«Джокер», «Малефисента», «Хищные Птицы» — против человечности идет в бой тяжелая киноартиллерия

Удар первый: Фильм «Джокер»

После показа этого фильма на Венецианском фестивале зрители хлопали стоя восемь минут и кричали «браво». За прошедшие выходные данная картина возглавила как российский прокат, так и зарубежный. Вокруг нее бушуют споры и скандалы, кто-то приходит на фильм по несколько раз, а кто-то — боится приходить вовсе.

Это — «Джокер» Тодда Филлипса, жестокое драматическое кино про несчастного злодея, уже получившее «Золотого льва».

Фильм — одна из первых ласточек, которые будут бить в скором времени по умам, особенно по молодым. Зачастую киноиндустрия (так же как и музыкальная) направляется очень специфическими людьми со своими интересами и концептами.

Для начала всё же разберем «Джокера» и как фильм, и как феномен. Ни для кого не секрет, что на свет он появился в рамках вселенной комиксов DC как главный враг известного супергероя Бэтмэна.

Чтобы потом не возвращаться к этой теме, сразу скажем пару слов о DC Comics. Если вкратце, то это одно из крупнейших издательств комиксов (второе такое — это Marvel, штампующее Человека-паука, Людей-икс и Мстителей, а теперь еще и обаятельного злодея-монстра Венома). Они специализируются на художественных и анимационных фильмах, а также играх и комиксах. Главное отличие DC от других — лютая мрачность, начиная от темной палитры и заканчивая восхвалением убийц и психов.

DC не стесняются создавать настолько циничные и жестокие миры, насколько это вообще возможно для такого жанра. Особенно тонким моментом является то, что на это дело подсаживаются дети, хотя большая часть продукции рассчитана на взрослых, а в большинстве мультиков и комиксов содержатся как эротические сцены, так и неприкрытое насилие.

И вот для тех, кто в детстве смотрел такие мультики, DC выпускают и фильмы. Сначала компания сколько было можно раскручивала Бэтмэна, однако в скором времени приступила к злодеям, которые часто получались гораздо более живыми и интересными (вспомним, как Джокера играл Хит Леджер).

Последним примечательным «дисишным» проектом стал «Отряд самоубийц» — сборище злодеев, которое по сюжету правительство использует в качестве пушечного мяса для своих целей.

Этот проект вызвал просто ядерный взрыв в современной культуре. Над пиаром фильма и комиксов потрудились на славу, а главную роль Джокера вручили не кому-нибудь, а Джареду Лето (знаменитому актеру и фронтмену рок-группы 30 seconds to Mars, про которую мы уже писали ранее).

Впервые как следует на первый план вышли злодеи, показав в полный рост свои хорошие стороны, и выглядящие гораздо лучше любых супергероев. Злодеи успешно спасают мир, а потом снова страдают от нападок правительства и супергероев — прихвостней власти.

В конечном итоге «Отряд самоубийц» был принят молодежью очень тепло, несмотря на откровенную провальность, пошлость и непродуманность картины. Фильм оказался самой упоминаемой кинолентой в российских СМИ в 2016 году, а соцсети наводнились обсуждениями, рисунками и фотографиями в образах главных героев. Некоторые даже рискнули сыграть в обличье суперзлодеев свадьбу.

Видимо, теперь киношники смекнули, что злодейскому фильму надо сделать не только красивую картинку, но и содержание поглубже. И вот здесь в ход и идет «Джокер» Тодда Филлипса.

Авторы намеренно исключили всякие шумелки и экшены, сосредоточившись на драматической составляющей. Настолько, что даже не позвали на главную роль знаменитого Джареда Лето, чем тот оказался обижен — по словам певца, он почувствовал себя «отвергнутым и расстроенным».

Зато роль Джокера досталась другому, бесспорно талантливому, актеру — Хоакину Фениксу.

Сюжет и посыл картины

Сюжет фильма достаточно прост. Главный герой — клоун с психическими отклонениями. Он прилежно работает, содержит мать и в целом неплохой человек, психическое заболевание мешает ему жить, да, но он старательно лечится и никому ничего плохого не делает.

Проблемы возникают, когда его начинают гнобить в обществе. Для дополнительного оправдания поступка комика, правительство отменяет все социальные льготы (ничего не напоминает?), и главный герой не может получать необходимые лекарства. Не выдержав давления, клоун становится убийцей.

Причем, став убийцей, главный герой преображается — клоун-неудачник становится «Джокером», гораздо более сильным и в каком-то смысле даже обаятельным. Он постепенно, шаг за шагом, уничтожает все, что любил — мать, комика-кумира, коллегу, который пожалел его.

К Джокеру из вселенной DC этот персонаж не имеет никакого отношения, несмотря на попытки режиссера притянуть за уши какие-то сюжетные линии. Если у Нолана Джокер — сильный, оформленный человек, подобно профессору Мориарти предугадывающий все действия на несколько шагов вперед, то у Филлипса это просто больной эгоист, неспособный ни на что, кроме бессмысленных убийств.

Показательно, что девизом главного героя через весь фильм проходит фраза «Смысл жизни только в моей смерти». Слава приходит к Джокеру только по недоразумению. В лучшем случае, он может стать символом анархического движения, но он не может ничего создать, потому что для этого надо хотя бы как-то взаимодействовать с реальным миром. Джокер Филиппса же живет в нарциссических иллюзиях, в собственном мире, где кроме него никого больше нет.

Однако, несмотря на это, «Джокер» оказался козырной картой. На показах фильма во всем мире кинозалы переполнены, а СМИ и соцсети пестрят новостями и отзывами о нем.

В октябре, с первых дней показа, начались разного рода скандалы. Первое, что нужно отметить, — взрывы неадекватности со стороны зрителей. Реакция некоторых людей стала такой бурной, что владельцы кинотеатров принимали различные меры для подавления внезапной агрессии.

Похожая ситуация происходила в 2012 году, когда в прокат вышел другой подобный фильм — «Темный рыцарь: Возрождение легенды» Кристофера Нолана. На показе в одном из кинотеатров в США 24-летний мужчина расстрелял зрителей. В результате погибло 12 человек и около 60 — ранены.

Семьи погибших при стрельбе на показе «Темного рыцаря» заранее предупредили киношников и выступили против «Джокера».

«Мы призываем вас стать частью сообщества лидеров индустрии, которые понимают, что у них есть социальная ответственность, предполагающая обеспечение должного уровня безопасности», ― написано в их открытом письме.

Владельцы кинотеатров прислушались к их советам, пока жертв нет, несмотря на то, что многие зрители жалуются на неспокойную обстановку (когда в момент убийств кто-то из зрителей начинает странно смеяться и аплодировать, то любому станет не по себе). Многие граждане США не пошли в кино только по причине беспокойства за свою жизнь и здоровье.

Меры против людей с расшатанной психикой были приняты разные — где-то просто запретили проход в кинозал разукрашенным под Джокера зрителям, а где-то были полицейские с автоматами и служебными собаками.

Вторым скандалом фильма стало использование в кульминационной сцене фильма музыки осужденного за педофилию музыканта — Гэри Глиттера, который на данный момент сидит в тюрьме за попытку изнасилования 12-летней девочки, а также за детскую порнографию. Некоторые зрители отказались идти на фильм, чтобы уменьшить гонорар Глиттера за саундтрек.

В России «Джокер» стал лидером проката за эти выходные и уже к понедельнику собрал около 664 миллионов рублей.

Удар второй: Фильм «Хищные птицы»

Но закончим пока с уже вышедшим «Джокером» и немножко заглянем в будущее, продолжив тему клоуна-злодея другим фильмом — «Хищные птицы». По сути, это приквел «Отряда самоубийц». Главная роль в фильме отведена девушке Джокера — Харли Квинн (имя обыгрывает слово «арлекин»).

Так же как и в «Джокере», сценаристы попытались сделать упор на оправдание сумасшедшей злодейки. Однако драматическая и смысловая часть фильма явно хромает, поэтому картина наверняка наберет популярность только за счет красивой обертки и феминистической темы — главная герониня по сюжету ссорится с Джокером и собирает свою злодейскую банду, но исключительно из представительниц женского пола.

Стоит отметить, что «красивая обертка» Харли Квинн набирает популярность — всё чаще можно встретить девушек с хвостами, окрашенными в синий и красный цвета. Однако гримироваться под злых клоунов в повседневной жизни мало кто решается, разве что так делают на концертах представители специфических метал-групп (американские Slipknot и Мэрилин Мэнсон, польская Unsun, японский ARLEQUIN).

Как и у металлистов, образ злого клоуна активно вписан в киноиндустрию.Так, 6 сентября в прокат вышел ужастик «Оно-2» по роману Стивена Кинга. Главный герой, клоун-убийца Пеннивайз, прототипом которого был настоящий серийный маньяк Джон Уэйн Гейси, так же как и Джокер, стал неотъемлемой частью массовой культуры.

В романе Кинга за оболочкой клоуна скрывается не просто психопат. Пеннивайз — могучее и древнее создание, прибывшее из-за пределов нашей Вселенной. Почему же оно оказалось именно под маской комедианта, который должен нести в мир веселье и добро?

По словам Стивена Кинга, он выбрал именно клоуна, потому что клоуны больше всего нагоняют страха на детей: «Я спросил себя: „Что больше всего на свете пугает детей?“. И ответ был: „Клоуны“. Так я создал Клоуна Пеннивайза.»

Однако Кинг не был первым, кто стал отождествять клоунов и цирк с чем-то темным и пугающим.Так, великий шведский режиссер Ингмар Бергман в начале своего творческого пути создавал светлый образ комедиантов, а вот под конец жизни изобразил в образе клоуна смерть, а также превратил циркачей в жрецов темного культа богини-матери.

Действительно, под маской клоуна легко спрятать нечто совсем иное, ведь образ шута — это и образ трикстера, который может быть как добрым, так и злым, для него не писаны общепринятые законы и нормы.

Смеховая культура — дело очень тонкое и легко скатывающееся при желании «куда-то не туда», веселье может быть как светлым и добрым, так и темным, безумным. Как известно, те же карнавалы появились не абы откуда, а из сатурналий — достаточно жутких праздников.

На таких праздниках во главу угла ставилось переворачивание всего с ног на голову. Рабы становились господами, мужчины — женщинами, а зло — добром. Как мы видим, именно на подмене добра и зла и базируются вышеперечисленные фильмы.

Удар третий: «Малефисента: Владычица тьмы»

Фильм с ярчайшим примером такой подмены — грядущий фильм от Disney под названием «Малефисента: Владычица тьмы», выходящий в прокат уже 16 октября.

Кто же такая эта Малефисента? Создатели картины почему-то ласково именуют ее феей, однако с таким образом как-то плохо стыкуются рога и черные крылья героини. Сюжет нового фильма, как и предыдущего («Малефисента»), основывается на сказке о спящей красавице.

По версии новой картины, злая ведьма, наложившая на принцессу проклятие, на самом деле имела на то веские причины (король с колдуньей когда-то поступил очень нехорошо). Когда проклятой девочке исполняется 15, ведьма начинает с ней дружить и крадет ее у волшебниц-тетушек, а после — убивает короля.

По исполнении 16 лет принцесса засыпает беспробудным сном, чары которого должен разрушить поцелуем принц. Принц в картине действительно появляется, но совсем мельком и без особого толка, потому что будит принцессу не он, а поцелуй Малефисенты.

Вот такой сюжет первой части. Пусть вторая часть еще не вышла, но вряд ли там будет нечто сильно отличающееся от первой. Так, журналисты, допущенные к просмотру картины, уже прямо сказали, что фильм интересный, но «черное и белое в нем меняются местами».

Главным положительным героем в новой части становится помощник-ворон Малефисенты по имени (внимание!) Диаваль, а антагонистом — королева Ингрит, мать принцессы, оставшаяся по вине рогатой «феи» вдовой.

При этом кино обещает быть интересным и захватывающим. Порой бывает сложно не попасть под обаяние известных актеров, например, Анджелины Джоли, играющей главную роль.

Однако, несмотря на хорошую режиссуру и талантливую игру актеров, нам важно все-таки понимать, где добро, а где зло. Даже взрослый человек, насмотревшийся таких фильмов, начинает сомневаться в возможности человечности как таковой.

При этом Малефисента, явно размывающая границы добра и зла, предназначена для детей. Психика ребенка устроена несколько иначе, чем у взрослого, она еще не сформирована. А тут положительный образ для подражания зачастую оказывается «темным», перевернутым. Кем вырастут дети, берущие пример с Малефисенты и Джокера — это большой вопрос.

«Ничто не истина, все дозволено», — вот что стоит за героизацией безумия и восхвалением убийств. Не этим ли девизом руководствуются, например, несовершеннолетние «стрелки» в школах, бросая, подобно Джокеру, вызов прогнившей власти и обществу?

И кто и как сможет ответить на брошенный вызов? Ведь в каком-то смысле он действительно справедлив, а потому просто сидеть и отмалчиваться в сторонке, пока волны утихнут, не получится — ветер для бури уже посеян.

Виктория Максимова
https://whatisgood.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: