Мартовский обзор

Март нынче затяжной, с китайского нового года и до майских, так что и спешить с обзором некуда, будем не спеша проводить рекогносцировку. Опять же реальных событий стало заметно меньше, что тоже – признак завершения глобального узла. Как и было сказано, финишная развязка однополярного мира случилась ровно к весеннему равноденствию – общему для всех цивилизаций периоду синхронизации годовых циклов.

Начнем все же не с глобальных раскладов, а с обобщений уровнем ниже. На примере хотя бы мартовского Эрдогана и его авантюры в Идлибе. Вот тут по этому поводу нам подбрасывали в масс-медиа – мол, турецкого лидера унизили в Кремле, посадили под скульптурным символом потемкинских побед над турками. Очень характерный наброс, который в любой иной ситуации лондонские контролеры рекламного и медийного рынка не допустили бы. Притом что Эрдоган – их креатура. Так что уже повод попытаться задуматься, но только не для ура-патриотов…

И потом – он разве не условный союзник? Разве не Путин спасал его от переворота? Разве заинтересованность в условном союзе с Анкарой куда пропала? Вряд ли Эрдоган согласился бы на такую мизансцену, если бы ему самому это было не нужно. А что ему нужно на самом деле? Может быть маленькая победоносная война в Идлибе? Ага-ага… разбежались… Это чтобы турецкие милитаристы воспряли и политически усилились?

Нет, господа, Эрдогану, как и Ельцину в середине 90-х, нужна маленькая, но безвыигрышная война, а лучше две – чтобы держать генералов под контролем. Мол, что же вы – сами давили на меня, добивались приказа на активные действия. А теперь не только султан, но Турция унижена!.. Аяяй! Так, еще несколько сотен либеральных фрондеров вычистить из армии, освободить места для лояльных выходцев из глубинки.

Опять же турецкие милитаристы за пару лет успели наладить в Сирии взаимовыгодные контакты с российскими коллегами, прежде всего, из военной полиции. Так что могли усилиться уже не с западной, а с другой стороны. Однако пришлось организовать ротацию на переднем крае, чтобы было неповадно дружить без воли на то султана. Опять же сирийские военные настолько осмелели, что отбомбились по туркам поверх их новой дружбы и гешефтов с русскими. Но и это объяснимо тем, что оплачивали эту дружбу аллепские торговцы, то есть армяне. А у них свои ходы к российскому руководству помимо Шойгу.

Аналогично и в Эр-Рияде. На первый взгляд, ситуация для наследника престола аховая. Вынужден тоже ссориться с Кремлем, да еще и продавать нефть в ущерб себе по дешевке. Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что, во-первых, этот демпинг чисто медийный, а нефть и так уходила с промыслов налево без пошлин. Помните, был еще чересчур аккуратный налет на НПЗ с ровными дырочками? После которого усилилось пролондонское (читай – контрабандистское) крыло саудовской семьи. После нарочитой ссоры с Кремлем вдруг и образовалась на открытом рынке эта неучтенная лишняя нефть по тем самым ценам, обещанным западным партнерам. А двух организаторов контрабанды, включая дядю наследника, повязали под домашний арест.

Конечно, если бы контрабандная маржа оставалась высокой – 20 баксов с барреля, то заговорщикам хватило бы на подкуп влиятельных родственников. Но из-за жесткой позиции России схлопывание рынка, которое и так бы произошло через месяц, прошло раньше, пока конкуренты наследника не успели вернуться в Лондон. А без дележа маржи заступаться за них в Эр-Рияде некому.

Вот и получается, что в двух ключевых странах БВ громкие разборки и договорные войны привели к укреплению позиций действующих лидеров и зачистке оппонентов. Только в Турции укрепились пролондонские против пропентагоновских, а в КСА – наоборот. Так что результирующий мартовский тренд – политическая централизация режимов во всех значимых странах, означающая также и размежевание между странами по разным лагерям. Однако, при этом сохраняется взаимодействие с Россией, выступившей очень своеобразным донором политической стабильности.

Буквально месяц назад в большинстве значимых стран политические режимы были политически маргинальными по отношению к режиму в Вашингтоне. То есть в каждой столице были достаточно влиятельные крылья местных компрадорских элит, ориентированные на разные крылья глобальной элиты. (Например, в России был пролондонский премьер при президенте – союзнике Трампа и спикере Думы из крыла союзников вашингтонских «пиратов».) Однако Брекзит стал спусковым триггером для начала размежевания элит по национальным границам и, соответственно, национализации элит – пусть пока и неглубокой, только в виде отстранения и задвигания либеральных лидеров.

Поэтому и пролондонский Мадуро в Венесуэле снова воспрял, казалось, уже отодвинутый генералами-контрабандистами. Но и тут маржа снизилась, и на всех генералов уже не хватает, Так что большинству выгоднее совместно с союзниками добиваться официального повышения цен с пополнением и дележом официального бюджета. Но опять же – это не значит, что после возвращения цен на нефть на приемлемый уровень – ситуация разброда и шатаний в отдельных странах не повторится.

Тут важен еще один момент, чтобы не ошибиться с оценкой ситуации. Да, власть в той или иной стране консолидируется вокруг лидера самого сильного крыла компрадорской элиты, как в КСА – вокруг милитариста МБС или в Венесуэле – под левым торгашом-популистом (бартер нефть – на ширпотреб для ширнармасс). Однако, компрадоры по духу и по привычкам вынуждены самонационализироваться хотя бы отчасти, организовывать и усиливать национальное государство.

Даже в Киеве с его гуляйпольским самосознанием компрадоры вынуждены сдерживать грабительские инстинкты и создавать некое подобие, мать его, порядка, чтобы элементарно выжить в новой реальности. Дедушку Сороса с его обицянками траншей МВФ отодвинули, но под видом поддавшихся давлению МВФ выстраивают новую линию на передел оставшейся госсобственности и земли между собой.

И между всею этой сует деглобализации этаким гоголем выступает батька, считающий что удачно опоздал на поезд либерализации, хотя он на самом деле все же успел в последний момент оплатить билет в виде отказа от российских дотаций. Так что теперь приходится заманивать гостей отсутствием карантина в минских казино, только они что-то не очень спешат просачиваться через закрытые границы.

Примеры Турции и Аравии, не говоря уже о Британии и России, интересны тем, что в них тенденция к национализации политики проявилась раньше, чем был объявлен всеобщий карантин по коронавирусу. После чего уже во всех странах, даже безнадежно опоздавших, эта самая поверхностная национализация и политическое размежевание с соседями начались в принудительном порядке.

ЖЖ: oohoo

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: