.

«Врача вызывали» (1974) — такой очень домашний фильм про выпускницу Мединститута, попавшую на неблагодарную и тяжёлую работу участкового врача, не очерствевшую, болезненно преданную своей нелёгкой профессии.

Такие воодушевляющие фильмы о людях, у которых призвание и обязанность спасать других людей. У меня с тех пор огромное уважение к врачебной деятельности и врачам.

По многим профессиям прошлись режиссёры. Очень приятный «Зелёный огонёк» (1964) — про таксистов с человеческим лицом. Уже тогда приходилось доказывать, что они такие же люди, а не заправские рвачи и хамье…

Совершенно неожиданные и, как оказалось,  страшные были ядерные фильмы – про АЭС. «Активная Зона»  (1979) и «Комиссия по расследованию» (1978) — там открыто показана грядущая Чернобыльская катастрофа, до которой оставалось ещё несколько лет. Такие фильмы-предсказания. В деталях ведь всё оправдалось…

Детективы не особо приветствовались киноначальством – все же демонстрируют негативные стороны самого совершенного в мире общества. Но без детективов никому не удалось обойтись. Как говаривал книжный продавец в «Четвёртом позвонке»: «Людям не нужна ваша классика с её   рассуждениями. Людям нужны любовь и убийства».

Так что приходилось выпускать детективы на экраны. Иначе выходило бы как по анекдоту. Ребёнок говорит:

— Ж..а.

— Да что ты, сынуля! – восклицает мама. — Нет таких слов.

— Как же получается, мама. Ж… есть, а слова нет.

Вот так и получалось – преступность была, а кина почти не было. Так что приходилось снимать.

В былинные времена — предвоенные и послевоенные детективы снимались про врагов народа – тут уж простор был для фантазий.  «Партийный билет» (1936) – враг прятался за личиной отличника производства и политработы. «Ошибка инженера Кочина»  (1939)  — враг только и ждёт, когда инженер притащит домой секретные документы.

Враги были и в жизни, но в кино приобретали зловещие мистические очертания и формы. Майоры Пронины разоблачали их. В общем, контора работала.

Постепенно появляться  фильмы про советскую милицию – какая она принципиальная, несгибаемая, в общем – социально ответственные биороботы в синих шинелях.

Хорошее «Дело № 306» (1957) — про розыск нацистских преступников, хорошо закрученная детективная история с неожиданным концом. «Ночной патруль» (1957) — про трудную работу милиции. Ну и, конечно, там же колоритные воры, расхитители соцсобственности,  бандиты, которых, конечно, ждёт заслуженное наказание от имени советского трудового народа.

Однажды стали экранизировать милицейские, уже не официозные, а вполне человеческие истории братьев Вайнеров – там уже не про биороботов, а про то, что милиционер тоже человек со своими горестями и радостями, слабостями и победами. Просто у него работа такая – быть честным, мужественным, и вся жизнь его в служении. Аркадий Вайнер не понаслышке это знал – сам долго работал следователем СУ ГУВД Москвы, кстати, в соседнем кабинете от моей мамы, тоже старшего следователя по хозяйственным делам.

Самый старый фильм по Вайнерам «Я следователь» (1971) — про изобличение матерого серийного убийцы. Самый известный – «Место встречи» (1979). Ну а также были «Визит к минотавру» (1987), «Гонки по вертикали» (1983), «Лекарство против страха» (1978), «Город принял» (1979), «Вход в лабиринт» (1989). «Свидетельство о бедности» (1977) — достаточно сомнительного качества. «Потерпевшие претензий не имеют» (1986) — средненько, но интересненькое. Многие другие. Затем в обличительном раже залепили «Кодекс молчания» (1990) и продолжение — про продажных милицейских начальников и рыбную мафию. Тогда это выглядело и откровением,  и одновременно поклёпом. Я бы не назвал эти фильмы чернушными, поскольку в целом наполнены презрением к скурвившимся и уважением к правильным ментам – кстати, это лейтмотив фильмов, тех, что получше, девяностых.

«Сержант милиции» (1974) — по очень крепкому роману Лазутина. Остросюжетный и искренний фильм про то, что сержанты милиции отличные ребята, защищающие наш покой и всегда готовые прийти на помощь. Дан прекрасный и вполне реалистичный образ идеального защитника порядка.

«Хозяин тайги» (1968) — это классика с Высоцким – бандитом, и Золотухиным – участковым.  Помню, как, надрываясь, Высоцкий поёт:

«И не судьба меня манила,

И не золотая жила.

А рабочая моя кость

И природная моя злость».

«Инспектор уголовного розыска» (1971). Сама история и  детективная канва не запомнились. Но в детскую память въелось, что сам инспектор в исполнении Соломина умён, подтянут, силен и обаятелен. А ещё он ездит на машине «Волга». Мне тоже тогда страшно хотелось быть сильным и обаятельным, стать сотрудником уголовного розыска, ездить на «Волге». Ну что, сбываются мечты. Стал сотрудником. И катался и на «Волгах», и на «Бентлях», и в БТР. И летал на вертолётах над местами боевых действий, ожидая, что в бочину воткнётся ракета.  Интересная такая жизнь в уголовном розыске…

Ближе к классике фильмы про деревенского участкового Анискина, по произведениям Виля Липатова, с непревзойдённым Жаровым в главной роли, отличными артистами и интересными житейскими историями, плавно переходящими в криминал и обратно. «Деревенский детектив» (1968), «Анискин и Фантомас» (1974), «И снова Анискин» (1978). Беззлобно, красиво, мудро. Не столько детектив, сколько плавные истории про деревенскую жизнь, типажи  и верную мораль.

Неплохое кино «Человек в проходном дворе» (1971), где инспектор розыска внедряется и раскрывает запутанное преступление, выводя на чистую воду умело скрывающегося нацистского палача, убирающего свидетелей.  Мазками дана тогдашняя действительность – комсомольцы, мелкие гопники, затерявшиеся на просторах страны матерые уголовники и нацистские преступники.

Близкий по сюжету фильм был «Противостояние» (1985) по Семёнову – пожалуй, его лучший про милицию. Хорошая игра актёров – Басилашвили в неожиданной для себя роли не слабака и предателя, а отважного полковника милиции.

«Рождённая революцией» (1974) — наверное, его все смотрели не по разу. Картинками из реальных уголовных дел и сквозными героями дана эпопея становления и развития советской милиции с революционных времён и до семидесятых годов. Запомнились хорошо прописанные образы главных героев – матерого, сильного  и честного оперативника, его верной жены, отважных товарищей по службе.

Интересное началось в Перестройку. Одного из авторов книги и сценария Гелия Рябова покусали либералы. Он отметился в каком-то перестроечном журнале статьёй – что, мол, работал всю жизнь в милиции и следователем, и внештатным консультантом Министра, был приближенный, даже знак имеет «Заслуженный работник МВД». И квартиру ему по указанию сверху дали. Но не может молчать в такое время. Мол, знает, какая  эта дерьмовая организация МВД, и что она как-то шибко много власти забрала, угнетает трудовых людей. Да и вообще – выкрасить ментов и выбросить. Покаялся ненароком за свой фильм «Рождённая революцией» — мол, конъюнктура галимая… Подленькая такая статья была, в стиле «Огонька» (если не там и напечатана была).  Это была такая программа по демонтажу  государственных институтов, в которую с готовностью включился этот человек. Вообще, Гелий, по-моему, искренне свихнулся. Он отправился  искать мощи Николая Второго. Утверждал, что нашёл, поднял такой ажиотаж, что вокруг них до сих пор какие-то психоневрологические страсти кипят.

«Испытательный срок» (1960) — про становление молодых сотрудников розыска в двадцатых годах и разнице позиций – один такой агрессивный и не шибко людей любит. А другой совестливый. Человечный фильм,

«Зелёный фургон» (1983) — очень позитивный и хорошо закрученный фильм был, равно как и книга. Это про юного бывшего гимназиста, ставшего после Революции начальником угрозыска в Одессе и вынужденного бороться с проявлениями бандитизма. Очень с душой сделано…

«Следствие ведут знатоки» — сериал легендарный и очень неровный. Подошёл долгий путь – с 1971 по 2002. Началось с наивных и идейно  приглаженных утюгом партназдора первых серий, где героям удалось выявить американского диверсанта-парашютиста, скрывавшегося в СИЗО. В середине цикла стали появляться адекватные времени фильмы – про расхитителей соцсобственности, зарождающиеся преступные кланы, и прочее.

С приходом новых времён сериал выродился в полный маразм, голливудовщину. Одну из последних серий снял Хотиненко – режиссёр хороший, однако этот фильм – пятно на его репутации.  Там Томин, за каким-то фигом прописавшийся в штаб-квартире Интерпола за бугром (на самом деле актёр Каневский переехал в Израиль), деловым шагом идёт по коридорам МВД. Снимали эти кадры на нашем этаже. И выходит он из кабинета нашего отдела (Москва, Житная, 16, ГУУР МВД России, 6 этаж, каб. 6017). Во время подготовки съёмок Каневский сидел у нас, пил чай. Ничего мужик, свойский, и нашим было приятно — все же знаменитость, киношный опер, не один десяток лет его на экране разглядывали.

 

Были фильмы про полковника Зорина – мне казались достаточно пресные. Хотя «Возвращение святого Луки» (1969) в этой серии выделялся в лучшую сторону. Притом по моей тематике – о краже из Пушкинского музея картины Хальса, которая имела место. Переврали, правда, тему, не так всё было, ну это же художественный фильм. Там играет великолепный Дворжецкий — человек с просто инопланетным взглядом.

Очень  позитивный, с юмором и обаятельным главным героем фильм «Сыщик» (1979). Про молодого милиционера, осваивающего азы профессии и попадающего в крутейшую разборку. Правильный по духу фильм, где есть и задор молодости, и стремление сделать мир лучше. Вспоминаю свои курсантские и лейтенантские годы, когда мы были одержимы примерно тем же самым.

А ещё помню комическую сцену из фильма, как на малине уркаганы смотрят телик, где идёт фильм «Красное и Чёрное» по Стендалю. А там как раз героиня говорит, что подала прошение прокурору о помиловании её суженного.

Урка кивает:

— Если прокурор не сука, может отмазаться.

В западной стиле сработан прибалтийский «Двойной капкан» (1985). Такой крутой милицейский боевик с бесконечными мордобитиями, контрабандистами, богатыми бандитами и крутыми тачками, грудами золота, пачками порножурналов, коварно ввозимых в Союз. Прибалтика тогда уже смотрела на Запад. Радует – были ещё верные акценты. Опер берет за шкирку фарцовщика, натянувшего гимнастёрку американских вояк, и с укоризной говорит:

— Люди в такой форме сожгли мирную деревню Сонгми во Вьетнаме.

И фарце сразу становится стыдно, что он таскает форму таких ублюдков. И он завязывает с антиобщественной деятельностью…

Отдельно, но весомо, стоит прекрасный фильм – то ли  детектив, то ли из жизни животных – «Ко мне, Мухтар» (1964). И великий Никулин великолепен, и овчарка прекрасна, и сюжет гуманный — учит любить и людей, и собак, которые тоже люди…

Революционные фильмы – их, понятное дело, наснимали очень много. С самых  первых лет советской власти.

Навскидку «Ленин в октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939). Ещё был «Человек с ружьём» (1938). И крылатая фраза вождя мирового пролетариата оттуда вспоминается. Мы её повторяли, с СОБРом заходя на воровские хаты или в дома террористов на Кавказе:

— Не надо бояться человека с ружьём…

«Сотрудник ЧК» (1963), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Железный поток» (1967), «Сорок первый» (1956). Идейно выдержанные в строгих рамках, но вполне качественные кино.

Отдельно стоит «Бумбараш» (1971). Вроде и героический, но какой-то развинчено-развязный, не цельный. И кровавый. Хотя сделан на уровне, и врезается в память образами Золотухина и прочих прекрасных артистов.

Романтический революционный фильм в жанре боевик «Достояние Республики» (1971), где  отметились Миронов и Табаков в роли антагонистов – один авантюрист и перекати-поле, другой – преданный Революции чекист. Бандиты вывозят культурные сокровища из России, и антагонисты объединяются, чтобы спасти достояние Республики. Романтика, стрельба, мордобои. И отличный моральный импульс, захватывающий зрителя. Это оттуда песня Миронова: «Шпаги звон, как звон бокалов»…

Наснимали в СССР огромное количество мелодрам в разрезе лирических комедий, суровых производственных историй, или просто розовых сладких соплей. Выделяются среди них фильмы по произведениям талантливой и доброй Веры Пановой – умела женщина слезу подпустить, так что всех пробирало.

Отмеченный наградами и зрительским обожанием «Серёжа» (1960). «Вылет задерживается» (1974), «Рабочий посёлок» (1965), «Поезд милосердия» (1964), «Високосный год» (1961), множество других прекрасных лент.

С Гундаревой были достойные ленты, поднимающиеся за счёт её артистического таланта. «Вас вызывает гражданка Никанорова» (1978), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983). Умела держать внимание зрителя.

Запомнилось много фильмов в этом жанре – не то, чтобы выдающихся, но необычных. «Анна и командор» (1974). По сути, обычная патока, если бы не романтический флёр – вдова вспоминает своего погибшего мужа – учёного и генерала, шатаясь по огромному особняку. Особняк после хрущоб, генералы, изобретатели – какой фон! И Фрейндлих с Лановым в паре отлично смотрятся.

«Ещё раз про любовь» (1968) — Доронина играет стюардессу, которая полюбила блестящего и остроумного физика, а потом погибла в пожаре в самолёте. Нашумевший фильм, но сейчас смотрится занудно и ни о чём, потому что язык любви уже не тот. Да и автор пьесы Радзинский не Шекспир.

Со временем все более каких-то призрачных, невнятных, но по инерции неплохо сколоченных фильмов и в этом жанре. «Влюблён по собственному желанию», (1982) – с Янковским в роли опустившегося спортсмена, которого  вытаскивает из запоя некрасивая тётка…

Советские фильмы-катастрофы. Тут первенство у «Экипажа» (1979). Там про извержения вулкана, авиакатастрофы и нехитрые способы борьбы с ними. Авторы совершенно не дружили с законами физики и  химии, поэтому клюква вышла первостатейная. Но фильм сделан красиво, кроме того, очень неплохо прописаны герои и их личные отношения. Ну а также это гимн мужеству  экипажей гражданской авиации, которые по своей сути те же военные, готовые ради выполнения долга положить жизнь. Правильный фильм.

Кстати, вышел новый «Экипаж» недавно – даже не ремейк, а переосмысление с позиции нынешней  мокрой кочки в чавкающем болоте, засосавшем мораль и вкус. По поводу науки – авторы вообще такого слова не знают. На лету герои прыгают в высях из самолёта в самолёт, как в мультфильме «Чудеса на виражах». Танцуют на магме. Отношения показаны о дебилах для дебилов. Полное интеллектуально-нравственное падение, наглядно видно в сравнении с предшественниками.

«Тревожное воскресенье» (1983) – про тушение пожара на корабле.

Неожиданно наткнулся на учебный фильм «В город пришла беда» (1965) — о том, как локализовали в Москве в шестидесятые годы смертельную эпидемию оспы. Фильм в драматургическом отношении прост, как пять копеек. Однако отлично показан широкомасштабный и жёсткий советский механизм нейтрализации такого типа угроз.

За пояс, считаю, заткнул по драматизму и напрягу «Титаника» фильм Говорухина «День Ангела» (1968) – сильная психологическая драма о пожаре на пароходе, его утоплении, спасении экипажа.

«Случай в квадрате 36-80» (1982) —  экстренный случай на учениях ВМФ, настоящий фильм-катастрофа. Наши спасают тонущую америкосовскую атомную лодку. А проклятые пиндосы нам в этом мешают.

«Внимание, цунами» (1968). Произвёл в детстве неизгладимое впечатление – там демонстрируется присутствие рядом с нами гигантской природной силы, для которой люди и их жалкие строения, техника, дороги – просто пыль. Это ощущение какого-то непреодолимого кошмара сделано сильно и убедительно.

«713-й» просит посадку» (1962) – про зарубежный самолёт, в котором  террористы усыпили снотворным лётчиков, и теперь воздушному судну предстоит только грохнуться оземь с сотней ни в чем ен виноватых пассажиров. Понятно, сделано с обличением проклятого капитализма. Но снято драматически достоверно…

Немало вышло прекрасных эпопей, где действие разворачивается в историческом разрезе, захватываются большие пространства и временные отрезки.

«Угрюм-река»  (1968) — масштабное полотно о живодёрах-капиталистах Сибири. По классическому роману Шишкова.

По романам Анатолия Иванова  сняты  эпические сериалы «Вечный зов» (1976), «Тени исчезают в полдень» (1971) — о становлении советской власти, трансформации героев в исторических реалиях, о внутреннем врождённом патриотизме и циничном предательстве. Многие мысли, образы героев неожиданно актуальны и сегодня, в эпоху перемен…

«И это всё о нём» (1977) — такая качественная морально-нравственная сага по добротному роману Липатова. Уходящие в историю романтики-комсомольцы, будто из революционных времён, достаточно беспомощно пытаются воевать и спорить с приходящими на их места приспособленцами, очковтирателями и барыгами. Авторы фильма искренне думают, что романтики всё ещё на вороном коне, но уже прилично испорченный зритель сомневается. И позиция барыги видится ему более весомой, твёрдой, жизненной. Так государство и разваливалось – сперва в умах.

Про разруху в умах –  великолепное и вместе с тем злобно-раздражённое «Собачье сердце» (1988). По скупой сумрачно черно-белой режиссуре и актёрским работам – того же Евстигнеева, играющего вивисектора и прохвоста профессора Преображенского – это, несомненно, классика. Огромный минус – это кино взлетело ввысь на гребне антисоветской волны и стало, даже без желания Бортко, ныне члена КПРФ, эдаким знаменем антисоветчиков, либералов и всяких креаклов. До сих пор те орут, что русский народ, который не за Навального, сплошь шариковы. В общем, с точки зрения раскачивания социума фильм сыграл негативную роль, хотя ныне Бортко и утверждает, что ратовал не против социализма, а против перегибов и разрухи в умах. Сам эту разруху, к сожалению, активно сеял.

Ближе к развалу Союза  валом пошли фильмы о том, что система на ладан дышит. Запомнился «Остановился поезд» (1982) — актёр гипнотической силы О. Борисов играет следователя прокуратуры, расследующего железнодорожную катастрофу. Длинные диалоги, что кругом халтура, безалаберность и безответственность, которые приводят к катастрофам и угрожают самому существованию общества. Не прав он был – стране уже ничего не угрожало к тому времени. Страну где-то в верхах списали и решили пустить под демонтаж на радость врагам.

Снявший этот фильм Абдрашитов вообще прославился многими талантливыми, но часто спорными фильмами. Помню, мы все восхищались «Парадом планет» (1988), где были находочки в стиле «Города женщин» Феллини. Тогда нам нравилось, эдакое элитарное мироощущение, не для дураков и быдла. Сегодня он кажется неким нагромождением сущностей сверх меры. Думаю, что искусство должно всё же в основной массе своей быть попроще, доступнее для осознания.

Достаточно сильные были его драмы с криминальным уклоном – «Слово для защиты» (1976), «Охота на лис»  (1980), «Поворот» (1980).

«Плюмбум или опасная игра» (1986) – тут уже перестроечные истерики и обличения пошли. Про каких-то там доносчиков, стукачей и их мелких радостях. Сделано хорошо, но омерзительно. Такая ползучая антигосударственная лирика и назидательность, как плохо быть Павликами Морозовыми.

К исходу восьмидесятых мотивы сладкого гниения-разрушения в кино стало приобретать  все более законченные, а часто какие-то фантасмагорические формы.

Сюрреалистический «Город Зеро» (1988) — то ли антигосударственное, то ли загосударственное полотно, получившееся на загляденье. Хороший фильм, без дураков, хоть и экспериментальный. И, по-моему, у автора ещё теплилась надежда, что все обойдётся. Не обошлось.

Кстати, режиссёр Карен Шахназаров отметился в то время ещё несколькими очень добротными произведениями — среди них очень добрый и романтичный «Курьер» (1986) — про выпускника школы, первую любовь. Там тоже ощущаются ветры перемен, но не в каких-то там событиях, а в общем психологическом настрое.

Вообще Шахназаров – один из лучших режиссёров и СССР, И России. У него такая тонкая иронично-лиричная манера съёмки, которая  заставляет просто вживаться в его фильмы, испытывая при этом только  позитив. «Зимний вечер в Гаграх» (1985), где Евстигнеев просто фантастически  сыграл стареющего танцора-чечёточника. «Мы из Джаза» (1983)  — со Скляром, Панкратовым-Черным, такая жизнерадостная музыкальная комедия о шествии джаза в СССР…

В сороковые – шестидесятые наснимали немало проходных, но забавных комедий. «Антон Иванович сердится» (1941), «Улица полна неожиданностей» (1957), «Девушка без адреса» (1957), «Девушка с характером» (1939) —  и прочие, прочие, прочие.

Классикой стал глуповатый, но приятный фильм «Три плюс два» (1963) — про секс на пляже – тьфу, это будет позже. Про светлую любовь, зарождающуюся на заброшенном пляже.

Аркадий Райкин. «Люди и манекены» (1974), «Волшебная сила» (1970) и прочие. Сегодня  он как-то больше   раздражает, чем восхищает и смешит. Долдонит не о важном, а о второстепенном. Ну, плохо пуговицы пришили, хреново обслужили в кафе. И всё. В том не его вина – таковы правила сатиры тех времён. Но устарело давно и, видимо, навсегда. Бестолковые комедии положений пятидесятых годов  смотрятся куда выигрышнее.

«Семь стариков и одна девушка» (1968) — хороший фильм с криминально-авантюрным уклоном. Запомнился больше всего громила, ломавший все со словами: «Я Гриша».

«Полосатый рейс» (1961) – из любимых, про то, как дикие животные, перевозимые на корабле, вырвались на свободу. Автор сценария моряк Конецкий. Единственная ложка дёгтя – писали, что на съёмках льва цинично замочили, потому что старенький был. Но сам фильм крайне смешной.

«За двумя зайцами» (1961) – очень смешной фильм, про  Киев, разорившегося цирюльника и погоню за богатой партией, там блистал О. Борисов.

«Из Жизни отдыхающих» (1980) – тонкий, неопределённый, в тумане, приятный и смешной фильм о неважных событиях и простых радостях, посещающих людей в мёртвый сезон в санатории на отдыхе в Крыму. Держит фильм Ролан Быков, играющий, как это ныне называется – аниматора.

«Эта весёлая планета» (1973) — комедия про инопланетян с НЛО, попавших на Земле на карнавал в честь Нового Года – эдакая «Карнавальная ночь» в научно-фантастическом антураже. Недавно читал статью, где автор на полном серьёзе пишет, что этот фильм проспонсировали рептилоиды. Хотели показать себя и донести до человечества зловещие планы по его трансформации.

Воистину любимой у народа стала «Большая перемена» (1973) — про школу рабочей молодёжи. Отличные артисты, комические казусы.  По мне простенько и неоднозначненько, но обаятельно.

«Будьте моим мужем» (1981) — тоже спорный фильмец получился. Сегодня местами вообще как полная дичь смотрится. Тогда мы больше обращали внимание на Миронова и его пассию, а сегодня на тот ужасный кавардак, который творился с отдыхом на Побережье Черного моря в те времена. Казарменные условия проживания, переполненные народом пляжи. Сейчас за такой отдых людям бы доплачивали – условия экстремальные, как на войсковых учениях. Но тогда жили и были счастливы…

Прям икона интеллигенции – «Покровские ворота» (1982). Все в восторге, а вот меня сомнения гложат. Много шума, мельтешения, за которым уходит в тень главное – образ того времени, и даже Броневой с его куплетами не спасает. Вот у Говорухина в «Месте встречи» образ прошлого есть. А в этом фильме не вышло. Там больше гротеска, театральности, переходящей границы, какой-то поверхностности и пустоты. Хотя в целом сделано, конечно,  качественно…

Масса хороших фильмов – экранизация русской классики. И Горького, и Толстого.  В основном достаточно крепко сколоченные, классические трактовки.

Достоевский. «Братья Карамазовы» (1969) и «Идиот» (1958) Пырьева.  «Преступление и наказание» (1969) Кулиджанова и полно ещё было.  Самого Достоевского не люблю, но фильмы знатные были.

Повезло с экранизациями Гоголю. Отличные «Мёртвые души» (1960 и 1984). «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) — хороший. «Ночь перед Рождеством» (1961) — просто  божественно. «Вий» (1967) — отменный, Варлей там панночку играет. Фильмец даже сегодня тянет на очень хороший ужастик, только спецэффекты не шибко, но это всего лишь от отсутствия денег.

По А. Островскому немало крепких фильмов. «Гроза» (1933) — о проблеме суицидов среди загулявших дур-баб купеческого сословья, «Бешенные деньги» (1981) – комедия про жадность и всяко недостойное жульманство. «Последняя жертва» (1975) – любовь и альфонсы. Прекрасная сказка «После дождичка в четверг» с Табаковым в качестве Кощея Бессмертного.

А вот «Жестокий романс» (1984) Рязанова, где Гузеева в главной роли, совершенно не понравился. Какой-то неприятный, нет там света, одни тягостные проблемы, усиленные минорной режиссурой и высвечиванием гнусных сторон человека. Михалков сыграл законченного гнуса – притом очень органично…

Испанская и прочая европейская классика давних времён. Почему-то однажды у нас её принялись активно переводить с букв на экран. Забавные фильмы были. «Собака на сене» (1977) по Лопа де Веге. «Труфальдино из Бергамо» — по пьесе Карло Гольдони, очень смешной фильм и прекрасно сыграл Костя Райкин. «Дуэнья» (1978) – это уже англичане. «Мнимый больной» (1980) – по Мольеру. «Дон Сезар де Базан» (1989) – комедия про Испанию семнадцатого века с Боярским, Богатыревым.

«Здравствуйте, я ваша тётя» (1975) — это по английской пьесе «Тётка Чарлей». Опять фантастическая Англия в туманных грёзах наших режиссёров. Но очень задорно вышло. И Калягин хорош, и все остальные не хуже.

Это оттуда: «Я старый солдат. И не знаю слов любви».

Лично я не в восторге от ставшего хитом трехсерийного фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979). К восьмидесятым у нас в кино какая-то ерунда приключилась. Везде стали совать песни и пляски – как в индийских фильмах. И здесь то же самое. Вот и получились не мушкетёры короля, а выездной ансамбль песни и пляски на гастролях. Герои приобрели ещё более легковесные черты, чем в первоисточнике. Между тем, фильм популярный, людям нравится бесшабашное веселье героев и хорошие актёрские работы. Так что в разряде хороших советских, на которых выросли поколения.

В наши свободные времена режиссёр Юнгвальд-Хилькевич решил срубить бабла быстренько и выдал продолжение. Поклонники прошлого фильма заикаться стали – настолько поразительно тупое зрелище получилось.

Изумительный сериал «Приключения принца Флоризеля» (1979) — по рассказам Стивенсона. О. Даль играет принца, Банионис – убийцу Клетчатого. И комедия, и детектив, и ирония.

Одно время валом пошли оперетки и водевильчики. Среди них попадались вполне достойные. «Летучая мышь» (1978),  «Сильва» (1944, 1981), «Вольный ветер» (1961 и 1983) – и далее по списку.

Зоозащитные фильмы с криком души: «берегите братьев наших меньших». Типа «Каштанка» (1975), «Солёный пёс» (1973).

Есть среди них такой истинный шедевр, как «Белый бим, чёрное ухо» (1977). Снято настолько эмоционально, что после просмотра сразу повеситься хочется.

Беспризорные фильмы. «Республика Шкид» (1966). «Педагогическая поэма (1955). «Путёвка в жизнь» (1931). За основу часто брали Макаренко с его воспоминаниями, а также воспоминания его учеников и питомцев. Смотрятся очень живо, зритель их любил. И посвящены важной проблеме – как стать человеком, даже когда жизнь все время бьёт тебя. И как делать из всякой шушеры достойных людей. Создаётся ощущение, что у коммунистов типа Макаренко такие ответы были. Потом позабылись, и страны уже нет.

К этой категории можно отнести пробирающие до дрожи «Подранки» Николай Губенко (1976) – о детях-сиротах войны. «Пацаны» (1983)  Динары Асановой – о трудных и сволочных подростках, из которых фанатик-учитель пытается сделать полноценных людей. По-настоящему сильный и глубокий фильм.

Кроме фильмов про народы Севера снимали неплохие фильмы и про другие нацменьшинства. Сериал «Цыган» (1979) — мелодрама про хороших, ответственных и работящих цыган (интересно, это мифологическое существо, или все же такие имелись). Фильм снят хорошо, по-доброму, с уважением к цыганам. И герой, созданный актёром Волонтиром, внушает почтение.

А сегодня вспоминается, как Волонтир стал одним из лидеров националистического движения Молдавии и предлагал гнать оттуда  русских взашей. А когда заболел, то приехал лечиться к нам, и всей Россией ему деньги на лечение собирали.

Были революционного фильмы особого плана – про революции  за бугром. В основном  любили киноделы Латинскую Америку. И фильмы были неплохие.

Трилогия Жалакявичюса о революциях в Латинской Америке.

«Это сладкое слово свобода» (1972) — про подкоп, который копала семья отважных подпольщиков, чтобы устроить томящимся политзаключённым побег.  Запомнился момент, когда такой милый солдат, к которому герои относятся по-коммунистически – как к человеку, дают ему средства добраться до дома, принимает это за слабость и начинает их терроризировать, вымогая деньги.

«Кентавры» (1978) — с Олегом Борисовым в главной роли, посвящён чилийскому перевороту (хотя образ собирательный).

И ещё одна часть «Вся правда о Колумбе» (1970) — о колумбийской революции.

«Ночь над Чили» (1977) — очень я переживал, когда Пиночет там к власти пришёл, и так жалко было героев.

Неплохие экранизации были по Александру Грину. Бешенной популярности, особенно у девочек от десяти до девяноста — «Алые паруса» (1961) — про мечтательную Ассоль и её капитана Грэя.

«Бегущая по волнам» (1967) – может и спорный фильм, но мне лично интересен тем, что в нем показан ещё не изуродованный градостроительством исторический болгарский Нессебр, и ещё пустая, без отелей, береговая линия вокруг него.

«Блистающий мир» (1984) и прочие…

Отличные были спортивные фильмы. По-моему гораздо лучше, чем «Движение вверх», хотя техника постановок и спецэффектов с того времени сильно подросла.

  «Первая перчатка» (1946). «Вратарь» (1936). «Куколка» (1981)  – жёсткий фильм про гимнасток и психологический надлом. «Быстрее собственной тени» (1980) — про бегунов. «Штрафной удар» (1963) – спортивная комедия. «Восьмое чудо света» (1988) – про баскетболисток, там снималась моя знакомая-баскетболистка, в массовке. «Борец и клоун» (1957). «Королевская регата» (1986). И множество других.

Илья Рясной
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: