Чем евроинтеграция лучше альтернатив. Болгария … и Сербия… и Турция

К статье о Болгарии (https://aftershock.news/?q=node/549791) хотелось написать какой-то глубокомысленный вывод. Но ничего путного на ум как-то не приходило — сама тема навевала депрессию. И то — ну что сказать, вымирают и разбегаются люди ударными темпами, страна хронически убыточна, чиновников и стариков становится больше, а всех остальных лиц практически любых профессий и возрастов — меньше. Строится и производится меньше год от года, долги растут, даже оценочные индексы некой “уверенности” стабильно падают десятилетиями. Разве что турбизнес растет (не удивлюсь, если онный принадлежит не болгарам процентов эдак на 90%), ну и сельхоз-продукция низкого передела — соя и в таком плане. Все, весь позитив.

Но потом подумал — всегда ж ведь найдется оппонент, который скажет — “а и молодцы болгары. Выбрали лучший из всех возможных путей. Да живут плохо и будут еще хуже жить — но им хоть какие-то деньги дают“. Собственно, когда писал о Молдавии (https://aftershock.news/?q=node/546166), то были примерно в том же духе комментарии — “страна съеживается экономически и демографически, но это ведь лучший вариант”. Или “Ну а что делать им было, Россия перестала давать деньги, вот они и кинулись в Евросоюз”.

Поэтому хочется показать некую альтернативу — что происходит со страной, которая Евроинтеграцию не выбрала. Поскольку тема некоего гипотетического союза с Россией в таких суждениях всегда поднимается — мы эту тему обойдем. Благо что достаточно спорно это — нужен ли нам, России, такой союз? Представляется, что не очень и нужен.

Нет, давайте посмотрим страны, которые находятся по соседству, которые оказались не охвачены евроинтеграцией. И из стран близлежащих поглядим Турцию и Сербию. Обе страны евроинтеграцией не охвачены. Вроде и желание было в той или иной мере — но не сложилось пока. Сербия интересней тем, что по населению примерно равна Болгарии. Турция будет интересна как совсем альтернативный проект.

Сербия кандидат в члены Евросоюза с 2012 года. Турция пытается вступить в Евросоюз давно, и как пишут — “является ассоциированным членом Евросоюза и его предшественников с 1964 года”.

Итак, по официальным данным, в Сербии

В 2002 году — 7 498 тыс человек

В 2011 году — 7 186 тыс человек.

В 2017 году — 7 040 тыс человек.

Как пишут — эти данные не включают Косово, ну и албанцы переписи бойкотировали. Как видим — за 15 лет минус 450 тысяч человек. Вроде б много, но евроинтегрированная Болгария, как помним, с 2000 по 2017 год потеряла примерно 930 тысяч человек. И как мы помним, в Сербии была война — а в Болгарии была евроинтеграция. Наглядно видно, что евроинтеграция — лучше войны, правда?

Как помним — в Болгарии общая довольно высокая цифра демографических потерь положение не отражала. Потому что это была средняя температура по больнице. Когда же начинали смотреть по каждой демографической группе, то оказывалось, что плохое положение достигалось за счет стариков. Если же смотреть было только детей и молодежь, то картина из плохой превратилась в катастрофическую. Давайте глянем, что говорит статистика Сербии. И сюрприз — за 15 лет детей стало на 15 процентов меньше, всего молодежи до 12 лет — на 20%. Это очень плохие цифры — однако заметно лучше болгарских. Там, как помним, потери были до 45%.

Посмотрел и данные по строительству. Данные в натуральных цифрах, так что сравнивать легко. Как видим — по сравнению с 94 годом есть даже некоторый рост. При том, что с 99 года данные без Косова. То есть — однозначный рост. Может рост и невелик, но опять же — мы сравниваем не со сферическим конем в вакууме и даже не с Китаем, а с евроинтегрированной страной Болгарией.

Глянул и другие показатели. С вложениями в основные средства все выглядело неплохо — роста не видно, но и падения тоже. Промышленный индекс тоже демонстрирует рост, как ни странно. С внешней торговлей, правда, все плохо — в дефиците много лет, и в значительном.

Данных по энергетике на сербских официальных сайтах я не нашел. Пришлось смотреть данные всемирного банка. Где не очень понятно, с какого времени не считается Косово. Но даже по этой картинке ясно — текущее потребление несколько выше 2000 года (когда еще возможно было Косово). Как помним — Болгария потребления энергии 2000 года пока не достигла.

Мы смотрели и сравнивали данные по стране, глубоко евроинтегрированной — Болгарии, и стране, евроинтеграцией охваченной чуть менее — Сербией. В первом приближении цифры не свидетельствовали в пользу евроинтеграции. В Серибии с демографией неважно — а в Болгарии ужасно. Сербия имеет торговый дефицит — и Болгария тоже глубоко дефицитна. По энергетике хоть данных и немного, и данные эти спорные — но и тут Сербия выглядит чуточку лучше. А по строительству Сербия так даже и неплохо выглядит. Подводя итог — страна без “безвиза” в сухом изложении цифр выглядит как минимум не хуже.

Но — это ведь некое приближение. Потому как и в Сербии демографические проблемы, и торговый дефицит. То есть — как историю успеха Сербию все же презентовать нельзя. А если посмотреть другую страну региона? Турцию, которую в ЕЭС не берут именно по мировоззренческим соображениям. Давайте коротко поглядим.

Начнем с демографии, благо показатель наглядный (http://www.turkstat.gov.tr/UstMenu.do?metod=temelist ):

1980 год — 44 миллиона

1990 год — 56 миллионов

2000 год — 67 миллионов

2016 год — 80 миллионов (почти).

Что называется — где-то убыло, и где-то прибыло. Правда — доля детей сокращается.

1980 год — 17.4 миллиона детей до 14 лет

1985 год — 19    миллионов

1990 год — 19.7 миллионов

2000 год — 20.2 миллиона

2007 год — 18.6 миллионов

2016 год — 18.9 миллионов

Детей меньше, чем 30 лет назад, и такое положение последние лет десять, навскидку. Но тем не менее — население растет, пусть уже не так быстро. Заметим — мы смотрим соседние страны с одинаковым климатом, и обе страны туристические и со значительным аграрным сектором.

Но ладно, восток дело тонкое, демография там вроде традиционно сильна. Давайте глянем вещи, далекие от демографии. Потребление энергии.

И тут мы видим экспоненциальный рост. С 1980 года более чем десятикратный рост. С 2000 года — удвоение. Заметим, что и промышленность потребление тоже практически на порядок с 1980 года увеличивает. Натуральных цифр по промышленности найти не удалось, туркстат давал только разные индексы, но и судя по ним — с промышленностью все очень неплохо, развитие налицо (ну и собственно цифры энерго-потребления нам как бы намекают).

Зато есть статистика строительства — в натуральных величинах, в квадратных метрах. И как видим — завидная статистика.

Рост на порядок, практически. Заметим — и все это не вступая в Евросоюз. Без деклараций гендерного равенства и законов о транспарентности информации для каждого ведомства (возможно, и у Турции такие законы есть — но судя по официальному государственному сайту статистики фетиша из транспарентности не делают).

Ну и собственно можно было дальше смотреть и сравнивать — но есть ли смысл? Мы рассмотрели три страны — страну с евроинтеграцией (Болгария), страну без евроинтеграции и с войной в прошлом(Сербия) и страну, которая шансов на евроинтеграцию в настоящий момент не имеет (Турция). Страна без евроинтеграции имеет показатели как минимум не хуже страны с евроинтеграцией. Страна без перспектив евроинтеграции имеет показатели лучше на порядок. Причем — мы смотрели соседние страны, схожие по климату, а если по внешним обстоятельствам брать, то Турция находилась изначально в худшем положении, а Сербия прошла через войну. Что как бы подводит нас к той же теме — лучше ли евроинтеграция чем война?

Но это вопрос риторический. А вот вопрос будущего выглядит несколько странно. Принято писать, что от евроинтеграции выиграла, и значительно, Германия. Что немецкая экономика на подъеме и все такое. Но вот в региональной перспективе видится еще один потенциальный бенефициар. Риторический вопрос — есть страна, которая население удвоила — и рядом страна, где численность молодежи упала за последние 10-15 лет вдвое упала и выросло число стариков. И по самым оптимистичным прогнозам детей будет еще меньше, а стариков — больше. Будет ли происходить естественное или неестественное замещение одного этноса другим? Ну собственно, кто был в бенефициаре евроинтеграции — Германии, тот ответ на этот вопрос как минимум подозревает.

Продолжение следует.
Alexander Chernykh
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: