Кто там говорил, что не сделают? Начато производство МС-21 с крылом из российских композитов вместо импортных

Даже не знаю как я мог пропустить эту новость. Но, с другой стороны, если я новость не увидел, то не слишком то наши СМИ её распространяли, что меня, впрочем, не удивляет.

А сообщил об этом «Эксперт Онлайн» почти месяц назад, еще 10 марта. Статья платная, но я оплатил доступ.

Начнем с того, что возможно многие не знают: МС-21 это первый в мире узкофюзеляжный лайнер с полностью композитным крылом. То есть крыло у него не из металла, как на других самолетах того же класса, а композитное, легкое и прочное.

Мало того, само крыло делается в России на новейшем заводе «Аэрокомпозит» по самой совершенной в мире технологии вакуумной инфузии, такой технологии не имеют ни Боинг ни Аэрбас. Они используют устаревшую автоклавную технологию, из-за чего крупные детали приходится делать из нескольких мелких, и это снижает их прочность. По технологии вакуумной инфузии можно делать крупные детали целиком, без швов.

Но вот материалы для создания композитного крыла ОАК закупала за рубежом, в частности у американской компании Cytec Industries и японской Toho-Tenax. Не потому, что мы сами не могли сделать, конечно могли, мало того, у Су-57 тоже композитное крыло, и там использованы наши материалы. Но дело в том, что обе компании это мировые лидеры в своей области, а их продукция проверена именно на гражданских лайнерах. Поэтому их продукция обладала лучшими характеристиками на тот момент. Вот и решили не тормозить проект, взять уже готовое и лучшее.

Когда американцы и японцы «на зло бабушке отморозили уши», отказавшись поставлять России свою продукцию, многие тут же завили (радостно потирая ручки), что вот и все, хана вашему МС-21.

Но не долго они радовались.

Еще год назад группа «Унихимтек» разработала уникальную систему химических материалов для «черных крыльев», а сейчас уже разворачивает их серийное производство. Благодаря этим материалам Объединенная авиастроительная корпорации (ОАК) смогла заменить продукцию компании Cytec Industries, которую перестали поставлять в Россию из-за американских санкций.

Правда это касается химического связующего материала, то есть, по большому счету, специального клея, который связывает волокно. Его полный аналог у нас теперь есть.

Чуть сложнее с продукцией японцев. Они поставляли нам углеволокно. В России оно тоже производятся, например на своем заводе в Алабуге их делает «Росатом». Но достичь прочности японских изделий в серийной продукции пока не получилось, хотя опытные разработки нужных характеристик уже есть.

Но, дело в том, что разница там не критичная, порядка 15%, и даже серийный продукт Росатома уже подходит для производства крыла МС-21. Это небольшое отставание наши инженеры сумели нивелировать с помощью других решений, в итоге крыло из полностью российских материалов оказалось ни чем не хуже чем из импортных.

Вот что об этом «Эксперту» рассказал председатель совета директоров группы «Унихимтек» Виктор Авдеев.

Для производства нашей системы материалов мы используем российское углеродное волокно. Его прочность на растяжение примерно на 15 процентов ниже. Тем не менее за счет ряда уникальных материаловедческих решений этот недостаток был полностью нивелирован. Прочность отечественного углеродного волокна понижена, в частности, за счет микрошероховатостей на его поверхности, но в то же время эти микрошероховатости улучшают взаимодействие с полимерной матрицей и наряду с модификацией самой матрицы и аппретов приводят к улучшению эксплуатационных характеристик изделия.

Мы ожидаем, что само крыло, сделанное из отечественных композитов, будет точно не хуже, а по целому ряду важнейших показателей, возможно, даже лучше.

Так что полностью российское «черное» крыло v. 1.0 уже разработано, прошло испытания, а лайнеры, на которых оно будет использовано уже ушли в производство.

https://zen.yandex.ru/media/sdelanounas.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: