Госкомпания Ростех заявила о покупке угольных активов ушедшего из жизни в прошлом году бизнесмена Дмитрия Босова. Речь идет как непосредственно о предприятии по добыче угля, так и о контроле за логистикой продукции: покупке порта «Вера», находящегося в Приморском крае. Таким образом, государство делает важные шаги для осуществления контроля над угольной отраслью, которая в настоящий момент находится практически полностью в руках частных компаний.
Но обо всем по порядку
На тему успеха проводимой правительством Мишустина-Белоусова политики государственного капитализма мы подготовили соответствующий видеоматериал на примере резко возникшей заинтересованности иностранных инвесторов в российском фондовом рынке. Материал вышел на канале «Клуб Двинского»:
Но вернемся к угольной отрасли. Структуры Ростеха приобрел достаточно важные активы: Огоджинское угольное месторождение и порт «Вера». Что касается первого, то, несмотря на перспективность добычи угля в ДФО, данный актив менее ценен, чем порт.
Это полностью соответствует практике государственного капитализма. Нет никакого смысла полностью монополизировать отрасль, прямо контролируя всю цепочку: от добычи до доставки. Достаточно осуществлять контроль над ключевыми ее частями. Это позволяет оказывать влияние на все угледобывающие компании, заставляя их синхронизировать политику с государственными интересами.
Вопрос национализации угольной отрасли по аналогии с газовой поднимается в России довольно часто. На мой взгляд, национализация отрасли не нужна — необходимо огосударствление. А это две большие разницы.
Перспектива мирового угольного рынка до 2050 года не очевидна. На консолидацию активов в руках государства уйдут огромные инвестиции и долгий срок. Есть серьезный риск того, что они не окупятся никогда и деньги, соответственно, будут потрачены впустую. Впрочем, угольная отрасль у нас развивается итак относительно успешною. Ломать хорошо работающий механизм в пользу не совсем понятных и не очевидных целей было бы неправильно.
В этом контексте куда важнее контролировать логистику поставок, оказывая влияния на добытчиков. РЖД, как известно, ведет активное расширение БАМа и Транссиба, что увеличит провозную способность транспортных артерий к 2024 году до 180 млн. тонн. Все предложения угольных олигархов о введении частных локомотивов откланялись: тяга, как и инфраструктура будет оставаться в руках государства.
Теперь же государство занялось фактической национализацией портовых мощностей. Я уже писал, что контроль над Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) переходит от компании Fesco (олигарх Магомедов) к Росатому. Теперь же речь идет о покупке Ростехом угольного порта «Вера». Тоже самое происходит в Азово-Черноморском, Балтийском и Арктическом бассейнах. Новостей про портовую инфраструктуру в последнее время много.
Таким образом, мы видим великолепно реализуемую практику государственного капитализма, когда крупный бизнес попадает в фактически прямую зависимость от государства. Да, на его активы никто не будет покушаться, но только в том случае, если бизнес проводит национально-ориентированную политику, согласовывая свои действия с правительством.
Константин Двинский
https://zen.yandex.ru/media/dvinsky
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959