Начинаем борьбу с бедностью. В себе.

Как и предполагалось, президент довольно серьёзно сместил фокус усилий государства на «социалку» и борьбу с низким уровнем жизни.

Заявление не было популистским, потому что, если вы могли наблюдать процессы изнутри, то заметили бы, что социально-патерналистские проекты государства отчетливо начали готовиться еще 3-4 года назад. То есть, за вычетом неизбежного саботажа на местах, борьба за социальное государство анонсирована вполне себе настоящая.

Сегодня хочу поговорить о паре нюансов, связанных с тем, какая именно это будет у нас борьба.

В вопросе роста доходов населения важный момент не только в том, откуда люди получат эти деньги, но и в том, что они с ними потом сделают.

Чтобы люди не просто пропустили через себя деньги, а именно прирастили свой уровень жизни на постоянной основе, эти деньги должны на них определённым образом поработать.

Но одна из основных причин бедности хронически бедных — проблемы с планированием, самодисциплиной и целеполаганием. Государство будет рассчитывать, что выданные средства человек вложит в себя — пойдет на какие-то курсы повышения квалификации, вложит в здоровье и физическую форму, родит и прокачает детей и т.п., научится производить какие-то ценности — а гражданин, преисполненный радости, побежит покупать автомобиль, импортную шубу, плазменный телевизор или смартфон продвинутой модели, поскольку в его мыслях и желаниях доминирует навязанная капиталистическим рынком идея победы над себе подобными в потребительском соревновании по формуле «обладание вещами = уважение».

Государство максимально долго избегало прямой раздачи денег потребителям еще и по другой причине. Случись такая раздача денег без всяких ограничивающих условий в 2010 году — >90% розданных денег буквально первым или вторым шагом оказались бы выведены гражданами за рубеж, не успев поработать на экономику страны (импортные товары, туризм, вложения в зарубежные банки и недвижимость), в лучшем случае успев осесть в виде зарплаты в карманах поставщика товара/услуги и его работников. Люди, даже искренне желая вложить эти деньги в отечественного производителя, в большинстве случаев такового бы просто не нашли. Поэтому, по крайней мере ДО достижения внутренним производством товаров и услуг в РФ определённой планки, прямое вливание денег в потребителей вылилось бы просто в уплату колониальной ренты зарубежным экономикам.

Поэтому:

1) Государство в целях борьбы с бедностью просто неизбежно будет (и уже начало) заниматься чистой учебно-воспитательной работой из серии «гражданин, ты туда не ходи, ты сюда ходи», и именно это (а не раздача денег) и будет основной частью борьбы с бедностью. Например, в Москве в июле прошлого года стартовал пилотный проект (центр «Моя карьера»), который помогает нуждающимся семьям снять барьеры и устроиться на работу. Гражданам предлагается социальный контракт, в рамках которого, наряду с выплатами пособий, людям помогают грамотно определить (и повысить) свою квалификацию, составить правильно резюме, подготовиться к собеседованию, познакомиться с потенциальными работодателями. Фактически, центр предоставляет своё плечо для увеличения горизонта планирования гражданам, которые до этого в силу психологических «особенностей» жили одним днём… О снятии такого рода барьеров речь, в основном, и идёт.

Дополнительно, я думаю, придется прибегнуть к кампаниям социальной рекламы полезности инвестирования в себя. Пожалуй, одну такую кампанию можно начать прямо здесь: люди, вкладываться в своё здоровье, навыки и таланты — круто и очень почётно! Не стесняйтесь становиться лучше, чем были вчера. 

2) Государство будет продолжать политику достаточно строгих ограничений, на что и каким способом можно будет потратить деньги, которые оно будет гражданам давать (именно в виде денег, а не воспитательно-учебной работы). Будь сейчас плановая экономика, гражданам вообще давали бы не деньги, а некие «бонусные баллы» (привет, двухконтурная денежная система), которые гражданин мог бы инвестировать в себя и детей.

Только ленивый не заметил, что в этот раз государство не просто анонсировало поддержку деторождения, а фактически разместило обществу открытый госзаказ на детей.

Но обратите внимание — всё это происходит параллельно с тенденцией на цифровизацию и роботизацию. Когда эти заказанные государством дети родятся и достигнут трудоспособного возраста, самые массовые профессии в стране — охранник, водитель/машинист и продавец/кассир — будут массово сокращены и заменены автоматикой. Чтобы предполагаемый бэби-бум не вылился в массовую безработицу (и снова бедность) молодых людей, у нашей страны уже через 2-4 года должен быть подготовлен ответ на вопрос, как мы будем делать из этих детей специалистов, которых нельзя заменить роботами, каким профессиям мы их научим и как воспитаем в них не иждивенческий менталитет. Почему через 2-4 года? Потому что применять выработанный подход нужно уже к детям ясельного возраста — от года до трёх. В этом возрасте возникают основы менталитета и развиваются (или подавляются)  основные задатки. Кстати, борьбу с бедностью, в идеале, надо начинать тоже с этого возраста.

Отсюда можем предположить, что прямо сейчас должны произойти некие изменения в структуре образования. В том числе, например, назначен новый министр и произведены серьёзные подвижки (и чистки) в структуре.

И — да — глядя на сегодняшние молодые семьи, мне немного страшно, потому что я не очень верю в их способность вырастить детей в любви и здоровых нравственных ценностях. Например, большинство из этих детей вырастут в неполных семьях, потому что их родители разведутся…

Сейчас в регионах потоком открываются детские центры робототехники, спортивные и другие секции по развитию способностей, центры раннего развития и т.п.. Это верно и своевременно. Но моральной готовностью родителей к сохранению семьи и здоровых отношений в ней системно не занимались годов с 70-х, и в этой сфере очевидный провал. Должна значительно и системно вырасти роль семейно-ориентированной психологии, в том числе, интегрированной и в образование, и в медицину, и в государственные кампании социальной рекламы. Мы вынуждены будем учить детей строить и поддерживать будущие здоровые отношения в будущей семье ещё с детского сада и школы, потому что на родительские традиции надежды сейчас мало.

Отдельно хочу напомнить, что министерство здравоохранения давеча опубликовало отчет, что курильщики суммарно приносят государству до 1,4 триллиона убытков в год. В количество недополученных новых скамеек, троллейбусов и километров качественных дорог можете перевести самостоятельно.

Это они сказали неспроста — такие данные были подсчитаны ими в рамках того, о чем мы говорили выше. Государство осознало, что очень крупный пласт социальных проблем не может быть решен без патернализма, и готовится осознанно таковым заниматься, заранее инвентаризируя потенциально проблемные зоны.

Когда я в прошлых статьях намекал, что для бытия сильным государством ПОСЛЕ Путина нам предстоит поголовно всем значительно внутренне перестроиться, я имел в виду в основном то, о чем говорилось в этой статье. Патернализм государства не вечен, рано или поздно всё будет зависеть от того, насколько мы усвоили уроки и сами смогли повзрослеть.

Прошу воспринимать текст, как своего рода мотивашку и призыв всеми силами тащить себя из болота обстоятельств и уныния к новым победам над собой. Кому не нравится делать такое ради страны, сделайте это хотя бы ради себя 🙂

Aenosurhfi
https://cont.ws


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: