В современной фантастике жанр антиутопии, описывающий возможные негативные сценарии развития будущего человечества, является доминирующим. Даже простой поиск по ключевым словам «утопия» и «антиутопия» на КиноПоиске выдаёт соотношение 1 к 7 в пользу второго варианта. Хотя в действительно этот разрыв ещё значительнее, так как большинство фильмов из первого списка не имеет ничего общего с какой-то созидательной повесткой.
При этом жанр антиутопии сам по себе не плох – ведь указывать обществу на возможные ошибки в развитии тоже необходимо, и с этой точки зрения «изображение общественного строя, представляющегося автору нежелательным, отталкивающим» может быть вполне оправданным и полезным. Однако, чтобы это творчество действительно несло благо зрителю, мало показать некое «негативное состояние», создатели фильма должны ещё указать и на причины перехода к нему, продемонстрировать близкие к реальности пути предотвращения негативной матрицы. А вот этого как раз чаще всего в современных антиутопиях и нет, в результате чего их созидательный потенциал стремится к нулю.
Фантастика «Тайна 7 сестер» представляет собой как раз такую историю. По сюжету к середине 21-го века Земля оказалась перенаселена, и страны Европейского Союза, в котором и разворачиваются основные события, занялись регулированием рождаемости, установив требование: одна семья – один ребёнок. Машина пропаганды развёрнута на полную катушку — по телевидению рассказывают о необходимости ограничительной политики, стены залеплены агитационными плакатами, лишних детей отбирают и якобы погружают в длительный сон до лучших времён.
В этих условиях в одной из семей рождается семь дочерей-близняшек, и их дедушка решает сохранить детей путём введения строгих правил поочерёдного выхода из дома. Всю жизнь им приходится скрываться от окружающих, изображая из себя одну и ту же личность.
Начинается фильм достаточно мягко: девочки растут, дедушка о них заботится, обучает их – они показаны дружной и заботливой семьёй. Первые полчаса просмотра складывается впечатление, что нам расскажут красивую историю, как сплочённость и взаимовыручка помогают не только выжить в трудных условиях, но и преобразовать общество, которое явно идёт по пути построения античеловечного концлагеря. Однако вопреки ожиданиям дальше начинается просто мясорубка, и фильм превращается в кровавое месиво, полное жестокости, насилия, садизма, убийств и подлости.
Кто-то возразит: «так развивались события, ведь показан жестокий мир будущего, у дедушки не было выбора и т.д.» Но ведь события в фильме придумывают авторы, и это их выбор, по какой дорожке пустить главных героев, какие обстоятельства будут вокруг них. Это их выбор — разрушить или спасти семью. Это их выбор — свести всю проблематику экологической катастрофы к примитивному ответу: «надо просто убить лишних людей». А разве это единственный ответ на проблему? Разве нельзя предложить ограничение потребления, переработку отходов, освоение космоса, преображение человека и любые другие варианты?
После первой «наживки», когда нас влюбляют в милую и дружную семью, включается вторая «приманка», увлекающая зрителя детективной составляющей и заставляющая гадать, кто же из семи сестёр предал остальных. А тем временем в подсознание заинтригованной и шокированной аудитории фоном транслируется множество вредных идей:
- античеловечную систему можно сломать или изменить лишь силой оружия и насилия;
- сокращать население в любом случае придётся, и те, кто этим занимаются, не такие уж плохие ребята;
- привыкайте к виду крови, к жестокости, становитесь чёрствыми, бесчувственными;
- убивать можно всех, даже детей;
- мир жесток и несправедлив, будущее ужасно.
Финальная сцена, в которой противник якобы повержен, показана так, что у зрителя остаётся устойчивое впечатление — «не верю!». Потому что идеология хозяев этого жестокого киношного мира прописана достаточно подробно и аргументировано, а всё, чем авторы наделили главных героинь, — это потребительскими взглядами и желанием уцелеть. Никакой идеи у них нет – они даже ни разу не рассуждают о том, как можно было бы жить по-другому. В своих немногочисленных диалогах они только жалуются на своё трудное положение, бухают, обсуждают вкус обеда или свой сексуальный опыт. Это собственно и есть то, чем предложено заниматься зрителю, сопереживающему таким персонажам.
Просмотр подобных фильмов не только не мотивирует работать над собой и трудиться для исправления негативных тенденций, которые могут реализоваться в жизни общества, но наоборот — формирует у массового зрителя депрессивные настроения и понижает его нравственный и интеллектуальный уровень. Защитой от такого негативного программирования психики служит привычка критически оценивать весь просматриваемый медиаконтент с позиции ответа на вопросы: «чему он учит?» и «какие цели преследовали авторы и спонсоры?»
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959