Генпрокуратура начала проверку по признакам коррупции в «Дом.РФ»

Счетная палата направила обращение в Генпрокуратуру по фактам наличия признаков коррупции «при предоставлении в 2018-2019 годах АО «Дом.РФ» бюджетных инвестиций в размере 11,8 млрд руб. на достройку объектов группы компаний «СУ-155». Об этом РБК сообщил представитель Счетной палаты. По его словам, из прокуратуры получен промежуточный ответ о том, что начата проверка.

Обращение в Генпрокуратуру было отправлено 28 апреля, ответ с уведомлением Счетная палата получила 30 июня. Но в ответе Гепрокуратуры не уточняется, в отношении каких лиц или компаний ведется проверка.

В «Дом.РФ», в свою очередь, настаивают, что Гепрокуратура не ведет проверку в отношении госкомпании. Как заявил РБК представитель «Дом.РФ», Генпрокуратура 15 июня запросила ее позицию по выводам Счетной палаты и 29 июня до надзорного ведомства «была доведена позиция «Дом.РФ» и исчерпывающие материалы для всестороннего анализа ситуации».

РБК направил запрос в Генпрокуратуру и Минстрой, курирующий «Дом.РФ».

Признаки коррупционных правонарушений при расходовании средств аудиторы Счетной палаты обнаружили, проводя с ноября 2019-го по апрель 2020 года анализ результативности обеспечения прав дольщиков.

У группы «СУ-155» Михаила Балакина в 2015 году возникли финансовые проблемы, и уже в 2016-ом она была признана банкротом. Группа не достроила 145 жилых домов в 14 регионах России. В новостройках, которые возводила «СУ-155», на тот момент купили квартиры 30 тыс. человек. Достройкой занялся банк «Российский капитал», который позже вошел в структуру «Дом.РФ» и получил название банк «Дом.РФ».

Конкретные возможные правонарушения, послужившие поводом для проверки Генпрокуратрурой, пресс-служба Счетной палаты не называет. В отчете палаты («Анализ результативности практического применения норм законодательства РФ, направленных на обеспечение законных прав граждан — участников долевого строительства»), с которым ознакомился РБК, указаны, в частности следующие эпизоды, связанные с выделением «Дом.РФ» денег из федерального бюджета в 2018-2019 годах:

К концу 2018 года на достройку домов «СУ-155» не хватало 11,4 млрд руб. Предполагалось, что этот дефицит покроют за счет 7,8 млрд руб из федерального бюджета и доходов от продажи свободных помещений в незавершенных домах;

Компания «Дом.РФ» получила 7,8 млрд руб. на достройку домов, а также заключила договор с Минстроем и Росимуществом о завершении строительства 38 домов. Но анализ, проведенный Счетной палатой, показал, что на момент заключения этого договора 13 домов из 38 уже были введены в эксплуатацию;

В конце 2019 года на достройку домов было выделено еще 4 млрд руб., они были необходимы в том числе для усиления несущих монолитных конструкций в двух незавершенных домах. В отчете Счетной палаты указано, что информация о полученных доходах от реализации свободных помещений в этих домах отсутствует;

Кроме того, 4 млрд руб. могли, согласно новому договору с Минстроем и Росимуществом, пойти на «финансирование иных расходов» дочерних компаний «Дом.РФ». В договоре не было указано, какой объем финансирования пойдет на достройку домов, какой — дочерним компаниям. В новом договоре были перечислены уже 40 домов для завершения застройки, хотя 37 из них уже были построены.

В пресс-службе «Дом.РФ» заверили РБК, что все действия в рамках достройки домов «СУ-155» производились в соответствии с планом мероприятий, утвержденном правительством. «Учитывая масштабность задачи, следует отметить, что руководством банка «Российский капитал» была реализована огромная работа по решению данной проблемы. А полученный опыт по восстановлению прав дольщиков «СУ-155» лег в основу механизмов работы Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства», — утверждает представитель «Дом.РФ».

В госкомпании пояснили, что деньги от проданных свободных помещений в домах «СУ-155» полностью пошли на достройку других объектов группы, а включение в договор достройки тех домов, которые уже были введены в эксплуатацию, объяснялось тем, что по ним не были завершены расчеты с контрагентами, выполнявшими работы по завершению строительства домов.

Это уже не первый раз, когда Счетная палата обращает внимание на финансирование достройки домов «СУ-155». В 2019 году Счетная палата провела анализ вхождения банка «Российский капитал» в «Дом.РФ» в 2017 году (тогда «Дом.РФ» назывался Агентством ипотечного жилищного кредитования, АИЖК). Аудиторы пришли к выводу, что банк не выстроил эффективной системы контроля стоимости достройки объектов группы компаний «СУ-155» и способствовал созданию непрозрачной системы формирования доходов от строительства.

Источник: rbc.ru

Счетная палата предупредила о риске появления новых обманутых дольщиков

Счетная палата полагает, что в России может увеличиться число обманутых дольщиков. Такой вывод содержится в отчете ведомства «Анализ результативности практического применения норм законодательства РФ, направленных на обеспечение законных прав граждан — участников долевого строительства», с которым ознакомился РБК.

«С учетом складывающейся в стране социально-экономической ситуации, снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, существуют риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», — говорится в отчете Счетной палаты.

Но отчет отчет сфокусирован не на прогнозе будущего, а на анализе того, как шла работа по решению проблем обманутых дольщиков, включая законодательную базу в этой сфере в 2014-2019 гг. Анализ ведомство начало в ноябре 2019 и завершило в апреле 2020 года.

Основная часть отчета посвящена работе, курирующего эту область государственному Фонду защиты прав граждан — участников долевого строительства (Фонд защиты прав дольщиков). РБК направил запрос в Фонд защиты прав дольщиков и Минстрой.

Сколько в России обманутых дольщиков

В Едином реестре проблемный объектов, в который включаются объекты, по которым застройщики задержали строительство или опоздали с передачей ключей дольщикам более чем на шесть месяцев, включено 3061 домов с жилой площадью 18,1 млн кв. м. В реестре проблемных — 1071 застройщик в 76 субъектах. Больше всего проблемных домов — в Московской области (755 домов, или 24,7%), в Краснодарском крае (261 домов) и в Ленинградской области.

В Счетной палате отмечают, что сейчас нет точной информации об общем количестве обманутых дольщиков и, по различным экспертным оценкам, их общее количество в настоящее время составляет от 180 до 200 тыс. человек. При этом в отчете приводятся данные Фонда защиты дольщиков, согласно которым общее число пострадавших на начало марта составляло 194 795 человек.

В большинстве регионов решить проблемы обманутых дольщиков планируется в 2020–2022 годах, в 11 регионах — в 2023 году, и в одном регионе (в Новосибирской области) — в 2025 году.

Вопросы аудиторов к финансированию

Фонд защиты прав дольщиков был зарегистрирован осенью 2017 года. На его основе сформирован компенсационный фонд для достройки проблемных домов, в который застройщики отчисляют 1,2% с каждой проданной квартиры, если проект строится без применения эскроу-счетов. Но основные средства Фонд получает не от застройщиков, а за счет взносов федерального и регионального бюджетов.

По оценке Фонда защиты прав дольщиков, которая приводится в отчете, на завершения строительства всех проблемных домов нужно около 686 млрд руб. В то же время «Дом.РФ» в марте 2019 года направил предложения в Минфин и Минстрой, в которых было указно, что Фонду для решения проблемы обманутых дольщиков необходимо 722 млрд руб.

Эти цифра пока никак не соотносятся с планами, отраженными в федеральном и региональном бюджетах, обращают внимание аудиторы. В отчете указано, что в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования Фонду пока не предусмотрены, а на 2020-й запланировано выделение только 3 млрд руб. Впрочем в конце апреля Фонд защиты дольщиков уже получил 30 млрд руб, по поручению президента Владимира Путина в рамках антикризисных мер. Только в 31 регионе на 2020-2022 годы предусмотрены средства на достройку проблемных объектов в размере немногим около 40 млрд руб.

«Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения короновируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки. А это, в свою очередь, может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», — следует из пояснений аудитора Счетной палаты Светланы Орловой к отчету.

Вопросы аудиторов к Фонду и Минстрою

В работе Фонда защиты прав дольщиков аудиторы Счетной палаты обращают внимание прежде всего на расходование средств. Аудиторы приходят к выводу, что деньги, выделенные из федерального бюджета, фонд расходовал серьезно отставая от графика: в 2018 году фондом было израсходовано только 43,5 млн руб или 0,54% от предусмотренных на этот год 8 млрд руб., а в 2019 году — 8,1 млрд руб., то есть 18,6% от запланированных 43,56 млрд руб.

Причиной «низкого кассового исполнения» по федеральным взносам Орлова называет «крайне низкое качестве бюджетного планирования у Минстроя России». «Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», — отмечает Орлова.

Всего за время существования фонда с 2017 по 2019 годы, как из бюджетов, так и от застройщиков, в фонд поступило 102,8 млрд руб, из которых было использовано только 16,6%. Часть свободных денег фонд хранит на депозитах банке «Дом.РФ» (30,5 млрд) или инвестирует в облигации федерального займа и «Дом.РФ» (8,2 млрд руб).

Кроме того, аудиторы обращают внимание на многократное превышение заработной платы сотрудников фонда относительно средней по России и Москве. По данным Счетной палаты, содержание аппарата управления фонда в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличились в 32,5 раза, до 370,7 млн руб. Почти 87% расходов в прошлом году было связано с оплатой труда.

В 2017 году средняя ежемесячная заработная плата в Фонде составила 373,9 тыс. руб., через год она выросла до 422,7 тыс. руб. В 2019 году средняя зарплата опустилась до 219,2 тыс. руб, но это произошло за счет открытия подразделения в Воронеже, где сотрудники в среднем получали 61,2 тыс. руб. Сотрудники московского офиса в 2019 году получали в среднем 338,9 тыс. руб.

Таким образом, по подсчетам аудиторов, средняя зарплата сотрудников фонда в разные годы превышала среднюю по России в 7,1-9,7 раз, а Москве в 3,6-5,1 раза. «При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами», — констатируют в Счетной палате

В отчете также приводится комментарий фонда, в котором объясняется, что установление высокой зарплаты сотрудникам в Москве обусловлено тем, что «деятельность Фонда уникальна и требует найма в штат профессионалов с исключительными компетенциями». «Кроме того, перед сотрудниками поставлены существенные задачи, выполнение которых требует высокой вовлеченности в работу. Процессы в Фонде выстраивались с нуля», — пояснили Счетной палате в фонде.

«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, — резюмирует Орлова. — Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам».

Источник: rbc.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: