Война наркомафий: темная сторона венесуэльской «революции»

Советника Трампа по нацбезопасности Джона Болтона заставли с блокнотом, в котором зоркие журналисты рассмотрели запись: «Афганистан — согласен на переговоры, 5000 солдат в Колумбию». Возможная отправка военных в соседнюю с Венесуэлой страну, в которой у США находятся базы, наделала в газетах шума. Знающие люди утверждают, что Болтон выдал «сенсацию» намеренно, чтобы предупредить Мадуро: США готовы на все, чтобы сменить власть в Венесуэле. И есть большая вероятность того, что смещать «узурпатора» будут руками и силами его соседей. Кирилл Бенедиктов рассказывает о сложных взаимоотношениях Колумбии, Венесуэлы и США, на которые влияют дела наркобаронов.  

Загадочная запись в блокноте советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, замеченная журналистами во время брифинга по Венесуэле – «5000 солдат – в Колумбию» взбудоражила мировую общественность. Действительно ли Вашингтон готов к силовой операции в Южной Америке или это блеф, цель которого — устрашить Мадуро и заставить его отдать власть самопровозглашенному «временному президенту» Венесуэлы Хуану Гуайдо? Был ли желтый блокнот Болтона открыт по недосмотру, или же это постановка для журналистов?

Министр иностранных дел Колумбии Карлос Трухильо немедленно заявил, что ему неизвестны значение и причины упоминания его страны в блокноте Болтона. Однако подчеркнул, что Колумбия планирует и дальше «политически и дипломатически» действовать в отношениях со своей соседкой Венесуэлой. Еще раньше военное ведомство Колумбии заявляло, что не планирует предоставлять США военные базы для вторжения в Венесуэлу и не готовит ввод войск.

Болтон с блокнотом.

В то же время сам Болтон на вопрос журналистов, рассматривает ли Трамп вариант военного вмешательства в Венесуэлу, ответил:

Президент четко дал понять: все варианты возможны.

Тревожным сигналом стало и назначение спецпредставителем США по Венесуэле Эллиота Абрамса. Этот старый вашингтонский «ястреб» еще при Рональде Рейгане курировал борьбу с коммунизмом в Никарагуа и Сальвадоре. Он был одним из самых ярых сторонников вторжения США в Панаму, пытался подтолкнуть к нему Рейгана, но тот уже был «хромой уткой», и осуществить мечту Абрамса довелось Бушу-старшему в 1989 г. Тогда американцы свергли правительство генерала Норьеги и установили в стране «демократию». Новый президент страны немедленно пошел на уступки США в вопросе о контроле над Панамским каналом, который Вашингтон после этого осуществлял еще целых 10 лет.

Пятидневной военной операции в Панаме предшествовало мощное политическое и экономическое давление, продолжавшееся почти год и включавшее санкции, запрет на оказание любой помощи Панаме и обвинение генерала Норьеги в торговле наркотиками. Второй главной целью вторжения — после «восстановления демократии» — было уничтожение международной сети торговли наркотиками, которая, по словам американцев, патронировалась Норьегой.

Спустя 30 лет приемы, используемые США для смены неугодных им режимов в Латинской Америке, ничуть не изменились, да и исполнители, как показывает пример Абрамса, остались теми же. Мадуро обвиняют в том, что он и верхушка венесуэльской армии, которая пока на его стороне в противостоянии с Гуайдо, «крышуют» многомиллиардный наркотрафик, превративший Венесуэлу в «наркогосударство» (narco-state – по аналогии с petro-state – нефтяным государством).

«Владимир Падрино – министр обороны Венесуэлы. Херардо Ранхель, генерал армии. Нестор Ревероль – бывший командующий Национальной гвардией, курирующий МВД. По данным Казначейства США (Минфина), они также являются наркоторговцами и взяточниками и действуют в рамках преступного предприятия, которым выступает режим Николаса Мадуро», — говорится в статье «Кокаин, взятки – как Мадуро держит своих генералов в строю», опубликованной на сайте Bloomberg 25 января и уже переведенной на испанский язык и перепечатанной на десятках интернет-ресурсов.

Владимир Падрино в окружении генералов.

 

Google на запрос Venezuela narco state выдает больше 400 тысяч страниц. Речь в основном идет о «Солнечном картеле» (Cartel de Los Soles), названном так из-за больших золотых звезд, которые носят на погонах генералы Национальной Боливарианской гвардии Венесуэлы.

Долгие годы главой картеля считался бывший вице-президент страны Диосдадо Кабельо, ныне глава Конституционной ассамблеи, но в последнее время власть в нем вроде бы перешла к нынешнему вице-президенту Венесуэлы Тареку эль Аиссами — ливанскому друзу с широкими связями на Ближнем Востоке. Для Вашингтона такая сеть, объединяющая почти всех врагов — от антиимпериалиста Мадуро до Ирана и Хезболлы — просто идеальная мишень.

Но, разоблачая «нарко-государство» Венесуэлу, США упорно забывают о другом крупнейшем игроке на этом поле — о Колумбии. Нетрудно догадаться почему: Богота — верный союзник Вашингтона, плацдарм, на который можно в случае необходимости запросто перебросить американские войска. Хотя и тут, конечно, не все так просто: в 2010 г. Конституционный суд признал незаконным соглашение о размещении в Колумбии семи военных баз США, о которых договорился с американцами тогдашний министр обороны Хуан Мануэль Сантос, большой энтузиаст военного союза с Вашингтоном. Но тесное взаимодействие США и Колумбии в сфере безопасности, а также подписанное в 2014 г. соглашение о сотрудничестве страны с НАТО облегчают проведение такого рода операций. Тем более что неофициально в Колумбии действует разветвленная сеть разведывательных агентств и спецслужб США (ЦРУ, РУМО, Управление по борьбе с наркотиками и т.д.), которые помогают правительству «бороться» с наркокартелями и партизанами.

На самом деле наркокартели Колумбии уже давно и плотно срослись с государственной машиной. В 2014 г. мэр Боготы Густаво Петро, бывший в молодости членом партизанского «Движения 19 апреля» и очень критично настроенный к истеблишменту, дал сенсационное интервью, в котором признал: Колумбией реально управляют наркокартели.

Наркобароны сосредоточили в своих руках власть над страной.

Густаво Петро.

По-настоящему серьезным врагом колумбийских наркокартелей были вовсе не США, а леворадикальные партизанские движения – FARC и ANO. Именно они контролировали плантации коки на востоке страны — там, где Колумбия граничит с Венесуэлой. В 1970-80-х гг. наркосиндикаты, такие как легендарный Медельинский картель Пабло Эскобара, нанимали партизан из FARC для защиты плантаций коки и лабораторий по переработке в глубине сельвы. Но с течением времени картели и FARC из партнеров превратились в конкурентов: партизаны создали собственную сеть распространения кокаина, а картели нанимали для защиты злейших врагов «левых» — антикоммунистические военизированные группировки.

В конце 1980-х – 1990-х годах в Колумбии велась настоящая война между картелями и FARC: в городах гремели взрывы и автоматные очереди, сельские районы страны и сельва на востоке были разделены на зоны влияния партизан и картелей, что серьезно мешало наркобизнесу. С приходом в Венесуэле к власти левого правительства FARC пользовался покровительством и поддержкой Боливарианской республики. Партизаны наладили связи с офицерами-пограничниками, охранявшими границу между Венесуэлой и Колумбией. Из коррумпированных пограничных подразделений наркотики стали проникать в города и порты Венесуэлы. По выражению журналиста Эктора Ландаэта, написавшего книгу «Чавизм, наркотрафик и армия», «гниль поползла вверх по служебной лестнице». Именно так, по версии противников Чавеса и Мадуро, возник «Солнечный картель», а Каракас стал злейшим врагом колумбийских наркобаронов.

Еще при Уго Чавесе правительство Венесуэлы объявило «крестовый поход» против колумбийских наркобаронов и арестовало десяток крупнейших боссов наркоторговли. Только в 2012 г. были пойманы самый разыскиваемый колумбийский преступник Даниэль Баррера Баррера, лидер колумбийской группировки Los Rastrojos Диего Перес Хенао, наркобароны братья Буитраго, владевшие десятком транспортных и строительных компаний и Венесуэле, и десятки других гангстеров помельче. Была ли это конкурентная борьба или же, как утверждают венесуэльские власти, они действительно объявили войну наркоторговцам? Так или иначе, у колумбийских наркобаронов на венесуэльские власти огромный зуб. Даже после того как FARC пошел на мировую с правительством Колумбии, бизнесу картелей продолжает мешать АНО — Армия национального освобождения, тоже пользующаяся поддержкой Каракаса. Сейчас эта группировка, насчитывающая в своих рядах около 1,5 тысяч человек, остается единственной революционной силой в стране, бросающей вызов правительству и стоящим за ним наркокартелям.

17 января серый «Ниссан Патрол», начиненный 80 кг взрывчатки, врезался в стену кадетской полицейской школы, убив 21 человека и ранив 68. Ответственность за взрыв президент Колумбии Иван Дуке немедленно возложил на АНО. Впрочем, спустя пару дней партизаны и сами взяли на себя ответственность за теракт. Армия и полицейские силы Колумбии были приведены в повышенную боевую готовность — и, что любопытно, продолжают оставаться в ней до сих пор. А министр национальной обороны Колумбии Гильермо Ботеро заявил на днях, что, по данным разведки, руководство АНО и ее лидер Густаво Кинчиа по прозвищу Паблито скрываются на территории Венесуэлы. Что это, как не повод для вторжения на территорию соседней страны, где как раз происходит «революция», направленная на свержение режима Мадуро?

США вряд ли заинтересованы в том, чтобы напрямую вмешиваться в венесуэльскую кашу, как это было на Гренаде в 1983-м или в Панаме в 1989 г. Венесуэльская армия представляет собой довольно серьезную силу, а преданность ее элиты президенту Мадуро (какими бы причинами она ни объяснялась) делает маловероятным сценарий точечных ударов силами спецподразделений. Пентагону придется разворачивать полноценную военную операцию со всеми вытекающими отсюда рисками. Трамп, который вообще не склонен к решению международных проблем военным путем, сейчас не в том положении, чтобы отправлять американских солдат в южноамериканские джунгли, откуда могут вернуться не все. Так что американцам гораздо выгоднее свалить грязную работу на своих колумбийских союзников, тем более что наркокартели кровно заинтересованы в том, чтобы уничтожить конкурентов из Каракаса. Диверсионные группы колумбийского спецназа в случае необходимости помогут «мирным протестам» сторонников Хуана Гуайдо. А если понадобится военное вмешательство, то его могут осуществить «миротворческие силы» Колумбии и Бразилии.

Если так, то строчка из желтого блокнота Болтона — это послание Белого дома, адресованное и Мадуро, и его противникам. Смысл ясен: в случае, если Мадуро не отдаст власть добровольно, ее у него отберут — скорее всего руками американских «прокси» в регионе. А то, что эти руки запачканы грязными деньгами наркокартелей, в Вашингтоне никого не волнует.

Кирилл Бенедиктов
https://ruposters.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: