Школьная программа и украинская национальная идея

С интересом слежу за большим социальным экспериментом, который проходит в соседней небратской стране. Иногда новости оттуда читаю, иногда статистику смотрю. В числе прочего часто пишут о том, что сильно реформировали там систему образования. Я решил полюбопытствовать, а в чем отличие их обучения от нашего. И вот что в глаза сильно бросилось.

Украинская литература. 2 часа в неделю при обычном обучении (5-9 классы), 4 часа — при углубленном (https://mon.gov.ua/ua/osvita/zagalna-serednya-osvita/navchalni-programi/navchalni-programi-5-9-klas ) (И да — в РФ предмет “литература” — он так и называется — “литература”. Вна Украине же 2 разных предмета — “украинская литература” и “зарубежная литература”).  Чему учат на украинской литературе? Идем прямо по углубленной программе.

“Дума про козака Голоту”

Тарас Шевченко

Иван Франко

Леся Украинка

Владимир Сосюра

Владимир Пидпалый

Василь Голобородько

Дмитро Павличко

Иван Карпенко-Карый

Михайло К0цюбинский

Степан Процюк

Нина Бичуя

Олесь Бердник

Остап Вишня

Валентин Черемис

Олег Чорногуз

Григорий Сковорода

Иван Котляревский

Григорий Квитка-Основьяненко

еще раз Шевченко

Микола Гоголь

Пантелеймон Кулиш

Марко Вовчок

Юрий-Осип Федькович

Иван Нечуй-Левицкий

еще раз Иван Франко

Список довольно велик — кто из этих людей есть кто и о чем они пишут. Вот так сразу Микола Гоголь кажется знакомым. Но и только.

Так, случайно знаю, что Вишня — советский сатирик, юморески писал в журнал “Перец”. Про Шевченко знаю, что украинским официозом этот человек в ранг классика возведен — но произведений его не читал. Вспоминал, отчего же мне кажется знакомым имя Ивана Франко — вспомнил, такая улица в Москве есть. Ровно то же и с Лесей Украинкой — и такая улица есть в Москве. Фамилия Сковорода тоже кажется знакомой — вроде бы что-то говорили о нем, когда философию проходил в институте, запомнилось, благо фамилия смешная. Бердник — сейчас есть блогерша известная, как бы ни родственница его, с той же фамилией. Но вот из произведений — только и исключительно Микола Гоголь был мне знаком.

Я решил выборочно почитать, чем же славны эти люди, и отчего их творчество не то что не на слуху — а абсолютно неизвестно в РФ. Хотя Гоголя у нас знают и любят, одних фильмов про Гоголя или на основе его произведений вышло в последние годы не менее 5 штук. Я сейчас несколько краткий аннотаций приведу — если не интересно, можете этот момент в статье пропустить и сразу переходить к выводам.

Пантелеймон Кулиш — “Черная Рада”. Аннотация — “борьба за гетманский титул после смерти Хмельницкого”. Посмотрел выборочно — соловьи поют, казаки смазывают шаровары дегтем, панство и городская старшина. Напоминает Гоголя “Тараса Бульбу” — тоже про казаков потому что.

Олег Чорногуз — тоже сатирик из “Перца”, украинского советского аналога советского смешного журнала с картинками “Крокодил”.

Дмитро Павлычко — это тоже советский писатель. Комсомолец, член ЦК Комсомола. В годы незалежности переквалифицируется в бандеровца. В школьной программе его стихи — уж не знаю, комсомольского периода или бандеровского.

Владимир Пидпалый — советский поэт.

Карпенко-Карый — в школе изучается произведение “Сто тысяч”. Театральная пьеса из жизни крестьян.

Сосюра — снова советский поэт.

Процюк — писатель современный. В школе изучается его произведение для детей.

Федькович — цитата из вики — “Большинство рассказов и повестей Федьковича раскрывают буйный мир гуцульской жизни”. Насколько я понимаю — тоже о сельской жизни.

Нечуй-Левицкий. В украинской школе проходят его произведение — “Кайдашева семья”. “Тема «Кайдашевой семьи» — изображение быта и психологии украинских крестьян в первые десятилетия после отмены крепостного права.”

Квитка-Основьяненко — изучают произведение “Маруся”. Тоже о деревне, насколько понял, переведя кусок гугло-переводом.

Иван Франко — человек и улица (ах да — вна Украине есть целая область — Ивано-Франкiвская, видимо в честь этого человека). В школе проходят произведения —  “Захар Беркут” и какие-то более мелкие произведения (“Каменяры”, например — не нашел, о чем это). Беркут — о том, как некие сельские общины сопротивляются монголо-татарам, и как презренно относятся бояре к простым крестьянам. Моисей же — крошечный рассказ.

И да — у Миколы Гоголя в украинских школах изучают “Тараса Бульбу” — тоже произведение о казаках.

Вот такую я выборку сделал. Поскольку фамилии мне были незнакомы — достаточно случайно выбирал. Что по списку можно сказать? Половина — советские поэты и авторы украинского “Крокодила”. А вот вторая половина — произведения о жизни крестьян и казаков.

И я сразу подумал — в России-то сам набор произведений несколько другой. А точнее — кардинально другой. Я сейчас не хочу и не буду останавливаться на художественной ценности произведений — а затрону сугубо содержательный аспект, и даже не сюжетный аспект — а на каком фоне сюжет разворачивается. Да — литературу, как я глянул, в РФ изучают 3 часа в неделю.

Самое раскрученное произведение — Толстой “Война и мир”. Это произведение, написанное графом и о дворянах, преимущественно. Что помнит самый-самый нерадивый ученик о “Войне и мире”? Правильно — многочисленные анекдоты о поручике Ржевском. Даже сюжетная канва анекдотов — “балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки”. Более прилежный ученик скажет, что в произведении еще речь идет о войне 1812 года, в которой судьба Европы решалась.

Пушкин —  “Евгений Онегин” — снова роман о дворянах и балах. “Дубровский” — роман о помещике, ставшем в разбойником.

Чехов — в школе изучают пьесы о разговорах дворян/помещиков в усадьбах — “Вишневый сад”, “Три сестры”, “Чайка”.

Грибоедов “Горе от ума” — и снова роман о балах и дворянах.

Микола Гоголь — основное проходящее в школьной программе России произведение — “Мертвые души”. Роман о помещиках, да. И “Ревизор” — пьеса о провинциальном высшем свете.

Достоевский “Преступление и наказание” — главный герой — студент в большом городе (студент юридического факультета). Ему противостоит следователь.

Лермонтов “Герой нашего времени” — роман об офицере (и написан офицером, кстати).

Островский — пьесы о купцах и приказчиках.

Ну и вы можете вспомнить еще сами, благо список-то весьма велик — но присутствуют в списке произведения во множестве о людях выше среднего статуса или о высшем свете. Написанные, зачастую, графами (Толстой) и прочими дворянами (Пушкин), профессиональными военными (Лермонтов) или дипломатами высшего ранга (Грибоедов). Литература, написанная скорее свободными людьми и о свободных людях.

Есть и у нас крестьянские мотивы в школьной литературе. Они носят подчеркнуто фольклорный характер (“Барышня-крестьянка”), или написаны людьми, от крестьянства весьма далекими (тот же Некрасов — любитель псовой охоты с доезжачими и борзятниками) или обитателем виллы на Капри Горьким ну или же стихи о деревне Есенина.

Но — что вспомнит о Есенине очень нерадивый российский ученик? Конечно шлягер “На московских изогнутых улицах умереть знать судил мне Бог”. А что вспомнит о Шевченко нерадивый украинский ученик? У Шария смотрел подобный блиц-опрос — примерно все опрашиваемые вспоминали — “Мені тринадцятий минало. Я пас ягнята за селом”.

И в общем-то в этих строках вся разница, вы не находите? В российской школьной литературе люди танцуют на балах, воюют с Наполеоном, сокрушаются о тяжелой судьбе крестьянства, сидя в проезжающей мимо карете, — герои произведений городские жители, люди чаще небедные, чем бедные, чаще успешные, чем отщепенцы. Есть и рассказы об отщепенцах (Горький — “На дне”, например ну или же Мармеладова, которая стала проституткой в силу пьянства отца, чиновника) — но ключевые-то произведения, самые запоминающиеся, самые громкие и самые любимые — они о городе, о высшем свете, о по-статусу свободных людях. Есть еще “писатели — деревенщики” советского периода — о их творчестве хорошо сказано у классиков:

Инда взопрели озимые, рассупонилось красно солнышко, расталдыкнуло лучи свои по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился” — и глум, и в чем-то очень перекликается с

И атаман и чура одеты были в простые сермяги, а сорочки их, по-видимому, никогда не знали мытья. Напротив, вместо мытья, запорожцы опускали свои сорочки и полотняные шаровары в жидкий отстой дегтя, и таким образом, благоухая кругом на далекое пространство, носили их до тех пор, пока они не расползались на теле.” — только первое — глум, а второе — реальный отрывок из изучаемого в украинских школах.

И такого в перечне же приведенном из школьной программы Украины лично я увидел огромное количество. Много произведений о жителях деревни, о гуцулах и жителях Крапатских местечек, о казаках, которые смазывают шаровары дегтем, о пастухах овец и пастухах свиней — и эти стройные ряды разбавляют стихи советских поэтов и юморески советских фельетонистов.

И я подумал — что, наверное, такая программа в школе какой-то образ мышления детерминирует. Например — часто ли вы в России видели человека в лаптях и косоворотке? Если увидите — значит, с вероятностью 99.9% этот человек продает “изделия народных промыслов” на очередном городском фестивале или это сотрудник отдела культуры, который культурную программу на массовом мероприятии обеспечивает — или, очень редко, реконструктор — но и последние чаще битвы с Наполеоном воспроизводят.

Тогда как вна Украине нормально прийти в национальной одежде в парламент, например. В вышиванке ходить, насколько я читал, уже почти мейнстрим для каких-то официальных мероприятий. В шароварах, смазанных дегтем, и лаптях/черевиках — пока нет, но нельзя исключать вхождения и этой моды в мейнстрим в следующей итерации. В России официальные лица ходят в костюмах, — как и во всем мире. И даже крайне консервативные круги в РФ национальные костюмы не одевают. Посмотрите интереса ради фото с визита Путина в ОАЭ. С Путиным в числе прочих был Кадыров. Кадыров в РФ выступает очень часто с крайне консервативных позиций — он за многоженство ратовал, например, он за Поклонскую заступился, когда она боролась с фильмом “Матильда”. Но вот даже Кадыров был на встрече не в папахе и бурке — он был в камуфляже. Даже крайне консервативные представители российского истеблишмента не одевают косоворотки, папахи или лапти на официальные мероприятия. Просто не принято это.

Вна Украине сейчас почти на государственном уровне пропагандируется, что история успеха — это уехать зарубеж поденным рабочим, батраком, несколько месяцев работать в Польше — пару месяцев отдыхать дома. Психология и менталитет и некий жизненный идеал сельского батрака. И по полу-официальным сведениям — такой вот батраческой жизнью сейчас живут несколько миллионов украинцев как минимум. Это объяснимо — когда национальный идеал, которому в школах учат — “садок вишневый коло хаты” — это закономерно даже в какой-то степени, правда? Потому, что хата и садок могут быть только в деревне — а жить крестьянским трудом в современном мире практически не возможно. Разве что если вас не зовут Герман Стерлигов, у вас нет денег открыть фермерский магазин в центре Москвы и там буханку хлеба за 3 200 рублей продавать (да и Стерлигов получил известность и деньги несколько другими путями).

Во всех остальных случаях в мире чаще рулят вертикально интегрированные сельскохозяйственные холдинги — или реже фермерские хозяйства с максимальной автоматизацией труда. Для этого труда где-то нужно 3% населения, где-то аж 7%. Больше — не нужно.

В примерно таком виде украинская литература, насколько я понимаю, изучается уже несколько десятилетий — ну и какие-то итоги такого обучения можно видеть. Случайно ли доля аграрного сектора в экономике планомерно растет все годы? Иногда растет за счет собственно аграрного сектора — а иногда и в силу того, что другие сектора экономики уничтожаются. Случаен ли последовательный выезд из страны миллионов и миллионов людей — кого-то на сезонные работы, а многих миллионов и насовсем? Если во всем мире идет урбанизация, и доля сельского населения сокращается (иногда пишут о деурбанизации в постиндастриале, но это когда городской житель переезжает в пригород, в силу того, что жизнь в городе становится слишком дорога и/или слишком опасна). Страну позиционируют как большое село, где надо садок вишневый иметь — ну так люди и валят из села в город, кто на заработки, кто за легкой жизнью.

И да — лично я литературу в школе не любил, как и многие ученики. Стихи Серебряного века я прочитал уже в зрелом возрасте, и всем сердцем принял. Ну а “Войну и мир” не прочел по сей день. Однако все в сравнении познается — посмотрел сейчас, чему учат в украинских школах, и оценил ретроспективно, что намного лучше читать о людях, которые в войне победили Наполеона — чем о людях, выпасающих свиней.

И пара цифр напоследок. Бюджет Министерства образования в России в 2019 году — 0.827 триллионов рублей. Около 13 миллиардов долларов.

Бюджет Министерства Образования Украины на 2019 год — 127 миллиардов гривен (как в плане написано было). 4.3 миллиарда долларов. На 1 декабря 2019 года на образование было потрачено 44 миллиарда гривен (https://index.minfin.com.ua/finance/budget/gov/expense/), что несколько меньше. Если конкретно — меньше в три раза почти. Или полтора миллиарда долларов примерно (я брал бюджетные прогнозные курсы). По исполнению расходов на образование в РФ мне попадались цифры в 90%. То есть если очень грубо прикидывать — плановые бюджетные расходы на образование в РФ отличаются примерно в три раза, что с учетом разницы в населении дает примерно схожие цифры — а вот если брать цифры реального исполнения, то разница будет на порядок уже. Школьников вна Украине порядка 4 миллионов (в 1990 году было 7.1 миллион). В России порядка 16 миллионов школьников ( в 1990 году было более 20 миллионов).

Сам себя считаю городским теперь я 

Здесь моя работа, здесь мои друзья 

Но всё так же ночью снится мне деревня 

Отпустить меня не хочет родина моя 

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: