Российское кино в 2020 году, от “Холопа” до “Зулейхи”

Кино сейчас закрыто, и когда будет открыто — неясно. Тем не менее — давайте поговорим о нашей и ненашей киноиндустрии, чем отметился текущий год, были ли успехи — и что можно ожидать в будущем.

Российское кино в первом квартале 2020 года выступило очень хорошо. 51% сборов в кинотеатрах России взяли отечественные фильмы (https://www.kinobusiness.com/news/itogi-pervogo-kvartala-2020-goda-v-kinoprokate-rossii-i-sng/ ). В первой десятке — 5 российских фильмов — “Холоп”, “Лед-2”, “Вторжение”, “Союз спасения”, “(не)Идеальный мужчина”. Помимо этого еще ряд фильмов в десятку 2020 года не вошел, но в целом собрал деньги — “Отель «Белград»”, “Иван Царевич и серый волк-4”, “Фиксики против кработов”, “Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2” (эта лента много собрала в 2019 году, в 2020 остатки), “Марафон желаний”.

Помимо лент, на которые зритель пошел, вышел еще ряд отечественных лент — которые частично или полностью провалились. “Кома”, “Один вдох”, “Калашников”, “Яга. Кошмар темного леса”.

Кроме того — вышли итоги 2019 года по российскому кино в зарубежном прокате (http://www.kinometro.ru/news/show/name/ru_movie_abroad2019_8848). Итоги — рекордные за последние 20 лет. 52 миллиона долларов. Сумма, на фоне голливудских сборов, вроде бы небольшая — но раньше и близко к такой сумме не подходили. Почти треть этой суммы — это “Движение вверх” и его прокат в Китае.

Плюс — есть успехи и у телепродукции. Очень много писали о том, что российские сериалы продавали крупнейшим западным стриминговым сервисам — “Лучше чем люди”, “Содержанки”. Намного меньше писали о продажах мультсериалов, но и там были продажи — в Китай, например.

То есть — определенные успехи у отечественных киноделов безусловно есть. Это заметно и по кино — и людей стало больше смотреть, и сами фильмы даже визуально выглядят очень хорошо, картинка красивая. Это заметно по сериалам — на отечественном рынке западных конкурентов наши деятели кроют регулярно. Это заметно по количеству контента — контента становится больше, потому что он востребован, потому что деньги на нем можно заработать. Тем не менее имеет смысл чуть подробнее рассмотреть, что получается и что нет.

Однозначно — не получается самый кассовый сегодня в мировом прокате жанр. За последнее время вышли два попытки крупнобюджетную фантастику снять — “Аванпост” и “Кома” — и обе провалились. “Вторжение” вроде б собрало неплохо — но ждали гораздо больше от фильма все-таки. В этому ряду также “Тайна печати дракона” — попытка под Китай сделать фантастику, неудачная попытка, хотя создатель картины и писал, что якобы она отбилась за счет китайских онлайн-кинотеатров. Тем не менее — в нашем прокате зритель не принял. 4 достаточно дорогих фильма — 4 результата или “не очень” или “совсем не очень”.

Исторический фильм “Союз спасения” — был очень дорогим и тоже не окупился. В битве новогодних фильмов картина проиграла легкому жанру. Были исторические фильмы калибром поменьше (“Ленин. Неизбежность”, например) — и тоже внимания зрителей не привлекали.

Выходили байопики, фильмы-биографии — “Лев Яшин”, “Калашников”, “Один вдох” — тоже интереса у зрителей не было. Вроде б громкие имена, и/или интересные истории — но и фильмы просто “не дожимали” зрителя, и маркетинг был слабый. Очевидно, если снимать такое — то с большим бюджетом и несколько другим подходом к сценарию. “Небо измеряется милями” — даже посмотреть не смог, неимоверно скучно. Ну нельзя так снимать в 2020 году от Рождества Христова.

А кто в выигрыше был? Комедии. Романтические комедии. Фантастические комедии. Мелодраматические комедии-мюзиклы. Все — на современном материале, кода дело происходит в настоящем или ближайшем будущем. Или зритель хочет увидеть нашу жизнь — или другие жанры просто не научились пока правильно снимать. Или на других жанрах проигрыш Голливуду идет — фантастика, комиксы, фильмы с большим количеством рисованной клюквы. Ну или надо снимать что-то, совсем не как в Голливуде — брать оригинальностью. «Холоп» бросто огромную кассу взял, да и «Лед-2» первую часть в целом превзошел — обе ленты о современных людях и современной России.

Теперь несколько слов о сериалах. Сериалов российских было очень много последние годы — и с запуском стриминговых платформ стало еще больше. Качество — выросло очень сильно. Качество в самом прямом смысле этого слова — дорогие декорации, красивая картинка, качественные эффекты, актеры играют так, что веришь. Я попробую на нескольких работ из последнего увиденного разобрать, что получается и что, на мой взгляд, нет.

Секта” — прошлого года сериал, я только в этом глянул. Люди выписали в режиссеры человека, в Голливуде работавшего (пусть и не очень успешно). Ведущая российская актриса в главной роли. Все очень-очень мрачно, у всех героев все трагично. Мне — очень зашло.

Содержанки” — два сезона. Этот сериал, как я упоминал, успешно на запад продали. У зрителей тоже успех имел. Тут люди грамотно, на мой взгляд, тему ухватили. Содержанки — это вроде бы интересно. Много голых женщин (красивых и не очень), достаточно сцен секса. Смотрится — неимоверно скучно. Я не смог дальше первой серии посмотреть. Но — в главной роли жена известного отечественного теледеятеля. Режиссер — муж другой известнейшей отечественной теледеятельнецы. В другой главной роли — бывшая жена этого режиссера. Которая играет роковую красавицу, но таковой откровенно не выглядит. Пресса у фильма была очень хорошая. “Умный тонко чувствующий режиссер снял умный глубокий фильм” — при таком уровне связей творческой группы эти люди могли б и “Броненосец Потемкин” раскрутить, нимало не сомневаюсь, хотя этому фильму и больше 100 лет. Тем не менее сериал посмотрело очень много людей, тема горячая, так что может я и не прав, и сериал хороший.

Колл центр”. Есть устаревшая американская формула, что “секс, наркотики и рок-н-ролл” — это выбор нового поколения. Есть известная советская формула, что надо в хорошем стихотворении поднять проблему повышения яйценостности кур и дать отповедь румынским боярам (Ильф и Петров). А тут российский вариант ужаса “Пила”. И люди явно решили охватить разом все актуальные вопросы российской повестки дня. В сериале есть секс (традиционный, намек на нетрадиционный и совсем альтернативный — БДСМ). А также отражены — конфликт в Сирии, конфликт на Донбассе, проблемы мигрантов в России, конфликт отцов и детей и даже проблема сериалозависимости. И все довольно органично в одном едином сюжете! Очень понравилось. Буквально вот на одном дыхании посмотрел.

Ну и нельзя не упомянуть “Зулейха открывает глаза”. Поскольку сериал вызвал просто неимоверный хайп и хейт — ну нельзя о нем не сказать. Поскольку историческая тема очень спорная — о ней я говорить не буду. Скажу лишь о сериале как о коммерческом продукте, который должен своим создателям деньги принести. Что сказать с этой точки зрения?

Сериал, безусловно, очень успешен. Рейтинги просмотра — высокие, не говорит о нем только ленивый, благодаря скандалу о сериале узнали те, кто в жизни продукцию канала “Россия” не смотрит. Ну и — просто на уровне картинки снято дорого. Декорации, локации, лес, река, сцены затопления парохода и рубки леса — дорого и не без красоты.

По фильму главная героиня татарская девушка явно молодая, лет 20 с небольшим, судя по сюжету. Играет ее татарская дама на пятом десятке. Смотрится несколько комично. Но — во-первых, не так много успешных известных молодых татарских актрис у нас, во-вторых аудитория канала “Россия” судя по всему и есть немолодые весьма люди (женского пола). Сериал называется “Зулейха открывает глаза” — и актриса как-то буквально это поняла — пол-ленты она просто глаза выпучивает, что напоминает неудачные последствия пластической операции.

Что же касается сюжета — то как это не парадоксально, сюжет для канала “Россия” и кинокомпании “Русское” (те, кто снял это) — очень традиционный. Люди сняли никак не меньше сотни сериалов ровно аналогичного содержания. Есть некая героиня. Живет она плохо, но не совсем плохо. Потом у нее внезапно становится плохо все совсем — ее выгоняют с работы, отжимают квартиру, ее парализует или она заболевает раком, у нее умирают родители и/или муж, ее сажают в тюрьму или выгоняют из дому, у нее отбирают ребенка или ребенок заболевает. Люди вокруг — поголовно сволочи, героиню предают, кидают, подставляют, гадости про нее говорят и жилье отжимают. Но постепенно героиня находит в себе внутренние силы, поднимается, а потом встречает хорошего мужчину, и хеппи-энд, семья, ребенок, жилье и достаток.

Все ровно то же мы и в этом сериале видим — героиню посадили, муж скончался, кушать нечего — но она нашла внутренние силы, а потом ее мужчина хороший полюбил. Когда такой сюжет снимался на современном материале — никто не кричал, что это очернение современной российской действительности. Сняли все то же, но на исторических декорациях — и получили грандиозный пиар. Не хочу углубляться, скажу банальность — зритель канала “Россия” любит такой материал и именно такого ждет. Ровно так же как канал “НТВ” несколько десятилетий снимает сериалы исключительно про бандитов и ментов — их зритель готов смотреть именно такое. Всю тему бандитских сериалов очень хорошо закрыл когда-то “Физрук” на ТНТ — сериал вроде и про бандита — но о том, что бандитские времена кончились. “Зулейха”, наверное, пытается закрыть тему на “России” — тоже про потерю жилья, мужа и свободы — но все это было когда-то давно, а не сейчас. А об исторической правде — об этом не буду говорить .. скажу только, что достаточно немного зрителей смотрят сериалы ради исторической правды. Современная правда в том, что люди в России в 2020 году обсуждали российский сериал “Зулейха” — а не американский “Мир дикого Запада-3” или “Видоизмененный углерод-2”.

Ну и тогда уж два слова об американском кино. Хотел бы о китайском написать — но китайцы кинопрокат в начале года закрыли. А у американцев кое-что вышло. У американцев кино работало два с небольшим месяца в этом году. Было ровно два успешных фильма — продолжение фильма двадцатилетней давности о двух полицейских афроамериканцах “Плохие парни-3”. И экранизация игры многодесятилетней давности “Соник в кино”. Еще пара экранизаций комиксов выходила — и провалилась. В целом это очень плохо.

А в телеформате у американцев я смог посмотреть ровно один сериал. Скачивал что-то еще, но смотреть было невозможно просто. А вот “Мир дикого Запада -3” я посмотрел, и скорее понравилось. Создатели — талантливые люди, и снято очень дорого, чувствуется бюджет во всем. Даже в музыкальной сопровождении.

Но — даже в самых дорогих сериалах надо показывать некие актуальные темы. Актуальные темы — борьба женщин и афроамериканцев за свои права и против угнетения разными расистами и нацистами. Тут люди творчески подошли и показали буквально. Немолодая афроамериканкая смело рубит мечом фашистов-гитлеровцев. Два раза рубит, в двух разных сериях. Фашисты это роботы, и афроамериканка тоже, но дань повестке дня отдана.

И очень поразил еще один сюжетный поворот. Герой — американский спецназовец, и борется в Крыму (!) с русскими повстанцами, и даже их лидера ловит. Но потом оказывается, что героя обманули — дело было не в Крыму, и поймал он не русского повстанца, а американского фармацевта. Или это намек, что русофобия — это борьба американцев самих с собой, ну или я что-то не понял. Если линию с пожилой афроамериканкой выкинуть — то сериал выходит очень смотрибельный. Беда в том, что смотрибельна ровно половина ленты получается. И это — лучшие из лучших в США снимали. Сериалы калибром поменьше просто тонут в политоте.

А теперь еще два слова о том, почему я верю в будущее российской кино-теле-индустрии, и не очень верю в будущее американской. Одну причину я уже упомянул — у нас меньше догм сейчас и больше творческой свободы. Грубо говоря — у них есть темы, которые надо освещать только так и никак иначе. Надо показать афроамериканцев и борьбу за их права, и никак эту тему не обойти. А у нас в том же “Колл центре” вроде бы и начинают разговор о судьбе гастрабайтеров среднеазиатов — но сюжет буквально через 5 минут так поворачивает, что смотришь за приключениями гастрабайтерши открыв рот.

А второе — наши стали хорошо работать. Вот простой пример из современной реальности. Сейчас Россия сидит на карантине — как и весь мир. Вопрос — сняли ли большие американские каналы сериалы про карантин? Нет, пока не успели. Вопрос — сняли ли большие российские игроки сериалы про карантин? Лично я уже три сериала увидел, и вроде еще анонсировали. “# Сидя дома”, “Безопасные связи”, “Беезумие”. Комедия, драма и еще одна комедия. И вроде что-то еще было анонсировано. Ну то есть вот реально люди за пару недель написали сценарий, утвердили проект и бюджет на студиях/телеканалах, в сетку вещания поставили и сняли. Понятно, что снимать на камеру ноутбука/телефона это не так сложно, как затопление Титаника — однако все равно темпы работы вызывают уважение. Я посмотрел по паре серий всех трех — везде сценарий есть. “Безопасные связи” снял ранее обхаяный мной за “Содержанок” Богомолов (нынешний муж Собчак) — ну вот а этот сериал у него вышел как не странно интересным (первые серии по крайней мере). Да, даже на телефон людей одним планом можно интересно снять — если есть идея и сюжет.

Ну и наверное, я в своей статье попытался ответить, а зачем нам российское кино. Да вот примерно затем. Затем, что на создателей “Зулейхи” российское общество может повлиять. И в следующий раз, они, возможно, снимут что-то менее спорное (ну там во времена Ивана Грозного свой единственный сюжет перенесут). На создателей же сюжетов о том, как бравые американские спецназовцы ловят российских повстанцев — наша страна не может повлиять никак. Просто вот никак. И наверное, это очень прекрасно, что российское творчество отвоевывает культурное пространство у нашего зрителя, и что не “Мир дикого Запада-3” вызывает общественную дискуссию, а вполне себе отечественные, пусть и спорные продукты. Что в кино больше зрителей пришло на “Холопа”, чем на “Звездные войны номер такой-то”. И что времена, когда любой Ван-Дамм одной ногой уделывал все советское высокодуховное кино в грязных видеосалонах — давно прошли.

Если б я знал, чем это кончится, сержант,

Я б лучше телек выкинул в окно,

Да лучше б я из дома убежал

В ДэКа на элитарное кино!

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: