Истерика последней надежды

США не оставляет надежд воткнуть палку в стальной каток «Северного потока-2». Сенатор Тед Круз, представитель той же республиканской партии, что и мистер Трамп, выступил с предложением наложить санкции, но уже не на привычную Россию, а на группу европейских компаний, участвующих в проекте. Господин Круз уверил присутствующих коллег, что закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»), в рамках которого Америка обкладывает всех санкциями, в худшем случае затормозит ввод СП-2 на год, а при самом благоприятном исходе вообще помножит его на ноль.

Буквально пара слов, первыми прибежавших в голову.

Естественно, что санкционная война в первую очередь направлена на недопущение укрепления России на европейском энергетическом и, как следствие, политическом поле. Вне зависимости от того, что пишет из витрины мистер Кавабанка, уколы санкционными шпильками Россия полностью проигнорировала. Произошло этому потому, что трасса пути СП-2 полностью совпала с интересами Москвы и ведущих европейских игроков. Подчеркнём жирным – интересами энергетическими. Именно поэтому представители Газпрома, российского Минэнерго вместе с европейскими коллегами как заведённые повторяли, что проект исключительно экономический и не имеет никакой политической основы. И это была кристально чистая правда.

«Северный поток-2» строят не государства, а частные компании. Евросоюз представлен: нефтегазовым чемпионом мира британско-голландской Royal Dutch Shell, французской энергетической компанией ENGIE, австрийской OMV (крупнейшей в Ц. Европе), и немецким дуэтом Uniper и Wintershall. Все компании находятся в частных руках, и влияние государств на них ограничивается рамками закона о собственности. Правительства Германии, Франции и Австрии, конечно, самым тщательным образом изучили технико-экономическое обоснование, которое было представлено ещё на рубеже 2012 гг., и пришли к выводу, что частный проект принесёт странам только выгоду. Как минимум финансовую, подпёртую снизу энергетической.

Именно поэтому Меркель, Макрон и Курц делали дежурные заявления о необходимости сохранить украинский транзит и пальцем не трогали газовую инициативу приватного газового консорциума. Параллельно они игнорировали истерику на тему политизированности СП-2.

Пока Вашингтон пытался пробить санкционным шилом газпромовскую невозмутимость, всё было хорошо. Русские привычно сетовали на приставучих комариков, а европейская газовая команда была как бы наособицу в сторонке.

В случае если США введут против Royal Dutch Shell, Engie и прочих экономические санкции, то в этот самый момент СП-2 мгновенно станет проектом политическим. Санкции ударят напрямую по донорам бюджета, плюс под вопросом будет обеспечение энергетической безопасности локомотивов ЕС.

Политики не смогут игнорировать происходящее. Компании хоть и частные, но они неразрывно вживлены в тело государства. OMV и её коллеги — это не только дяди в костюмах, это тысячи рабочих мест, занятых в строительстве, эксплуатации, надзоре и куче смежных отраслей. Если компании залихорадит, то куча людей потеряют работу, премии и бонусы. Людей этих много и все они избиратели. Дальше, наверно, можно не продолжать.

Сергей Савчук
https://vk.com/@108577065

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: