Продолжим разбор «правой мифологии». И обратимся к еще одному важному мифу – а точнее, «супермифу». (Т.е., к мифу, на котором основывается подавляющая часть «правого легендариума».) Состоит этот миф в том, что главным способом победы в рыночной конкуренции является выпуск качественных товаров. Поскольку покупатель ждет именно их – цена, конечно, так же имеет значение, однако именно качество рассматривается, как ключевой фактор победы. О том, почему так происходит – будет сказано уже отдельно. Пока же можно только сказать, что все последние три десятилетия господства «рыночной экономики» в нашей стране именно этот миф усиленно опровергают. (Начиная со знаменитой «паленой водки» — прикрыть которую удалось только административными методами. И заканчивая торжеством соево-пальмовых продуктов питания в современных гипермаркетах, прикрыть которые не удается ничем.)
Однако тут хочется обраться к несколько иному примеру. А именно – к судьбе Японии. Да, именно той самой страны Восходящего Солнца, которая стала в свое время первым примером «азиатского тигра». Правда, в момент «восхождения» японской экономики, данной идеомы еще не существовало. Однако представление о вчерашнем отсталом государстве, ставшем передовым в связи с принятием американской модели экономики, уже было. И никому не было интересно то, что еще до Второй Мировой войны Япония имела развитую промышленность, позволяющую строить, например, авианосцы: сказано «был дикий народ» — значит «дикий народ». Который «вышел в люди» только благодаря принятию «правильной» — т.е. американской –модели жизни.
В любом случае, государство Ниппон уже с 1960 годов выглядело, как «витрина капиталистического хозяйства», поражавшая всех окружающих своей эффективностью и уровнем развития. Что, в свою очередь, позволяло представителям Запад заявлять, что их «власть» в третьих странах несет отнюдь не колониальный гнет, а напротив, приводит к процветанию и сытости. Последнее, в свою очередь, позволило «влить новое вино» в «старые меха» уже существенно пожухшего понятия вестернизации – т.е., процесса, (якобы) ведущего к построению «западного мира» на назападных территориях. (Опять-таки, о том, что Страна Восходящего Солнца до 1945 была более, чем развитой, обычно умалчивалось.) Причем, по мере развития «японского экономического чуда» данное представление оказалось популярным не только в т.н. «государствах Третьего Мира» — оно захватило и мир Первый. А главное – стало постепенно «просачиваться» в мир Второй.
* * *
На самом деле последнее явление достаточно интересно само по себе – в смысле понимания того, что «подмораживание» собственного развития неизбежно ведет к принятию развития «чужого». (Как это и произошло в СССР.) Однако именно поэтому говорить о нем надо отдельно. Тут же стоит только указать на то, что, начиная с конца 1970 годов, в Советском Союзе начинает складываться некий «культ Японии». Причем, не в смысле увлечения японской культурой – последнее пришло несколько позднее. А в смысле преклонения перед «невероятным технологическим развитием» данной страны, создающей «самые совершенные в мире» автомобили, холодильники или телевизоры. (До которых убогим совкам невозможно даже «дотянуться».) Позднее в этот «список» вошли промышленные роботы, станки-автоматы и скоростные поезда.
Впрочем, если отбросить особенности позднесоветского восприятия, то японская электроника действительно была качественной. Равно, как японская бытовая техника или, скажем, автомобили. Поэтому неудивительно, что к началу 1980 годов подобные товары были известны далеко за пределами Японских островов, став олицетворением указанного «экономического чуда». Более того, они уверенно вытесняли «аборигенных» производителей в самых различных государствах, включая такие технически развитые, как Великобритания, Германия и даже США. Однако это самое указанное вытеснение обеспечивалось вовсе не качеством – а ценой. Т.е., японцы действовали так же, как потом будут действовать корейцы и китайцы, а перед ними – немцы и американцы. (Которые так же в конце XIX столетия старались выпускать, прежде всего, дешевые товары – и вытесняли качественные и дорогие товары британские и французские.) В том смысле, что старались всячески снижать себестоимость производства для того, что обеспечить рыночное преимущество.
* * *
Кстати, тут сразу стоит обратить внимание еще на один «субмиф». Состоящий в том, что, якобы, данное снижение цены (как и повышение качества) обеспечивалось исключительно за счет особого внимание к «высоким производственным технологиям». Ну да: роботы, станки-автоматы, производственные линии и т.д. Подобное представление основывалось на том, что на рубеже 1970-1980 годов в Стране Восходящего Солнца действительно очень серьезно занимались автоматизацией труда. Однако, как уже говорилось, «прорыв» произошел до данного момента – и был основан на совершенно противоположном: на невысокой (относительно «настоящих» западных стран) заработной плате при одновременном высоком уровне эксплуатации. Иначе говоря, в то время, как европейцы или американцы уже «вкушали» плоды послевоенного «государства всеобщего благосостояния», японцы пахали, как лошади. Что, собственно, и стало одним из оснований японской экономики. (Но не главным – о главном основании будет сказано ниже.)
И лишь только после того, как захват рынка обеспечил им определенное место в мировом распределении труда, и начался «разбор случившегося», было обращено внимание на пресловутое «качество». На самом деле, кстати, этот параметр был акцентирован искусственно: в разнообразных работах по «японскому чуду» — которые начали массово выходить еще в 1970 гг. –делать акцент на высоком уровне эксплуатации населения при господстве идеологии «социального государства» было сложно. Ну, и разумеется, о самой главную причине японского успеха вообще вряд ли было возможно упоминать. Поскольку состояла она в наличии американской военной базы на Окинаве – а значит, в наличии необходимости для поддержания относительной лояльности местного населения к американцам. Собственно, именно за указанную лояльность японцы и получили возможность свободной реализации своей продукции в США и странах НАТО – поскольку иначе вероятность потери стратегически важного пункта была бы очень велика. (Даже в текущей реальности протесты против американских военных продолжались все 1950-1970 годы – и вероятность появления «Японской народной республики» находилась далеко от нуля.)
Ну, а дальше – после того, как успех был достигнут – полученные прибыли действительно были инвестированы в улучшение качества производства. Тем более, что увеличение стоимости рабочей силы – связанное с тем, что с конца 1960 годов Япония, все же, приступила к строительству «государства всеобщего благосостояния» — грозило лишить данную страну одного из важнейших своих преимуществ. (Кстати, еще раз отмечу, что это увеличение так было во многом связано с необходимостью высокой лояльности населения – уже к местным властям. Которые, в свою очередь, должны были обеспечивать лояльность к США.) Именно отсюда происходит тот самый рост автоматизации, которым так восхищались в 1980 годы. (Кстати, стоит отметить, что те же заводы-автоматы в действительности не представляли собой чего-то нового: это было развитие идей, зародившихся еще в 1950 годы, и разрабатываемые в том числе и в СССР. Да и вообще, по развития подобной отрасли мы практически не отставали от японцев – несмотря на то, что для них был открыт доступ ко всем западным «технологическим новинкам»)
Тем более, что эта самая автоматизация полностью укладывалась в логику нарождающейся «рейганомики» — т.е., концепции «капиталистической утилизации» созданного огромного человеческого, технологического и научного потенциала. (В том смысле, что создавала иллюзию того, что «в будущем все будут капиталистами, эксплуатирующими роботов».)
* * *
В действительности, впрочем, указанная выше «рейганомика» действительно смогла стать еще одной «ступенькой», позволившей Японии подняться в «мировой рейтинге». Но по полностью противоположным причинам. В том смысле, что действительный результат этого самого «правого поворота» состоял, скорее, в ударе по «собственным производителям» — так, та же Тетчер фактически уничтожила не только британскую угольную отрасль и металлургию, но и значительную часть обрабатывающей промышленности. (По крайней мере, говорить о британском автомобилестроении или электронике перестали именно после правления «баронессы».) Да и в США японские автопроизводители стали вольготно себя чувствовать именно в правление Рейгана. (За счет производителей американских, разумеется.)
Собственно, и «электронный прорыв» Японии наступил именно в указанный период – когда основные американские «держатели денег» начали массово выводить их из реального сектора и вбрасывать в сектор спекулятивный. На этом фоне японцы смогли действительно потеснить американцев на «микроэлектронном поприще» и в прочих передовых на тот момент отраслях. Поэтому неудивительно, что на рубеже 1980-1990 годов возникла даже идея о том, что именно «страна самураев» может стать «преемником» рухнувшему Советскому Союзу. (В плане превращения в главного соперника США.) Но данным страхам сбыться было не суждено. Поскольку, во-первых, с гибелью СССР терялся весь смысл «главного фактора» японского «чуда» — базы на Окинаве. (Да и вообще, опасность «советизации Японии», которая была довольно значительной в 1950 и даже в 1960 годы.) А, во-вторых, японские финансисты так же не прочь были пойти по пути финансистов американских и европейских – в смысле смены приоритета капиталовложений. (С реального производства на спекуляции.)
Поэтому как раз в те годы, когда «простые американцы» начала с неким страхом поглядывать на японские острова –все чаще вспоминая давно забытое название «Перл-Харбор» -, в самой Японии началось массовое надувание спекулятивного пузыря. Который совершенно закономерно лопнул в приснопамятном 1998 году – навсегда похоронив пресловутое «чудо» вместе с японскими амбициями. И хотя при этом никакое реальное производства в указанной стране ни на грамм не пострадало: с конвейера «Тойоты» так и продолжали сходить прекрасные автомобили, а телевизоры Sony и музыкальные центры Panasonic ничуть не уменьшили свои потребительские качества – но судьба великой производственной японской державы была уже предрешена. (Так же, как после поражения при атолле Мидуэй оказалась предрешена судьба Японской Империи – хотя и армия, и флот ее были еще значительными.)
* * *
Поэтому чем дальше, тем чаще японский «Акелла» стал промахиваться – в смысле, «упускать господствующие тренды». (Как это любят объяснять популярные «аналитики».) На самом деле, конечно, дело вовсе не в «трендах», а в банальных деньгах (точнее, в деньгах избыточных), которые навсегда покинули Страну Восходящего Солнца – поскольку деньги в современном мире могут быть только там, где возможна самостоятельная политика. (А у страны, в которой есть американские военные базы, подобной роскоши не может быть по умолчанию.) А значит, японские компании утратили возможность вложения средств в новые отрасли, и закономерно проиграли тому же Китаю. Который еще сохранил (если смотреть на 2000-2010 годы) определенные механизмы государственных капиталовложений и экономическое планирование. (Несмотря на то, что Япония давало действительно на порядок лучшее качество, а так же –на созданную еще в довоенное время японскую инженерную школу.)
И хотя даже сейчас это самое поражение еще не всем заметно – японские производители еще пытаются выставлять что-то необычное, японское научно-техническое образование еще котируется во всем мире, а японские ученые еще делают серьезные открытия – однако все это «арьергардные бои».(И да, тут снова напрашивается аналогия времен Второй Мировой войны. К когда та же Японская Империя даже после Мидуэя еще три года могла «задавать жару», успешно топя американские корабли, сбивая самолеты и отправляя к праотцам американских солдат – однако все это неизбежно должно было закончится поражением.) И в действительности позавчерашние самураи и вчерашние инженеры вряд ли способны преодолеть «упавший» на них кризис – даже при том, что они все так же старательно производят свои автомобили и телевизоры. Прекрасные автомобили и телевизоры – возможно даже, лучшие в мире. Но не способные сами по себе менять мир и превращать отсталую страну в передовую.
Поскольку для этого нужно что-то иное, нежели просто делать качественные вещи. И даже одновременно качественные и дешевые вещи. Но об этом, разумеется, надо говорить уже отдельно…
ЖЖ: anlazz
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959