«Ирландец»

Посмотрел новый фильм Скорсезе «Ирландец» основанный на биографии штатного киллера итальянской мафии 60-70х годов Фрэнка Ширана.

История на вид достаточно банальная — типичное «восхождение пехотинца» из мелких аферистов к «вершинам» криминального мира и последующее падение. Тема для Скорсезе отнюдь не новая и с этой точки зрения фильм особых открытий не делает, скорее наоборот, тут много типичных ходов для фильмов Скорсезе и фильм порой кажется вторичным, даже несмотря на то, что рассказывает история «по мотивам реальных событий» с элементами реальной биографии Фрэнка Ширана.

Авторы выходят из положения благодаря историческим событиям, которые вплетены в сюжет, основанных на заявлениях Ширана сделанных незадолго до смерти в начале 2000х.

Заявляется, что мафия сфальсифицировала выборы в США ради победы Джона Кеннеди, подтасовав результаты выборов в Илинойсе.

Потом заявляется, что мафия потребовала у него должок (через престарелого папу) и что именно интересы мафии стояли за организацией авантюры с вторжением на Кубу в Заливе Свиней, так как мафия хотела вернуть себе собственность и бизнес, которые национализировал Фидель Кастро (к слову, вернуть не удалось до сих пор). Когда это не получилось (показано участие мафии в вопросе поставки оружия для кубинских боевиков), а брат Кеннеди начал прессовать мафиози и подконтрольного мафии профсоюзного босса Джими Хоффу, в Далласе Кеннеди убили по заказу мафии. А Никсон играл в гольф с уголовниками. Такая вот трактовка событий начала 60х.

Вторая половина фильма построена вокруг убийства известного профсоюзного лидера Джимми Хоффы, тело которого так и не было найдено, но в убийстве которого Ширан перед смертью сознался, уже доживая свои дни в доме престарелых.
Все это также приправлено постоянными аутентичными новостями по телевизору — Карибский кризис, Уотергейт (к которому был причастен тот же человек, который сотрудничал с мафией в деле транспортировки оружия для кубинских боевиков), бомбардировки Югославии и т.д.  С учетом того, что события развиваются в фильме с 60х по 90-е, у Скорсезе неплохо получилось показать течение времени и исторических событий, на фоне которых мелкий уголовник Ширан начинавший еще с бессудных расстрелов пленных немцев в Анцио возвышался до доверенного убийцы на службе у главарей итальянской мафии.

Но главное наверное не в этом и основной посыл Скорсезе задвинул в самый конец фильма (а он очень длинный — более трех часов), когда Ширан выходит из тюрьмы и обнаруживает, что все в общем то было зря и все его «подвиги» никому не интересны и он сам никому не нужен, даже своей семье, а единственное, чем у него еще хоть кто-то интересуется, куда дели труп Хоффы. Но даже это не подталкивает его к какому-либо раскаянию, хотя кое-какая рефлексия у него прослеживается.
Престарелый Скорсезе очень удачно обыграл тему старости и одиночества, показав, как некогда всесильные и пафосные гангстеры аля «Крестный Отец», на старости лет (из тех, кто дожил), превращаются в полные развалины, умирающие в одиночестве. Престарелые актеры для этих целей подошли как нельзя лучше.

Скорсезе затащил в фильм массу известных актеров, во главе с изрядном сдавшими Аль-Пачино, де Ниро и Джо Пеши. Чтобы показать их на протяжении нескольких десятков лет, использовалась компьютерная графика для омоложения лиц, но это не всегда работало, так как даже с «исправленным» лицом, видно, что актеры уже старенькие и порой ходить то могут с трудом. Тем не менее, несмотря на возраст, они в целом выглядели неплохо. Отлично выступил Джон Пеши, особенно в конце, когда старость взяла свое. Аль-Пачино в роли Хоффы весьма хорош, а вот де Ниро скорее играл типичный для себя образ, который кочует через многие фильмы.

Стоит также отметить, явный трэш с фразой обращенной к Ширану «Разруш там все, как тогда, в Берлине». Такие вот неизвестные страницы штурма Берлина американской армией Паттона.

С другой стороны, из главных героев нет того, кому можно сопереживать — это по сути сборная солянка различных ублюдков, которые в подавляющем большинстве плохо кончили в реальной жизни (лишь несколько персонажей этой истории в реальной жизни умерли своей смертью). В этом плане фильм ненавязчиво и даже несколько растянуто, без лишних спецэффектов деконструирует романтизированный миф о мафии. Не он первый, не он последний. Но здесь это сделано не через тему возмездия или правосудия, а через призму старости и оценки того, а на что ты собственно потратил свою жизнь.

Если посмотреть в целом, то это своеобразные «Неудержимые» от мира гангстерских фильмов. Если Сталлоне в свое время собирал пенсионеров игравших в боевиках на свой капустник, то «Ирландец» собирает массу актеров светившихся в различном гангстерском кино, так что эффект узнавания будет посещать вас не раз, что также разбавляет некоторую монотонность фильма.

С технической точки зрения снято отлично. Хорошая картинка, приятная музыка, живая атмосфера давно ушедшей эпохи. Несмотря на длину ленты и почти полное отсутствие экшн-сцен, фильм смотрится весьма бодро, хотя это по большей части кино про разговоры и меланхоличные длинные кадры. Это очень олдскульный фильм, на котором лежит тяжелый отпечаток возраста самого Скорсезе, который через призму истории Ширана, сам задумывается о конце жизни и том, что оставит после себя. «Ирландец» конечно не шедевр на все времена, но среди гангстерских фильмов Скорсезе этот пенсионерский капустник явно не затеряется.

ЖЖ: colonelcassad

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: