О зарождении «Нового протеста». Евгений Супер

Наблюдаю в соцсетях появление нового тревожного поветрия – крепкие молодые парни демонстративно нарушают правила самоизоляции, вступают в конфликты с представителями власти и полиции, убегают при попытке задержания. Всё это выкладывается в соцсети со специальными хэштэгами и воспринимается определённой частью молодой аудитории как некое геройство, новый протест. Ситуация вызвана двумя факторам:

1) те самые молодые, крепкие парни, привыкшие получать адреналин на тренировках, лишились такой возможности и ищут новый драйв;

2) полиция не имеет достаточных полномочий для жёсткого пресечения такого поведения, как, например, копы в США, потому её действия наблюдающими воспринимаются как слабость. Такая слабость переносится на власть в широком понимании, что запускает процесс формирования более широкого социального протеста.

Такой протест направлен против силового блока государства, который сейчас будет принимать на себя всю тяжесть социального негодования в силу профессиональных обязанностей. В сознании молодёжи (не жившей в 90-ые) «менты» вновь становятся воплощением зла, а «уличные герои», демонстративно им противостоящие, «воинами света». Однако по сравнению с 90-ми ситуация усугубляется наличием соцсетей, где «подвиги» уличных борцов мгновенно получают широкий охват и одобрение той части молодёжи, которая сама боится нарушать закон, но делегирует такое право более смелым сверстникам. Так возникает и растёт мода на протест и на публичное неподчинение. Если недавно это было характерно для т.н. «прогулок» оппозиции, то теперь в процесс втягивается и деполитизированная молодежь, в чём и заключается главная опасность.

Всё это становится очень похоже… нет, не на 90-ые, а на ситуацию 2011-12 гг., когда публичное переворачивание патрульной машины в России уже считалось «искусством», а «артистов» щедро награждали премиями в Европе и предоставляли потом убежище. Тогда же «беспредел ментов» был едва ли не главной темой СМИ и социальных сетей, консолидируя подросшее, но пока не определившееся в жизни («по жизни», как сказали бы десятью годами ранее) поколение. Последовавшая за этим реформа милиции и ряд других действий сняли вопрос с повестки, но как кажется теперь – не надолго.

Что будет дальше?

При сохранении текущих ограничений, в какой-то момент мы пройдём точку невозврата, после которой текущая тенденция станет устойчивой и породит новую молодёжную околокриминальную субкультуру. Теперь всё больше становится понятно, что после прохождения пика заболеваемости, постепенное ослабление режима самоизоляции будет сопровождаться ужесточением мер контроля. Поэтому «побег от ментов» будет заменён на «уничтожение уличных камер» или другие подобные активности. Всё это станет не только протестом против силовых структур, но и против покорного большинства, которое в период, когда одни «геройски» сражались с «мусорами», смиренно цепляли на аватарки «Сидим дома», преклоняясь перед «этой поганой властью». Поэтому общество будет страдать тоже, добропорядочный гражданин вновь станет легитимной целью для грабежа и разбоя, а на плодородной почве этой околокриминальной субкультуры вырастут и уже откровенно криминальные сообщества, что сблизит ситуацию уже не с 2011-12 гг., а с концом 90-ых. Всё это будет усугубляться ухудшением экономического положения в стране.

Ошибки власти

Главная ошибка власти в том, что она пришла к этому моменту безоружной. То есть так и не создала никаких внятных молодёжных движений, которые могли бы сейчас втянуть в себя пассионарную, страдающую от нехватки адреналина (да, и просто осознанной деятельности) молодёжь. Вся внутренняя политика до недавнего времени была направлена на атомизацию общества, разворот в сторону волонтёрства случился слишком поздно и сейчас не сможет купировать начинающиеся негативные процессы. Сейчас власти снова потребуются «боевые» движения как на рубеже прошлого десятилетия, но удастся ли их быстро собрать из ничего – большой вопрос. Времени очень мало.

Вторая ошибка – это попытка отгородиться от действий силовых структур. После организационного просчёта с проверкой пропусков в московском метро, С.Собянин, фактически, переложил ответственность на руководство ГУВД, что тактически верно, но стратегически – рискованно. Во-первых, его примеру могут последовать другие чиновники, во-вторых, при систематическом повторении наступит ситуация «караул устал». В сложный момент власть должна демонстрировать монолитность, иначе её растащат по частям. Недаром, за реплику Собянина уже уцепились западные пропагандистские рупоры.

Что делать сейчас?

Перехватывать инициативу. Мы в самом начале деструктивного процесса, который, однако, может развиваться лавинообразно. Власти самое время стать идейной. Не фиглярно, а натурально. Не огораживаться судорожно пластмассовыми псевдопатриотическими движениями, собранными на скорую руку из того, что было, а самой идти в народ. Кроме как на народ опереться больше не на кого. Народ сейчас ждёт идейного ответа как никогда, народ сейчас готов слушать сердцем как никогда. И поддержит того, кто первым до его сердца достучится. Здесь уже не сработает технократический подход, который был хорош для спокойного времени. Когда приходит время идей, рациональное отступает на второй план. Уже через пару недель любые дополнительные меры социально-экономической поддержки будут восприниматься большинством как «мало» и «нужно было ещё вчера». И никакие разъяснения не сработают.

Нужно смело и решительно вторгаться в область идей. Генерировать новые, не бояться менять установки, сообразно ситуации. Сейчас массовое сознание пластично и отнесётся к этому нормально. Сейчас время смыслового манёвра как антикризисного инструмента. Не нужно сочинять идеологию на века, это уже невозможно. Максимальная пластичность при фазовой твёрдости. Может быть, будущие поколения сограждан будут над нами смеяться, но наша задача не прославить себя в веках, а дать возможность этим поколениям, вообще, появиться на свет. Задача власти сейчас суметь стать врагом самой себе в прошлом состоянии и тем самым перейти в новое устойчивое положение. Только так она сможет устоять. Устоять нужно для того, чтобы не дать врагам воспользоваться мгновениями (или годами, десятилетиями) слабости, которая ляжет тяжёлым грузом на плечи народа. Буквально – перезапуститься, чтобы спасти страну.

Евгений Супер
https://vk.com/esuper


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: