Кино идет на дно

Я сначала не поверил глазам даже. На зарубежном (американском) торрент-трекере, в разделе кинофильмов на первом месте гордо красовался фильм со странно-знакомым названием “Attraction 2 Invasion”. “Притяжение 2 — Вторжение”. На первом месте по скачиванию на американском торренте. Фильм, который и у нас-то не сказать, чтоб очень успешно прошел. Я еще затем специально несколько дней заглядывал на торрент. Фильм повисел пару дней на первом месте, с недельку — в десятке держался. А потом… а потом внезапно еще примерно неделю в десятке (из которых тоже пару дней на первом месте) висел другой не очень удачный российский фантастический фильм — “Кома”. И ранее другой условно российский фильм (копродукция) был в топах зарубежного скачивания — “Тайна печати дракона”.

Я даже отзывы глянул на “Вторжение”. Не сказать, чтоб сильно хорошие отзывы были — примерно: “Выглядит как китайский фильм… Китайский фильм, но снятый русскими”. Это положительные отзывы, на самом деле — китайцы сейчас снимают дорого, но на любителя чаще. Но тем не менее — наши фильмы зарубежные люди вполне качали и смотрели. Хотя попадание в десятку американского торрента было вызвано все-таки не только лишь качеством наших картин. А больше тем, что новых кинофильмов американская индустрия не выпускает уже почти полгода. И это прекрасный повод поговорить о том, в каком состоянии находится сейчас американская кино-теле-индустрия — и в каком наша.

Последние несколько месяцев больно ударили по индустрии массовых развлечений. Когда закрыты кинозалы, когда нельзя съемки проводить — что остается? Зубы на полку положить?

Наша телеиндустрия ответила, что нет — что-то сделать можно. Снимать сериалы на смартфон и удаленно. Сколько за последние несколько месяцев вышло российских сериалов о людях, сидящих взаперти, снятых людьми, сидящими взаперти? Я сбился со счета, ясно, что больше десяти, но пока несколько меньше 20. И это здорово, на самом деле. Люди руки не сложили, в кратчайшие сроки написали сценарии, утвердили проект, актеров собрали — и сняли. Иногда получалось не очень, иногда средне — а иногда вполне интересно получалось. Подчеркну — сериалы были сняты, и вышли в эфир. Было ли что-то подобное в других странах? В американской индустрии я лично примеров не нашел, не видел анонсов о выходе подобных проектов. Это понятно — бюджеты у их проектов больше, а значит и срок разработки критически больше. Один маркетинг года за полтора до выхода релиза начинается. Поэтому сделать быстро люди просто не могут, как оказалось.

Ну и как следствие — люди просто сидели без работы, люди новый формат не смогли оперативно освоить, а по старому снимать  было нельзя. Опять таки — маркетинговые компании для новых фильмов были запущены очень задолго. Эти деньги ушли в никуда. Поэтому убытки — максимальны. И что хуже — конца этой ситуации не просматривается.

У меня под окном много лет снимается кино. Не метафора — реальный сериал снимают. Снимают много лет — потому что сезонов много, уже как-бы не больше десятка. Когда начали карантин поэтапно отменять, киношники появились снова. Наблюдал немного за их работой. Люди снимали часов с 10 утра и до 24 примерно. Так понимаю — наверстывали выпадение из графика. Ударно работали и сняли нужную натуру за несколько дней. Если и остальные наши кинодеятели работают также (а остальные работают лучше, мой сериал не из топовых, увы) — недостатка в сериальной продукции в нашей стране не будет. Будет ли также в США. Давайте посмотрим на примерах и на цифрах.

За последние карантинные месяцы я посмотрел несколько американских телепроектов. Выходило больше — но это то, что хоть как-то можно было смотреть.

Old guard” -”Бессмертная гвардия”. Как писали продажные журналисты — первый крупнобюджетный супергеройский блокбастер с афроамериканкой в главной роли. Насчет крупного бюджета очевидная ложь. Фильм смотрится дешево. Что еще хуже — смотрится скучно. Что еще хуже — афроамериканская актриса в главной роли откровенно некрасивая. Вторая главная роль — у дамы 45 лет от роду. Экшн смотрится ужасно, за героями нет никакого желания следить. Не досмотрел.

Outpost” — “Форпост”. Фильм про афганскую войну. По реальным событиям. Американцы защищают базу, и к концу фильма из них только несколько человек остается не убиты и не ранены. Базу — оставляют талибам. Подумалось — это ведь одна база в которой несколько десятков человек было и такой разгром. Каковы ж там реальные потери были? Тоже ощущение, что снято недорого. Тем не менее — довольно поучительно поглядеть.

Greyhound” — “Грейхаунд”. Фильм с Томом Хэнксом о полярном конвое американцев во времена второй мировой. И снова снято очень дешево, нарисовано плохо, ну и просто скучно. Не смог смотреть.

Extraction” — “Тайлер Рейк Операция по спасению”. Этот фильм раньше вышел, посоветовали посмотреть читатели, сказали что новое слово в боевиках. Насколько критику почитал — новое слово заключалось в том, что раньше во всех боевиках у людей бесконечные патроны были, а тут герой перезаряжается часто. И походка у него не простая, а тактическая. Если эти моменты исключить, то получается обычный боевик — ходит человек и всех убивает, то ли 200 бойцов то ли 300. Локация интересная, снято на натуре, снято недешево — но как такое можно всерьез смотреть в 2020 году? Когда вроде б навалом реальных роликов с мест реальных боевых действий… Но хотя бы смотрибельный фильм.

Rick and Morty” — “Рик и Морти” новый сезон. Очень хорошо, хотя и неровно. Серьезное подозрение есть, что лучшие американские таланты ушли в мультипликацию. Что только в мультипликации можно снимать остро и злободневно…

Brave new world” — “Дивный новый мир”. Начало поглядел, неожиданно понравилось. Актеры, которые не похожи на крокодилов, актеры, которые моложе 40 лет, и темы гендерного и расового неравенства не поднимаются (в первых сериях по крайней мере) — уже немало по нынешним временам. Ну и фантастика, классическая фантастика.

Umbrella academy -2” — “Академия Амбрелла -2”. Суперлюдям надо спасти мир от уничтожения. Сколько раз вы это видели? Раз 100, никак не меньше. Снято дорого, снято весело — но после первой серии смотреть дальше не хочется. Гендерные и расовые проблемы представлены, но не знаю, сильно ли это фильм улучшает или наоборот.

The Tax collector” — “Выбивая долги”. Фильм о криминальном мире Лос-Анджелеса. Я на языке оригинала с субтитрами смотрел — на английском. Примерно к середине фильма стали идти диалоги на испанском минут на 10-15 — фильм о испаноязычных преступниках. Понимание происходящего сильно теряется. А и до этого не сильно понятно было — разговоры на английском шли на каком-то криминальном сленге. Может так и задумано — чтоб англоязычный зритель почувствовал себя чужим? Мрачный и отталкивающий фильм — примерно как чернуха, которую у нас в 90-е снимали.

Ну и на этом коротком перечне видны проблемы современной американской кино-теле-продукции. Бюджеты лент огромны. Бюджеты раскрутки огромны. И видимо — уже не подъемны для массового производства, не хватает денег. Поэтому где-то раз через два получается — раз снимают дорого, еще два раза снимают дешево, но пишут, что бюджет был велик. Хотя невооруженным глазом видна халтура. И часто технически хуже наших средней руки лент снято.

Вторая проблема — политическая повестка. Что не снимай, нужно отразить расовые проблемы, нужно актеров всех цветов кожи и желательно 3-4 гендеров в фильме представить, причем сделать их максимально положительными и показать борьбу за их права. Если и режиссером будут представитель меньшинств — совсем замечательно. В итоге за политической повесткой творческая пропадает. И полученный результат смотреть невозможно — но ругать ни в коем разе нельзя. Потому что фильм политически правильный. Ладно когда страдает художественная составляющая — но ведь за ней и коммерческая начинает страдать.

В итоге в нашем перечне как будто бы фильмы двух разных киношкол — одни фильмы о спасающих мир супергероях ( все чаще из меньшинств ). Смотреть такое и скучно уже, а местами и снято халтурно (но не всегда). Это — мейнстрим, те ленты, которые делают Голливуду кассу и привлекают зрителей (пока).

И вторая киношкола — в нашем обзоре это “The tax collector” и “Outpost” — реализм, скажем так. Все мрачно, все плохо, все почти документально. Если интересно настоящую Америку посмотреть — будет любопытно. Но смотреть эти фильмы чаще все же неприятно, все в фильме плохо и закончится скорей всего еще хуже. Такие фильмы огромных денег не принесут, но свой зритель у них есть. Что интересно — в обоих-двух фильмах показан фактический захват американских позиций вооруженными отрядами других государств. В первом случае — афганцами. Ну а во втором практически отряд вооруженных сил Мексики захватывает прибыльный криминальный бизнес.

А теперь немного о российских релизах, вышедших за последний квартал или чуть раньше.

Аванпост”. Попытка снять большой фантастический фильм. Снято хорошо, но просто не дотянули. Смотреть интересно — но не цепляет.

Внутренний огонь”. Как писали — какие-то зарубежные конкурсы это фильм якобы выиграл. Как всегда с фестивальными фильмами бывает — от просмотра остается мерзкое чувство. Чернуха.

Нежность” — короткометражка режиссера Меликян. Очень очень приятная лента. Говорят, по ней сериал снимут. Я б посмотрел.

И сериалы отечественные. Тут надо сказать, что “Яндекс” начал свои сериалы выпускать. Вышло пока два — “Последний министр” и “Водоворот”.

Хочу сразу про оба сериала и сказать. Когда “Последний министр” (комедию) смотрел — никак понять не мог. Снято — хорошо и дорого. Актеры играют хорошо. Местами — очень смешно. Смотреть дальше — хочется. Но — что-то не то, и не понять, в чем дело.

А на втором сериале я понял. “Водоворот” — якобы детектив. Мрачно все, с налетом мистики. Снято дорого, смотрится интересно. И я вдруг понял, что же меня смущало и в “Министре”, и в “Водовороте”. Снято не про Россию, или сценарии писал эмигрант какой-то. Местами реалии 90-ых годов, местами просто какие-то американские реалии, которые на российской натуре снимают.

Ну вот для примера чуть подробнее. Полицейские в “Водовороте” несколько трупов находят. У них дело забирает ФСБ. И герои долго ругаются, негодуют, “забрали дело федералы”, а потом начинают сами неофициально дело расследовать. Это — типичный ход американского фильма. Вплоть до слова “федералы”. Сама сюжетная линия — абсурдна. Никто не захочет отдавать дело, если оно раскрыто — это да. Дело с неясными перспективами — отдают с радостью. Ну а “неофициальное” расследование дела имеет под собой ту простую предпосылку, что официально людям заняться нечем, вот и есть время на левые расследования. Это мягко скажем не так, и нагрузка у полиции велика. Поэтому — очень сильно абсурд в глаза бросается.

Ну или другая часть сюжета. Где говорится, что много в России детдомов переполненных, что не нужны никому дети, хоть бы даже пропали они все никто и не почешется. В 90-е годы — верно. А в современной России несколько моих состоятельных друзей из разных регионов несколько лет назад рассказывали одну и ту же историю. Возили они детям в детдома разные подарки — вещи ношенные, еду и в таком духе. И в какой-то момент моих друзей персонал детдомов попросил не возить ничего. Так и сказали — “Раньше не было ничего, ваша помощь была нужна. Сейчас у нас все есть. Хотите помочь — приходите сами, общайтесь с детьми. А по вещам — у нас все есть, нас хорошо снабжают”. Ну и да — нагуглите например “Очередь на усыновление” — и почувствуйте, насколько в реальной России дети нужны.

Так что надо “Яндексу” что-то делать со сценарной командой, потому что фильмы состоят из таких вот ляпов примерно полностью. Но снято, повторюсь — хорошо и богато. А может — фильмы сразу на зарубежный рынок рассчитывают продать. В этом случае абсолютная условность сюжетов оправдана.

Безопасные связи” — карантинный фильм. Несколько человек по видеосвязи общаются. Снято очень интересно, интрига и сюжет — присутствуют.

Когда завтра наступит” — и еще карантинный фильм. Люди попытались ужас снять. Задумано было хорошо, реализация подвела. Но подход верный. У нас все пытаются ужасы снимать по старым американским схемам — заброшенный дом, призраки. А реальный-то ужас когда денег нет, и с работой проблемы и с жильем и вирус вокруг.

257 причин чтобы жить” — комедия. Вполне приятная на раз посмотреть.

Мир! Дружба! Жвачка!” — амбициозный сериал ТНТ о 90-ых годах. Абсолютно не понравился. Герои отталкивающие. Только Юрий Борисов условно-положительного героя играет. Но когнитивный диссонанс возникает — в недавнем фильме “Бык” Борисов сыграл криминального лидера, конфликтующего с кавказцами в 90-е. Тут — он тоже играет криминального лидера, конфликтующего с кавказцами в 90-е.

Чики” — фильм о проститутках. Писали, что кто-то фильм в феминизме обвинял и пропаганде ЛГБТ. Этот кто-то явно фильм не смотрел. В картине явно и много раз говорится прямо или косвенно, что проституткой быть плохо, стремно, тебя будут бить, обманывать и презирать. Смотреть фильм физически неприятно.

Окаянные дни” — еще один карантинный сериал. Как анонсировали — от создателей “Домашнего ареста”. Собственно не сериал, а набор несвязанных скетчей. Местами забавно, местами слабо.

Взаперти” — и еще один карантинный сериал с Анной Чиповской. Очень коротенькие серии, простая история — но снято хорошо и смотреть приятно.

Внутри Лапенко — 2”. Продолжение youtube-сенсации. Первый сезон мне не зашел — видно было, что у создателей нет совсем денег, и поэтому совсем мутная картинка. А вот второй сезон уже с бюджетом снят — и получилось очень хорошо. С удовольствием смотрю.

Надежда” — отечественная версия “Никиты”. В роли девочки-подростка дама на 4-ом десятке. Можно посмотреть если смотреть нечего, но…

Ну и на этом небольшом обзоре отметим сильные и слабые стороны нашей индустрии. Сильная, безусловно — технический уровень, бюджет. Ленты чаще дорого смотрятся и профессионально сняты. Сильно — разнообразие сюжетов. В сравнении с теми же США у нас меньше запретных тем, и можно снимать про современную жизнь, не скатываясь в чернуху или супергероику.

Слабость — там, где снимают не про Россию, а про некую существующую в головах авторов реальность. Это те же “Внутренний огонь”, “Водоворот” и “Последний министр”, например. Ну и — чувство страны. Иногда видно — снимали люди, живущие в России и для своей аудитории. Иногда — снимали какие-то люди, живущие где-то в интернете и для себя любимого. Сценарии не дотягивают часто, и продюсеры не дорабатывают. Тем не менее — фактически в стране фабрики грез действуют, готовые снимать быстро и продвигать продукт агрессивно. Это очень хорошо.

Ну а теперь еще немного о том, насколько жесткими становятся стандарты в западной индустрии.

Например — тест Бечдел (https://en.wikipedia.org/wiki/Bechdel_test). Как надо представлять женщин в кино.

“Интим -координатор” (https://en.wikipedia.org/wiki/Intimacy_coordinator) — специальный человек, который следит, чтоб во время съемок секс-сцен никакого харрасмента не случилось. И вообще проверяет, а зачем обнаженку вставили, может она отвлекает от курса партии и правительства?

Стандарты английской индустрии (https://www.bfi.org.uk/supporting-uk-film/diversity-inclusion/bfi-diversity-standards ) по расовому и гендерному разнообразию.

И такого добра можно еще много натащить. Причем процесс по нарастающей идет. И в итоге мы видим трансформацию старого доброго западного кино. Из фабрики грез в фабрику политкорректности. Готовы ли вы отдавать свое время и деньги, чтоб лекцию по политкорректности послушать? Или лучше посмотреть российскую комедию, китайский боевик ну или мелодраму индийскую? Тут ответ простой и его нам статистика может дать — посмотрите цифры китайских кассовых сборов, например. Так что — мир кино сильно меняется.

И да — всегда, когда пишешь о современном кино, приходят в комментарии человеки, которые заявляют: “Современное кино я не смотрю с 1990 года, вот раньше в советское время были фильмы замечательные”. Господа — убедительная просьба к вам, не комментируйте эту статью. Найдите статью о кино советского времени и там свои ценные комментарии оставляйте.

И вторая категория комментаторов есть. Которые вслед за отдельными видеоблогерами повторяют, что кино в России снимать не умеют. Что не надо и снимать, надо только зарубежные комиксы смотреть, что там качество, а у нас попил денег. Подозреваю, те же люди в 1990 году говорили, что России не нужна своя армия, а в 2000 году — что России свое сельское хозяйство не нужно. Есть некие объективные процессы в стране и в мире. Так, доля российского кино до трети доходит на экранах страны и растет, а из пятерки самых популярных сериалов нередко все пять российские. Согласно этим же процессам интерес к американскому кино падает — даже в самой Америке. Можно плеваться ядом и хейтить по этому поводу — а можно реальность принять. Жить в реальности — лучше, и для душевного здоровья полезней.

Понесет тебя по коридорам,
Понесет от башни и до башни.
Со стеклянным, выпученным взором
Ты поймешь, что это сон всегдашний.

И когда, упав в твою гробницу,
Ты загрезишь о небесном храме,
Ты увидишь пред собой блудницу
С острыми жемчужными зубами.

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: