Голливуд, который сломался

Как слышал каждый, кто кино интересуется, этот год был крайне удачным для американской киноиндустрии. И студия Disney поставила невероятный рекорд по сборам за год (только август — а уже годовой рекорд). И фильм “Мстители: Финал” — той же студии Disney по комиксам Marvel поставил рекорд по сборам во всем мире за все времена. И множество других фильмов крайне успешно прошли — и очередная серия приключений “Человек-паук” (вроде б восьмая серия, за 17 лет, если не считать появлений этого персонажа в не-главных ролях в тех же “Мстителях”, и тоже комиксы Marvel). И еще один комикс — “Капитан Марвел” (по комиксам “Marvel” как вы поняли уже). И переделка старого мультфильма “Король-лев”. И переделка другого старого мультфильма — “Аладдин”.

И четвертая серия мультфильма “История игрушек”. Словом — успех за успехом, как нам сообщают в новостях. А был ли успех?

На первый взгляд — ну как можно отрицать, ну разве перечень рекордов сам за себя не говорит? Нет, не говорит. На самом деле — картина прямо обратная. Индустрия на спаде. Об этом можно, например, здесь прочесть (http://www.kinobusiness.com/news/itogi-pervogo-polugodiya-2019-goda-v-amerikanskom-kinoprokate-katastroficheskiy-spad-v-pervom-kvarta/ ).

Что там пишут — в двух словах, за первое полугодие спад сборов почти 10% в США. Спад посещаемости — 8.4%. Как скромно отмечают в статье — падение в первом квартале было совсем большим, 14.8% по посещаемости, но во втором дела чуть лучше пошли (тоже спад, но не такой большой), и в целом за полугодие цифры вышли плохие, но не катастрофические.

Тут нужно понимать одну вещь. США — страна с растущим населением. В стране серьезный демографический спад, рождаемость падает — но людей все больше (население растет миграцией, а не только лишь рождаемостью). Оценки есть — с прошлого года американцев стало больше на два миллиона с небольшим. То есть даже если б посещаемость кино была на прошлогоднем уровне — это был бы спад, доля зрителей уменьшилась бы. А тут мы видим спад даже в абсолютных цифрах, не в относительных.

Может быть, падение сборов на домашнем рынке компенсируется зарубежными рынками? Нет, не компенсируется. Я попробовал очень грубо подсчитать — первые 100 самых успешных фильмов за 2017 и 2018 год ( https://www.boxofficemojo.com/intl/weekend/yearly/?yr=2018&p=.htm ). И вычел из этой цифры сборы фильмов не голливудских (китайских в основном, но встречались и корейские, и индийские) — падение за год получилось порядка полумиллиарда долларов. Не очень много, порядка 3% — но оно есть. И это опять же  на растущем рынке. Вы скажете, что 3% — это ерунда, статистическая погрешность? Я вам отвечу, что приведенные данные, они не очень полные, мягко скажем. Например, любой желающий может убедиться, что кассовых рекордсменов из РФ в перечне нет. Да и в Китае выходит заметно больше успешных фильмов, нежели чем в своей табличке американский сайт приводит. То есть падение в 3% — это по весьма избирательным данным. Буде данные более тщательно приведены — видимо, все было б существенно хуже ( Впрочем, тут не только лишь злой умысел — тщательно собирают и везде публикуют данные о сборах своих фильмов именно американские компании, а сколько собрал по миру российский фильм или индийский — подчас данных просто нет ).

Возвращаясь к теме — ситуация несколько далека от бравурных заявлений о рекордах. Индустрия в кризисе. И отдельные успехи этот кризис скорее усугубляют, а не смягчают.

Почему? Да потому, что за счет этих самых успехов кризис и образуется. Статью я начал с того, что привел список фильмов безусловно вроде б успешных и собравших хорошие деньги. Список из 6 лент, которые основные сборы сделали. В списке — 3 комикса, две переделки стареньких мультфильмов в игровые ленты и одно продолжение старого мультфильма. Из комиксов же один условно новый, а еще два — тоже продолжения серий комиксов. Что тут можно отметить?

Переделки и продолжения старых мультфильмов эксплуатируют ностальгию по старых временам. Грубо говоря — пытаются привлечь в кино людей возраста “за 40” и “за 50”. Это пока работает. Но — просто представьте себе, если б в нашей стране вместо “Барбоскиных”, “Малышариков”, “Маши и медведя”, “Фиксиков” и “Кукутиков” штамповали б бесконечные новые серии “Ну погоди” и “Кот Леопольд”. Собственно — пытались у нас так делать. В этом году выдали новые серии “Простоквашино”. Успеха не было. Может новые серии были и неплохие — да только и без них хватает культурного продукта для детей. И переделки старого новым продуктам проигрывают. Это, собственно, и называется — развитие.

А в Голливуде нечто иное происходит. Переделать фильмы 40-летней давности — вполне себе бизнес-идея, которая работает. Все другое проваливается — а на переделки старого народ ходит. Все другое проваливается (в этом году из 20 самых успешных коммерческих проектов оригинальных — два). И да — это кризис идей. Идеи новые есть — а вот работающих новых идей нет. Ну кроме комиксов все проваливается, комиксы же не проваливаются.

Или — и комиксы проваливаются? Нас, зрителей, пытаются настойчиво убедить, что нет в мире кино лучше комиксов. Что зритель их любит, и ждет и строем в кино ходит. Особенно комиксы Marvel зритель любит, ну и несколько меньше расхваливают другую линейку комиксов — DC.

Но вот в этом году довольно таки показательное событие произошло для тех, кто за индустрией следит. Вышел очередной фильм из разлюбимой линейки комиксов Marvel — “Люди Икс” — “Темный Феникс”.

Вышел — и позорно провалился в прокате. Что тут характерно. Фильмы этой серии выходили в прокат последние 19 лет (!!!). Вышло на сегодня 12 фильмов уже. Из каждого утюга рассказывали, какие комиксы Marvel гениальные и как народ любит их героев — человека и ножами на пальцах (но не Фредди Крюгера) и еще одного человека, который сам себе руку отрезал и снова отрастил. Собирали фильмы серии всегда вроде б более-менее неплохо, а иногда — откровенно много. Как нам вещали — потому что сюжет шекспировский и актеры гениальные и народ очень любит. А в этом году — провал. Что случилось? Планета Марс рухнула на Землю или Земля налетела на небесную ось? Нет, все прозаичнее. Студию, выпускающую эти фильм — “20 век Фокс” — в этом году поглотила другая студия с собственной линейкой фильмов-комиксов — “Disney”. В процессе выяснилось, что новый владелец не слишком заинтересован в чужих фильмах — свои надо прокатывать. И поэтому рекламная поддержка, постпродакшн — были для фильма несколько скромнее, чем обычно. И о чудо — оказалось, что вся эта якобы огромная фанатская база любителей супергероев, все те зрители, которые еще год назад в кино строем шли — без рекламной поддержки внезапно уменьшились числом раза в четыре. И аудитория фильма оказалась очень скромной. Очень-очень скромной.

На этом примере очень хорошо видно, что люди ходят на такого плана фильмы не в силу великого сюжета, шекспировской трагедии характеров и умопомрачительных спецэффектов — значительная, если не подавляющая доля зрителей привлекается дорогостоящими рекламными компаниями. Если компания не очень дорогая, а просто дорогая — любителя комиксов дематериализуются. Ну и как следствие этого — рекламные компании слишком дорогие, фильмов таких можно выпустить не очень много — а в промежутках люди в кино просто не идут. Плюс — те, кто менее подвержен рекламе в кино не идут, ну и те, кому такие фильмы не интересны или просто надоели. В сумме эти факторы и дают заметный год от года отток. И на фоне этого — национальное кино ряда других стран растет. В первую очередь это Китай, конечно, но не он один.

Тут надо два слова и про отечественный кинобизнес сказать. Определенные успехи есть, сборы российских фильмов в российском прокате — несколько больше четверти. Качественных продуктов, фильмов, которые не стыдно смотреть и хочется друзьям рекомендовать — все больше. Отечественные комедии и драмы — уже лучше зарубежных. Пока плохо с крупными лентами — их выходит пара штук в год, и поэтому каждый провал заметен и болезнен. По хорошему нужно порядка 12-15 крупных и сложнопостановочных картин, как минимум, чтобы вытеснить американскую продукцию с рынка. Думается — в течении пяти лет вполне достижимый результат.

И да — процесс отвоевания своего рынка вполне ожидаемо встречает сопротивление. Наверное, каждый интересующийся отечественным кино, смотрел обзоры известного бровастого видеоблоггера. В которых блоггер настойчиво доказывает, что высокое искусство кино россиянам недоступно, и нужно оставить это сложное дело творцам из “Marvel” и прочим голливудским гениям (которые толково и гениально снимают великие драмы о шедевральных певцах, умирающих от СПИДа после удовлетворения собратьев-геев в мужских туалетах). Когда-то блоггер этот по делу и толково критиковал шлак, на котором пилили деньги мутные люди от кино. Сегодня человек обсирает успешные и любимые зрителями фильмы. А основания для проклятий отечественному кинематографу человек видимо у Ильфа и Петрова заимствует.

 

— Тут, например,- раздается равнодушный голос с подоконника,- недостаточно отражена проблема ликвидации шаманизма в калмыцких степях.

— Шаманизма? — бормочет Многопольский, сильно напуганный возчиками.- У меня, между прочим, действие развертывается в ЦЧО, но вопросы шаманизма можно вставить. Я вставлю.

Литератора просят также вставить еще вопросы весенней путины и разукрупнения домовых кустов, а также провернуть проблему вовлечения одиноких пожилых рабочих в клубный актив.

— Конечно, переработать,- продолжает неизвестный.- Во-первых, нужно выкинуть весь мотив бетономешалки. Дуня должна заняться соевой проблемой. Это теперь модно, и картина определенно выиграет. И потом, почему активист Федосеич не перевоспитал шамана? В чем дело?

— Так его сразу и перевоспитаешь! — бурчит режиссер.

— А очищающий огонь революции вы забыли? — торжествующе спрашивает молодой человек.

 

И вот примерно так и указанный блоггер критикует — а почему слабо освещена проблема концлагерей и преступно замалчиваются вопросы пенсионной реформы? И вообще, последний успешный российский фильм (по мнению блоггера) снят в 1968 году, был он черно-белый — ну а сейчас всем нужно ходить на комиксы. Про комиксы в обзоре блоггер мудро умалчивает — ну да можно к нему в группу “вконтакте” зайти и полюбопытствовать, а чего же человек хвалит — все очень прозрачно.

 

Ну и да. Всегда, когда обзор о кино пишешь, в комментарии приходят люди и говорят, что кризис в кино совсем не из-за этого, а потому, что все сериалы смотрят. Вообще говоря, сериалы изобрели несколько десятилетий назад, и кино сериалы потеснили опять же не в этом тысячелетии. Но тем не менее — дела у сериальной промышленности тоже не блестящи. Обычно, говоря о телебизнесе США принято о компании Netflix говорить.

Ну так вот — акции Netflix упали на 10% сразу (https://www.forbes.com/sites/rachelsandler/2019/07/17/netflix-shares-drop-more-than-10-after-huge-subscriber-miss/#114aeec57dd9 ). Внезапно оказалось, что число подписчиков более не растет в США. А наоборот — уменьшилось на 120 тысяч.

Собственно — тайны тут особой нет. Несколько ранее компания хвасталась, что выпустила третий сезон “Очень странные дела”, и чтобы сезон посмотреть, некоторые отписавшиеся подписчики вернулись. Вот так мы и узнали, что из множества (сотен, а может и тысяч) единиц продукции многие зрители готовы смотреть один всего сериал. Что как бы на качество всего контента намекает. Впрочем — многие у нас смотрели сами, так что о контенте много рассказывать не нужно. Настолько сильный контент, что кроме тех же “Странных дел” еще разве что одно название на ум приходит. Тот же самый кризис — с той же самой лошадинной порцией рекламы.

 

Ну и чтоб закончить статью на позитиве — хочется два слова сказать о тех хороших российских фильмах и сериалах, которые смотрел лично я — и в этом году.

“Мертвое озеро”.

Ничего не ждал, не думал, что выдержу более пяти минут — а смотрел не отрываясь. Фильм о Севере — и снят на Севере. Сюжет неплох — а Север прекрасен.

“Короче”. Крайне уморительная комедия, искренне рекомендую.

“Толя-робот”. Местами грустная, местами забавная история, с неким социальным месседжем. В фильме отражаются проблемы ЖКХ, проблемы инвалидов — ну а главный злодей — восточный человек. В США такого не снимут уже, наверное, — а у нас в кино сделать нацменьшинство злодеем вполне можно. Очень приятный, местами трогательный фильм.

“Миллионер из Балашихи”

— и по настоящему социальная лента. Снята очень скромно и видно, что бюджет был три копейки — но идея фильм “тащит”, а последняя серия на какой-то иной уровень все выводит. Смешно и страшно. Какой-то очень честный, очень личный фильм о людях и людской вере в чудеса.

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: