Семь лет спустя, тунисские креаклы грезят о революции

Активист(ка?) протестного движения Fech Nestanew во время празднования 7-й годовщины революции

14 января Тунис, колыбель «арабской весны», отмечал 7-ю годовщину революционных событий 2011г. — свержения авторитарного правителя Зин эль-Абидина Бен Али. Семь лет спустя, многие тунисцы считают, что революция получилась какой-то неоконченной, и разочарованная молодёжь этой страны устала ждать. Именно этот мессидж транслирует в массы протестное движение Fech Nestanew («Чего же мы ждём?»). Его активисты собрались на террасе с видом на авеню Бургиба, обсуждая план дальнейших действий. Ближайшая задача — заставить правительство отменить недавно принятый непопулярный пакет мер экономии, который лишь усугубляет продолжающийся экономический кризис в Тунисе. А в процессе, они рассчитывают поднять народное движение, по силе сопоставимое с событиями «Арабской весны» [в оригинале использована метафора «нагнать волну»].

А пока, главный приоритет движения — отладить коммуникационную стратегию. Сбившись в кружок, активисты живо обсуждают броские лозунги, темы для пресс-конференций и для обхода населения в бедных кварталах «от двери до двери». И все уверены, что надо поддерживать уровень присутствия в соцсетях. «Вот где наша сила: в сочетании уличной активности и движухи в соцсетях», — говорит Хенда Ченнауи, 34-летняя журналистка.

«Тунисцы недовольны»

Кампания, затеянная движением Fech Nestanew, находит отклик по стране. Удалось вывести людей на улицы в таких разных городах, как Гафса (на юге), Сфакс (на востоке) и Табарка (на северо-западе). Хотя движение декларирует независимость от политических партий, его уже поддержал ряд оппозиционных групп, включая левый Народный фронт и центристскую Республиканскую партию. Хотя ведущий профсоюз UGTT пока занимает соглашательскую позицию, ряд его первичных организаций примкнули к демонстрантам.

Ветеран протестного движения, активистка НКО Линда Бен Менни, начинавшая борьбу ещё при Бен Али, объясняет: «Тунисцы недовольны. Уж не знаю, видим ли мы зарю новой революции, но Fech Nestanew продолжают мобилизовать массы, и в столице и на периферии. Цели революции 2011г. не были достигнуты, особенно в экономике. Ситуация с каждым днём всё хуже, особенно в бедных регионах, в которых и началась революция. Для молодёжи в тех местах, ничего не изменилось.»

«Люди с хорошими лицами»: журналистка и блогер Хенда Ченнауи (в центре) держит речь на сходке активистов протестного движения Fech Nestanew

Унылые перспективы

В Тунисе приход демократии был относительно мирным, если сравнивать с другими странами «Арабской весны». Но хотя революция вселила много надежд, молодёжь Туниса всё ещё жалуется на отсутствие прогресса в вопросах гражданских свобод, коррупции, безработицы и растущей стоимости жизни. Из 11,4-миллионного населения страны, по официальной статистике, более 625 тысяч не имеют работы, — почти половина из них с дипломами о высшем образовании.

Те, кому посчастливилось найти работу, например, Линда Бен Менни, с трудом сводят концы с концами. В возрасте 34 лет, Линда получает 900 динаров в месяц (около 300 евро) как пресс-секретарь правозащитной организации Дустурна. Это примерно соответствует средней зарплате в Тунисе, но в столице на такие деньги не проживёшь, поэтому ей приходится ездить на работу за 25 километров из пригорода.

Линда рисует мрачные перспективы для тунисской молодёжи: либо протестовать на улицах, либо уходить в партизаны джихад, либо покидать страну, — даже с риском утонуть, пересекая Средиземное море. Но затем она, дочь политических диссидентов, с силой в голосе продолжает: «Несмотря на все трудности, есть такие молодые люди, которые создают стартапы, и которые помогают сообществам, и которые создают антитеррористические группы в самых глухих районах. И когда мы выходим и протестуем, мы делаем это, чтобы надавить на правительство и изменить положение дел.»

Кнут и пряник

Правительство, со своей стороны, старается задушить недовольство привычными методами. После недели протестов, иногда сопровождавшихся насилием, президент Туниса Беджи Каид Эс-Себси 13 января анонсировал ряд мер, включая бесплатное здравоохранение для безработной молодёжи и увеличение объёмов помощи нуждающимся. «[Какое там здравоохранение,] только лейкопластырь», — горько шутит Алаа Талби, директор Тунисского форума за социальные и экономические права. Он характеризует новый пакет социальных мер как «полумеры, чтобы заткнуть рот протестующим, не решая проблем».

Талби говорит, что злочинная влада правительство возвращается к авторитарным методам прошлого, пытаясь «криминализировать протестное движение». Намеренно смешивая в одну кучу демонстрантов и бунтовщиков, МВД Туниса откликнулось на протесты хэштегом: «Не громите нашу страну, вы нужны Тунису.» [«Вам нужны великие потрясения, нам нужен великий Тунис«.] Свыше 900 человек были арестованы с начала беспорядков. Многие из задержанных — подростки, они же дети, отмечает Талби, он озабочен произвольным характером арестов: «К протестам всегда прилипает немного хулиганов и провокаторов», — говорит он, — «Но мы не знаем, сколько из задержанных — хулиганы и бунтовщики, а сколько — просто демонстранты.»

Линда Бен Менни говорит, что молодых активистов Fech Nestanew не так легко запугать, её группа готовит новое масштабное шествие на 26 января (январь в Тунисе — традиционное время для демонстраций, «горячий сезон»). «Вы можете пытаться заставить тунисцев замолчать, арестовывать их, избивать, — но они будут сопротивляться», — предупреждает она, добавляя: «Не так легко изменить то, что сформировано годами диктатуры. Когда мы видим историю революций в мире, изменения не случаются за какие-то несколько лет. Это требует времени.» Вопрос только в том, может ли тунисская молодёжь ещё ждать?

Перевод:https://aftershock.news
http://www.france24.com


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: