Каждый день на планете продолжает идти война. Она началась давно и не заканчивается подписанием мирных договоров, просто принимает иную форму. Война — слишком выгодное дело, всегда есть выгодополучатели агрессии.
За последние века наиболее заметным агрессором-бенефициаром были Франция и Британия, а потом — США, как ментальная и культурная преемница Британской Империи. Можно смело назвать США самой воюющей страной последних 100 лет. И самой не боящейся проявить агрессию в любой форме. И самой наживающейся на войне (какую форму война не принимала бы).
Одним из аспектов войны (и как инструмент быстрого обогащения причастных к управлению оной) давно стали наркотики. Ещё Британская Империя с немалой выгодой для себя использовалаэтот инструмент в колониальных войнах. И США не могли не использовать столь результативное и выгодное для себя оружие. Наркотики и война стали сиамскими близнецами, они срослись настолько, что где есть один — там есть и другой.
Примеров можно привести массу, но один из самых ярких (и новых) — это текущая война в Афганистане. Для населения США, как страны, поток опиатов стал бедствием, но для бенефициаров — золотым дождём, даже ливнем.
Да, вместо опийного мака можно было бы выращивать что-то другое, но природные особенности Афганистана не особо подходят для большинства культур. Зато они хороши для мака и хлопка. Но афганский хлопок, как конкурент американскому?… К тому же, на хлопке невозможно обогатиться так быстро и так мощно.
И мир снов накрывает цунами «лёгких денег» — денег наркобизнеса, этого сиамского близнеца войны.
А при чём тут мода?
Будучи существом социальным по умолчанию, человек всегда позиционирует себя (так или иначе). Самый доступный метод позиционирования — это одежда/наряд. Такой метод не требует знаний, талантов, навыков, приложения усилий и т.д. 90% информации человек получает визуально (даже читая этот текст вы получаете прежде всего визуальную информацию). С раннего детства до смерти человек получает и обрабатывает некоторое количество визуальных образов, и чем больше визуальных образов он видел и обработал (даже осознанно не анализируя их), тем шире его восприятие, тем более разностронне его мышление. Ограничение количества образов неизбежно приводит к застою, к стереотипному мышлению (а зашоренный разум — это просто подарок манипуляторам всех мастей).
Война создаёт информационную волну, информационная волна создаёт новый визуальный образ. Визуальный образ — это самый явный показатель того, откуда пришла очередная волна «новых денег».
Вот один из примеров: 80-е годы прошлого века. США, посредством вмешательства ЦРУ и прямого давления на правительства ряда государств Южной Америки, поддерживает наркокартели. Цель: обуздать распространение «красных идей» на своём «заднем дворе» и не дать усилиться влиянию СССР в данном регионе. Картинка в американских СМИ в формате «мы боремся с наркотиками!». Однако, именно поддержка ЦРУ позволила ряду наркокартелей вырасти в монстра и сожрать более слабых конкурентов (подробнее см. тут, тут, а так же в книге «Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны», Уильям Блум).
Волна дешёвого кокаина (пришедшего на смену опиатам из Золотого Треугольника) накрыла США и привела «новые деньги». И сделала актуальным новый визуальный образ — латиноамериканский шик.
источник фото
Обилие золотых массивных украшений (сочетание золота с пластмассой стало приемлемо), яркие цвета, декор — вплоть до барочной избыточности, гипертрофированная сексуальность, элементы латиноамериканской этники (в орнаменте и крое).
Благодаря этому влиянию образ 80-х был столь карнавально-трешевым с почти клоунским диким макияжем, с причёсками, имитирующими буйную гриву латиноамериканских красоток, с миксом «милитари» (как отголоска непрерывной войны) и «чип-энд-шик».
Шик, который смотрится дешёвкой, представление о роскоши человека, не избалованного обилием визуальных образов, мыслящего в узких рамках культурной парадигмы своей среды.
Не менее показателен пример и с влиянием «новых денег» военной кампании США на Ближнем Востоке. Инфо-картинка сделала привычным то, что прежде было неприемлемо (вызывало снисходительную брезгливость) для американца или европейца — арабскую и пуштунскую стилистику.
Ещё 20 лет назад никаб был олицетворением средневековой дикости и символом борьбы за права женщин в арабском мире, а теперь корпоративный гигант, один из столпов глобализации, выпускает линейку спортивной одежды «халяль» (вызвав прогнозируемую волну негодования, которая послужит дополнительной бесплатной рекламой их продукции).
Штаны-афганьки стали настолько привычными, что не удивляют даже провинциалов и пожилых.
Инфо-среда, формируемая СМИ, сделал привычными не только образы далёких стран, но и усилила роль войны, как самого успешного продавца в истории человечества.
На войне зарабатывают не только производители оружия, логистические компании, поставщики техники, фармкомании и т.д. Война — это мощный генератор образов. Военные стояли у истоков такого явления, как «брендинг» , поэтому не удивительно, что им удаётся успешно играть на этом поле. Экспансионистская война прибыльна вне зависимости от состояния экономики. И не удивительно обилие желающих разделить успех.
ЖЖ: ko-mon