Советские фильмы. Субъективные рекомендации. Часть шестая. Илья Рясной

Заключительная часть «диссертации».

О ПОГРАНЦАХ

«О чем шумит река» (1958) — мирная жизнь пограничников на службе в Армянской СССР.

«Пограничная тишина» (1965) —  пограничная жизнь туркменского аула

«Там, где цветут эдельвейсы» (1965) будни высокогорной пограничной заставы.

«Поединок в горах» (1967) — нарушение государственной границы

«Выстрел на границе» (1970) — будничные и тревожные дни пограничной заставы на отдаленной южной границе

«За рекой – граница» (1971) — будничные и тревожные дни пограничной заставы.

«Тайник у Красных камней» (1972) — перехват на государственной границе агента иностранной разведки.

«В добрый путь» (1973) — грузинский юноша призван служить в пограничные войска.

«Я – граница» (1973) — советским пограничникам удалось обнаружить и обезвредить агентов иностранной разведки.

«Я служу на границе» (1973) — будничная жизнь на пограничной заставе

«Гранитные острова» (1976)  — фильм о молодых пограничниках.

«Стрельба дуплетом» (1979) — на южной границе СССР забрасываются двое неизвестных.

«Контрольная полоса» (1980) — приключенческий фильм о пограничниках и о их агентурной работе.

«Люди в океане» (1980) — жизнь дальневосточной пограничной заставы.

«Тревога» (1980) — служба и быт капитана ПВ.

«Юрка — сын командира» (1984) — жизнь семилетнего мальчика на белорусской пограничной заставе.

«Груз без маркировки» (1985) — фильм о работе советских таможенников, не без участия ПВ КГБ СССР. Это где великий хохляцкий артист Горбунов играл, ныне отметился в сериале, где играет доблестного полицая из украинских карательный батальонов, усмиряющих Луганск.

«Тихая застава» (1985) — беспокойная жизнь пограничной заставы, молодой Серебряков.

«Родные берега» (1989) — попытка пресечения диверсии со стороны Ирана на строящейся электростанции

«Проект «Альфа» (1990) — пограничники ВМФ, пресечение попытки установления радиобуя иностранными разведками.

«Караван смерти» (1991) — противостояние прапорщика ПВ отряду диверсантов-наемников.

«Прорыв» (1992) — пресечение контрабандной переброски наркотиков через границу.

«Тринадцать» (1936) — «про погранцов, про пески в средней Азии. Как колодец от банды защищали. Крючков ещё молодой играл».

«Право на выстрел» (1981). «Шпионская движуха на дальневосточной
морской границе. И в экипаже пограничного корабля старпом-приспособленец, живущий по принципу «как бы чего не вышло». Из-за
его душевных терзаний едва не упустили главный разведывательный корабль шпионской группировки, нарушивший границу и поднявший из воды пловца-агента, выходящего с нашей территории… Так и не
показали, как же разоблачали липового матроса-агента…
Краешком показан незаконный лов морепродуктов японцами в наших
территориальных водах…»
ЗНАКОВЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Крик души комментатора:

«Нет Абдрашитова. Нет Шепитько. Нет Хуциева. Вообще никого человеческого почти нет».

Добавляем.

Фильмы Ларисы Шепитько.  «Восхождение» (1976) – про войну, мужество и предательство, отличная картина. «Ты и я» (1971) – про врачей, поиск назначения.

«Отдельно выделю три замечательных телевизионных двухсерийных фильма Михаила Казакова«Покровские ворота» (1982), «Безымянная звезда»  (1978) и «Визит дамы» (1989)».

«Автостоп» (1990) и «Родня» (1981) Никиты Михалкова В первом   хорош Гостюхин в эпизодической роли, в последнем   мощнейшие роли Мордюковой, Крючковой и Бортника. Затрещина выданная зятю эпична! Сцена объяснения мамаши и дочки под песню Бонни Эм «Санни» — без шуток, одна из сильнейших в советском кинематографе 80-х. Жизненная, не притянутая, две гениальные актрисы – и холодные глаза персонажа Феди Стукова, танцующего под западный шлягер.  Примечательно, что сработавшиеся на «Родне» Михалков, Крючкова и Адабашьян приехали на следующую свою кинокартину — и помогли созданию киношедевра — атмосферной «Собаки Баскервилей».

Даже «Очи черные» (1987) Никиты Сергеича —  еще неплохой фильм, пусть слабее предыдущих, но  и явно сильнее последующих.

Еще можно вспомнить его же «Без свидетелей» (1983) с шикарным Ульяновым.

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) с блистательными Табаковым и Богатырёвым».

«О фильмах Рязанова — забыты «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)«Забытая мелодия для флейты» (1987) — Филатов, земля ему пухом, реально мэтр, да и раскованная в шпагате и душой Догилева тогда заставляли трепетать»…

Марлен Хуциев«Июльский дождь» (1966), «Два Фёдора» (1958), «Весна на Заречной улице» (1956). И  другие фильмы. Такая тонкая  лиричная классика перехода эпох, уже начавшегося в шестидесятые психологического запустения.

«Олег Даль прекрасен в в сказках отметить: «Тень» (1971) и «Старая, старая сказка» (1969)».

«Прекрасный актер Михаил Ульянов. Не считая его ролей Г.К. Жукова (а там не менее полутора десятков фильмов будет), он еще и В.И. Ленина играл. И просто драматические роли: «Без свидетелей» (бесподобный полуторачасовый фильм на 2-х персонажей: Он — Ульянов, Она — Купченко), «Бег» с генералом Чарнотой, «Председатель», «Простая история»…

«Если говорить об экранизациях русской классики, то тут не пройти мимо кинофильма «Идиот» (1958) по Достоевскому с Юрием Яковлевым. И раз дошли до него, то тут потянется огромное число великолепных ролей и фильмов. Причем настолько разноплановых, что даже не верится, что их мог играть один и тот же человек.

«Выстрел» (1966) из повестей Белкина. «Идеальный муж» (1980) по О. Уальду. «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой.

«С Крючковым, то среди них необходимо было отметить фильм «Когда наступает сентябрь» (1975 г.). Он там на пару с А.Джигарханяном».

 

ПРО ЗАПАД

«А насчёт американцев — был ещё неплохой телефильм «Морской волк» (1990) Джеку Лондону.

По Марк Твену. Наишикарнейший говорухинский «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна» (1981) с Федей Стуковым и Владиславом Галкиным, и несколько неоднозначный, но таки американцами отмеченный фильм Данелии «Совсем пропащий» (1973), где его любимый актер Евгений Леонов в роли мошенника «короля» опять показывает голую задницу советскому кинозрителю, пока его не вываляли в смоле и перьях обозленные жители городка на Миссисипи.

«Опасный поворот» (1972) все по тому же Пристли. Милый семейный вечер, который может закончится трагедией. Сильная пьеса и не менее сильный фильм».

«Последнее дело комиссара Берлаха» (1972) – по Дюренматту, комиссар  швейцарской полиции борется с медиком-маньяком, бывшим эсесовским врачом.

«Физики» (1988) – тоже по Дюренматту, загадки, раскрытия, убийства.

По пьесам Моэма были удачные спектакли. «Театр» (1978)

«Вся королевскую рать» (1971) – экранизация известного американского романа про грязь их большой политики. Герой – вылитый Трамп, просто не успел президентом стать, грохнули.

«Богач, бедняк» (1982) – по Ирвину Шоу, хороший фильм.

«Ищите женщину» (1982). «Один из любимейших фильмов, камерная детективная история во французской нотариальной конторе. Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Александр Абдулов, Елена Соловей, Леонид Ярмольник.

«Множество театральных постановок, запечатлённых в виде телефильмов. «Пиквикский клуб» (1986) по Дикеккенсу, «Этот пылкий влюблённый» (1989) по Нику Саймону. «Дорогая Памела» (1985)  по Джону Патрику.

«У Калатозова помимо судьбоносных «Летят журавли», позже был снят совместный с буржуями переполненный буржуйскими и хорошими советскими актера классный фильм про спасение Нобиле «Красная палатка»(1969)

«Благочестивая Марта» (1980) – легкая комедия драматурга Тирсо Малино 17 века. Испания, студенты, женитьба и далее по списку.

Из той же оперы «Стакан воды» (1979) –французского драматурга Эжена Скриба. С Лавровым и Демидовой. Интриги, политика, любовные истории 18 века.

«Выигрыш одинокого коммерсанта» (1984)- «Юрский, Дмитриев, Полещук, при чем не в главных ролях..интрига однако..Правда режиссер – чилиец. И про Латинскую Америку»…

Экранизации Дюма. «Узник замка Иф» (1988) — с обладающим гипнотической мощью Авиловым…

 

КЛАССИКА

«Медведь» (1938) «Андровская и Жаров — это высший пилотаж!»

«Женитьба» (1936) по Гоголю.

«Женитьба» (1977) — художественный фильм по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя Режиссёр Виталий Мельников. «Классические экранизации бывают скучноватыми, фильмы, в которых подобран звездный актерский состав зачастую просто ужасные, но этот фильм удался. Борисов, Петренко, Крючкова и все остальные сыграли как надо. ыл на большом экране фильм «Женитьба» по Гоголю, с Леоновым, Крючковой и др. 1977 год. Запомнил оттуда один диалог. Девушка на выданье (Крючкова) советуется со свахой, как ей выходить за кого-то там, ведь тот всё время пьян и поговорить с ним нельзя, а хочется. Сваха говорит ей коронную фразу: «Ну раз-то в неделю он придёт трезвым — вот и поговоришь тогда». Все женихи под разными предлогами разбежались. Последний остался Петренко,   в последний момент передумал свататься и убежал в окно. Крючкова разревелась.

Добротный фильм, звёздный состав актёров, хорошая игра».

«Ревизор» (1956). «Но есть и фильм 1982 года со звездным составом.

По Чехову снято много фильмов.

«Свадьба» (1944). «С одним из самых сильных актерских составов советского кино. «А тигры в Греции есть?»

«Анна на шее» (1954). Ларионова, Жаров

«Попрыгунья» (1955). Самсонова.

Других классиков не обижали.

«Белый пудель» (1955) по Куприну, о жуткой несправедливости мира капитала и сословий.

«Метель» (1954) по Пушкину. «С завораживающе волшебной музыкой Свиридова».

«К классике можно еще отнести «Гранатовый браслет» (1964) по Куприну с очень приятным актерским составом.
Да, и когда еще Сергей Соловьев не вдарился в «Ассу» и подобное, у него вышел неплохой (и первый кстати) фильм «Егор Булычев и другие» (1971) по пьесе Горького, опять-таки с хорошими актерскими ролями: Ульянов, Васильева, Тихонов, Дуров, Ромашин, Копелян. Действие происходит в   1917-м году, перед февралем.»

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ, БИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

«Поэма о крыльях» (1979, Мосфильм) — про Туполева и Сикорского (от автора «Укрощение огня»). Снято красиво, но работа конструктора не показана.

«Как царь Петр Арапа женил» (1976) — про предка Пушкина эфиопа Ганнибала, которого прекрасно играет Высоцкий.

«Чокнутые» (1991). «На мой взгляд последний из достойных фильмов нашего кинематографа. После него уже полную фигню снимали.

Первая в России `чугунка` — железная дорога от Петербурга до Царского Села – была построена по инициативе австрийского инженера Герстнера. История умалчивает о том, какие почти фантастические события сопутствовали этому смелому предприятию».

«Моонзунд» (1987) Володарского, по Пикулю. «Великолепная игра Меньшикова, Гостюхина, книгу взахлёб читал, фильм слабее, конечно».

«Долгая дорога в дюнах» (1980). Долгий сериал о перипетиях жизни латышей с начала двадцатого века.

«И на камнях растут деревья» (1985). Совместное производство СССР и Норвегии. Как в языческие времена славянский парень попадает к викингам.

«Жуковский» (1950) — про развитие авиации.

«Табор уходит в небо» (1975) — про нелёгкую криминально-концертную жизнь цыган и их фанатов в позапрошлом веке, с красивой актрисой.

«Год как жизнь» (1966) Рошаля о Марксе. «В главных ролях: Карл Маркс — Игорь Кваша, Фридрих Энгельс — …Андрей Миронов»…

 

ФАНТАСТИКА

«Человек амфибия» (1961) – любимый фильм поколений.

«Небо зовёт» (1959) – «ходульно про спасение в космосе, хорошие спецэффекты от малоизвестных режиссёров с Украины, застёжка «молния», посадка на морскую платформу».

«День гнева» (1985) – про мутировавших медведей — сволочных и разумных.

«Таинственная стена» (1967) — про контактёров с неизведанным. серьёзно, уровень выше Соляриса на той же теме

По романам Стругацких.

«Отель «У погибшего альпиниста» (1979) – так себе.

«Трудно быть богом» (1989) — совместно с ФРГ. «Слабо очень, но на лучшее никто не сподобился».

«Лунная радуга» (1983) – по Павлову. «По тем временам зашло».

«20-минутный фильм «Математик и черт» (1972) просто великолепен. История о том, как математик Саймон Флэгг (Всеволод Шестаков) заключает сделку с дьяволом (Александр Кайдановский) о доказательстве Великой теоремы Ферма. Фильм снят в 1972 году и до доказательства Эндрю Уайлса оставалось еще 22 года. Основой для фильма стал рассказ Артура Порджеса «Саймон   Флэгг и дьявол».

«Зеркало для героя» (1987) Хотиненко. Фильм про замкнутую петлю времени. Перестроечные (или антиперестроечные) мотивы, но добротный.

«Посредник» (1990). «Очень неплохой, что крайне удивительно при годе его
выпуска — фильм. Стильный, достаточно цельный по сюжету, и держащий в напряжении до конца.»

«Третья планета» (1991) –а-ля Сталкер, про загадочную инопланетную зону и злых армейцев. Ничего так сделано.

 

КОМЕДИИ

«Неподдающиеся» (1959) — перевоспитание девушкой пары молодых рабочих на станкозаводе.

«Семь нянек» (1962) — про перевоспитание юного жулика, уровень Гайдая.

«Гляди веселей» 1982 г (три серии) о  Ходже Насреддине. «Хорошая картина».

«Тридцать три» (1965) Данелии – не самая удачная его вещь, актёрские работы прекрасные.

«Прохиндиада, или бег на месте» (1984) — про приспособленца Калягина с кучей связей.

«Лёгкая жизнь» (1964) — про цеховика из ателье, который бросил науку ради лёгких денег, с блестящим Яковлевым

«Сердца четырех» (1941) с Целиковской, Серовой и др. «Наивный и смешной, мне он всегда нравился. «Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит»…

«Антон Иванович сердится» (1941) с той же Целиковской. «Про легкую и серьёзную музыку, не считая взаимоотношений между людьми. «Композитор» Керосинов в исполнении Сергея Мартинсона очень запоминающийся, и очень жизненный приспособленец. «Музыку нужно не сочинять, а изобретать» – оттуда».

«Мой нежно любимый детектив» (1986). «Сценарий Г.Горина и А.Хайта. В ролях — Е.Васильева, В.Гафт, В.Невинный, О.Волкова и др. Сюжет — вместо всем известным Шерлока Холмса и Джона Ватсона в Лондоне живут и применяют дедуктивный метод Шерли Холмс (Васильева) и Джейн Ватсон. А противостоит им инспектор Лейстред (Гафт) из Скотленд-Ярда. Фраза оттуда: «И вот появляюсь я — на белом коне!»

«Игра на миллионы» (1991) – перестроечная комедия, рэкет, бандитизм, чтобы, значит, народ привыкал.

«Вокзал для двоих» (1982) Рязанова.   

 «Старый новый год» (1980)   — отличная лирическая комедия, куда лучше «Иронии».

«Мудромер»(1988). с Брондуковым . «Очень его не любят нынешние власти. С ним же комедия — «Раз на раз не приходится» (1987)».

«Верные друзья» (1954). Очень добрая комедия Калатозова по опальному Галичу, чуть позже свихнувшемуся на ненависти к сталинизму.

«Энергичные люди» (1974) по Шукшину.

«Человек ниоткуда» (1961). Про первобытного человека, попавшего в наш век. «Смотрибелен даже сейчас, интересный актерский состав».

«Джек восьмеркин американец» (1986) — про американца в колхозе.

«Где находится нофелет?» (1988). «Незамысловатая комедия про застенчивого и робкого взрослого дядьку (Меньшов) и его разбитного двоюродного брата (Панкратов-Черный). Ну и с последним целая россыпь фильмов (мне они не нравятся, но это дело вкуса) : «За прекрасных дам» (1989,, «Артистка из Грибова» (1988), «Бабник» (1990)».

«Укротительница тигров» (1954) — в копилку веселых комедий 50-х с Касаткиной, Кадочниковым и Леонидом Быковым.

«Анекдоты» (1990) — с Абдуловым.

«Ход конём» (1962) — эксцентрическая молодежная комедия с Крамаровым.

И после «Карнавальной ночи» было снято её продолжение с тем же Огурцовым-Ильинским. «Старый знакомый» (1969).

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ФРИВОЛЬНЫЕ

«Звезда и смерть Хоакина Муриетты» (1982). Абдулов, Караченцов.

«Вспомнились еще два не слишком известных фильма: «Путешествие мсье Перришона» (1986) — простенький водевильчик на банальную идею выбора жениха для дочери из 2-х претендентов. Веселый, беззаботный. Каким и должен быть водевиль.

«Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980).  Джордж Кэттл — строгий и скучный человек, управляющий местного банка, который живёт по неукоснительному распорядку. Но в один прекрасный день происходит чудо. Когда мистер Кэттл, как обычно, шёл на работу к 9:00, он вдруг услышал внутри себя голос. Через несколько секунд жизнь его бесповоротно изменилась.

«Ханума» (1978) – грузинская музыкальная комедия. «Главная роль, разумеется, женская, самой Ханумы. В исполнении Людмиды Макаровой. А жениха играет бесподобный Владислав Стржельчик»…

«Не бойся, я с тобой» (1981) – азербайджанский комедийно-революционный фильм-мюзикл. Как ни странно, вышел вполне себе.

И он не один такой.

«Опасные гастроли» (1969) — с Высоцким в роли законспирированного большевика под прикрытием кабаре. Историко-революционный водевиль.

 

ФАНТАСМАГОРИИ, УЖАСТИКИ И ФИЛЬМЫ-КАТАСТРОФЫ

«Еще один жанр, название которому фантасмагория — «Новые Приключения янки при дворе короля Артура» (1988). Недооценённое» и весьма непонятное, но завораживающ»…

«Господин оформитель» (1988) Тепцов. «Стильный фильм с гениальной музыкой»…

«Фильм с музыкой Сергея Курехина и костюмами Ларисы Конниковой,  актерским дебютом Виктора Авилова, неплохим видеорядом с использованием картин европейских художников. Смысл и сюжет этого фильма обсуждать бессмысленно, просто красиво сделанная сказка-страшилка «про декаданс»

«Крайне оригинальные (в смысле мало, что было похожего) и прекрасные фильмы Сергея Овчарова «Небывальщина» (1983 г.) — по мотивам русского фольклора — и «Левша» (1986 г.) – по одноименной повести Н.Лескова.

Оба фильма были заплёваны киношной братией, как «слишком русские». А фильмы тем и хороши!

В постсоветские времена у него была экранизация «Про Федота-стрельца» Л.Филатова (2001)»..

«Псы» (1989) Светозарова.  На экране высохший Арал. Псы-людоеды. «Крепко снятый, небогатый собственно ужасами, но жуткий донельзя. Именно после просмотра этого фильма я вдруг осознал, что история дала трещину».

«Черный замок Ольшанский» (1984) и «Дикая охота короля Стаха» (1979) – про всякие чудеса в белорусских чащобах.

«34-й скорый» (1981) – про пожар в поезде.

 «Поезд вне расписания» (1985) – про ужасы в потерявшем управление поезде.

«Прорыв» (1986) —  фильм о ленинградском метро и прорыве плывуна (реальный случай). О.Борисов там играет какого-то руководителя.

 

Фильмы про природу и животных

Друг (1987). «Люди, собаки, и о том, как порою трудно остаться человеком. Это кино просто вцепилось в меня, ей-богу. Вот не фанат кино вроде «Белого Бима», но это кино досмотрел до последней строчки. Или оно досмотрелось мною. В любом случае, впечатление оставило неизгладимое».

«Годен к нестроевой»  (1968)

«Приключения 4-х друзей» (1980).

«Боба и слон» (1972)

«Дай лапу, Друг» (1967)

«Где ты, Багира?» (1977)

«Безумная Лори» (1991)

«Браслет-2» (1967)

«Каждый охотник желает знать» (1985)

«Девушка и Гранд» (1982)

Целая тетралогия про рысь:

«Тропой бескорыстной любви» (1971)

«Рысь выходит на тропу» (1982).

«Рысь возвращается» (1986)

«Рысь идёт по следу» (1994)

«Фильмы по рассказам Сетона-Томпсона. Считаю все это надо обязательно показывать детям и внукам, а еще лучше просматривать с ними вместе или всей семьёй»:

«Мустанг-иноходец» (1975)

«Домино» (1973)

 

Фильмы и мнения, может быть спорные, добавленные в последнем обсуждении.

«Ночной мотоциклист» (1972), ЧБ фильм. «Про милицию и следователей. Следователь ставил следственные эксперименты. Оценка на 4».

«Ночное происшествие» (1980) — про аферистку, пытающуюся путем обмана раздобыть новые документы. В ролях Галина Польских, Алексей Жарков, Петр Вильяминов.

«Допрос» («Азербайджанфильм», 1980) «Кинематограф окраин, но всё равно советский. По сценарию Р. Ибрагимбекова, соавтора сценария «Белого солнца пустыни». Александр Калягин играет следователя — азербайджанца по делу цеховика, что уже интересно, а великий Евгений Лебедев старого урку, сокамерника цеховика. О фильме писали — смело, мол».

«Слезы капали» (1982  Данелия), «стал для меня открытием».

«Следопыт» (1987) – про индейцев.

«Золото» (1969) с Наталей Варлей.

«Полонез Огинского» (1971).

«Попутного ветра, Синяя птица!» (1967).

«Змеелов» (1985) с Михайловым. Жизненно. Про московскую торговую мафию.

«Волшебная лампа Аладдина» (1967) с фразой «В Багдаде всё спокойно…»

«Новый Гулливер» (1935) «с фразой «моя лилипуточка, приди ко мне…»

«Хроники пикирующего бомбардировщика» ( 1967) – с Далем.

«А зори здесь тихие» (1972).  «Я чувствовал себя буквально больным после фильма. У меня не было никаких сомнений о том, что это был настоящий подвиг.

«Обратной дороги нет» (1970). «Запомнилось как образец настоящего героизма, который остался в памяти».

«Сказка о звездном мальчике» (1984).

«Завтрак на траве» (1979) — музыкальный детский фильм.

«Пропавшая экспедиция»(1975).

«Золотая речка» (1976) реж. Дормана. Его же четыре фильма с Георгием Жженовым про разведчика Тульева.

«Лидер»(1984) — «на подростковую тематику. О том, как плохо быть м… чудаком, пусть даже и семи пядей во лбу».

«Большое космическое путешествие» (1974). «Хороший детский фантастический фильм. Из особенностей — бесподобная музыка Рыбникова, которая является, по сути, стержнем всего фильма. Фильм стоит посмотреть, хотя бы, ради  музыки».

«Волшебный голос Джельсомино» (1977).

«49 дней» (1962) — баржу с четырьмя молодыми солдатами унесло в открытый океан, позже её заметили американские лётчики
«Разные судьбы» (1956) – «Из советских воспитательных фильмов о молодёжи».

«Мачеха» (1973) – «Фильм про семейные отношения»

«Евдоким и Евдокия» (1961).

«Тим Талер, или Проданный смех» (фильм-спектакль, Ленинградское ТВ, 2 серии, 1970) и «Проданный смех» (двухсерийный музыкальный телефильм, 1982), поставленные по мотивам сказки Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» (1962).

«Фильм «Проданный смех» 1982 года категорически не понравился по следующим причинам:

Попытка втиснуть сюжет в модное тогда прокрустово ложе мюзикла, причём бездарного. Может ли кто-нибудь вспомнить навскидку хоть одну мелодию или песню из этого фильма, которыми он набит, как консервная банка несвежими кильками, и которые только затягивают сюжет?

Излишняя инфантилизация сюжета. Главный герой — не мальчуган-первоклассник, а отрок вполне уже пубертатного возраста, с не по возрасту зрелой психикой, да и вызовы пред ним жизнь ставит вполне уже взрослые, а действие, разыгрываемое вокруг него взрослыми героями, напоминает детсадовский утренник.

Тот случай, когда экранизация гораздо слабее книги, причём именно по вине сценаристов.

«Неотправленное письмо» Калатозова (1959). «Интервью Иннокентия Смоктуновского, в котором он отзывается об этом фильме, как о самом драматическом и морально напряжённом в своей актёрской карьере. Полез посмотреть. Странности начались с самого начала. При звёздном составе (режиссёр — Калатозов, в ролях Смоктуновский-Самойлова-Василий Ливанов-Урбанский) фильм не снискал призов на зарубежных киноподиумах, хотя и выдвигался, да и в отечественном прокате не замечен от слова «совсем», даже на ретроканалах. Посмотрел я его…

Четыре геолога отправляются в экспедицию, в тайгу, искать алмазы, заведомо в один конец, ибо осень, скоро зима и пипец. Несмотря на предсказуемый прогноз, все необоснованно радостны и даже, местами, разбавляют трудовые будни лавсторями и сценами ревности. Алмазы находят, а потом предсказуемо приходит пушной зверь — лесные пожары, поломка рации, голодуха, заморозки, снег. В общем, все умерли.

Резюме:  внезапно выяснилось, что наш великий мэтр Калатозов был не чужд пользованию клише: пара влюблённых лежала во ржи жила себе и жила полноценной счастливой жизнью, у них вот-вот, но тут случается НЁХ (война, лесной пожар, катастрофа дирижабля*) => траурный марш Шопена, неродятсянашидетинеподарятнамцветы, море слёз и соплей. Один раз срабатывает (в Журавлях), затем вызывает отторжение. Фильм прокатили на зарубежных площадках, скорее всего, не только по этой причине: герои картонны, поступки их предсказуемы, нарочиты, неестественно пафосны, да ещё и бестолковы. Нашёл причину, по которой в СССР и в РФ фильм не показывали и вряд ли будут показывать массово.

Не знаю, неумышленный ли это косяк режиссёра/сценариста, или злонамеренный плевок творческого интеллигента (1959 — время такое настало, осмелели после сталинского гнёта с последующим разоблачением), но суть вот в чём: герои идут по тайге, прямо по лесному пожару, как Иваны-дураки в русской сказке, и по рации вызывают базу, просят о помощи. А рация поломатая, работает в один конец: их не слышат, но для бодрости в урочные часы вещают им всяческие здравицы, типа, «Слава советским геологам!», «Отечественные алмазы нужны стране, как воздух!», «Да здравствует героический труд(?!) самоотверженных строителей коммунизма» и т.п.. Через несколько дней уставшие от этой «Пионерской зорьки» геологи выкидывают надоевший бесполезный гаджет и уходят навстречу судьбе, а он продолжает своими издыхающими батарейками бубнить пропаганду четвероногим обитателям тайги.

Так вот, в процессе попыток налаживания связи выясняется, что позывной геологической группы — «Октаэдр», а позывной базы, не много ни мало — «РОДИНА»! И из бесполезной рации на головы измождённых закопчённых геологов минут 20 сыплются бодрые, но бесполезные передовицы-агитки с предисловием:

«ГОВОРИТ РОДИНА! Блаблаблабла…..»

Ну, и в какие времена можно выпускать эту шнягу на экраны?! Думаю, ни в какие.

Мусор, латина, бездарная соплевыжималка, да ещё и со здоровенной фигой в кармане.

«По главной улице с оркестром» (1986) – с Борисовым.

«Волчья яма» (1983). «Нигматулин просто умница! Про матерого фрунзенского уголовника и ничего (до поры до времени не подозревающего Талгата).

 «Если позовёт товарищ» (1963) «По повести «Если позовёт товарищ». Сценарий и постановка Г. Товстоногова. Центральная студия телевидения.

«Завтрашние заботы» (1963) «По повести «Завтрашние заботы». Сценарий Б. Метальникова, режиссёры Г. Аронов, Б. Метальников. Ленфильм».
«Хлеб на воде» (1974) «По повести «Кто смотрит на облака». Сценарий и постановка В. Геллера. ЛенТВ)

«Ещё о войне» (1980). «По рассказу «Ещё о войне». Сценарий и постановка Д. Карасика. ЛенТВ»

«Кошкодав Сильвер» (1988). «По рассказу «Кошкодав Сильвер». сценарий и постановка Ю. Елхова. Беларусьфильм».

«Две жизни» (1961).  Начало 1960-х годов. Во французский порт заходит советский круизный лайнер. Трое мужчин сходят на берег и заходят в
небольшой ресторанчик. Один из них, Семён Востриков, пожилой уже человек, рассказывает своим молодым спутникам историю его участия в революционных событиях 1917 года. И встречается со своим антагонистом.

«Стюардесса» (1967). «Обалденная актерская работа Аллы Демидовой».
«Что такое теория относительности» (1964). «Все та же Демидова».

«К классике можно еще отнести «Гранатовый
браслет» по Куприну с очень приятным
актерским составом.

Да, и когда еще Сергей Соловьев не
вдарился в Ассу и подобное, у него вышел
неплохой (и первый кстати) фильм «Егор
Булычев и другие» по пьесе Горького,
опять-таки с хорошими актерскими ролями:
Ульянов, Васильева, Тихонов, Дуров,
Ромашин, Копелян. Действие происходит в
1917-м году, перед февралем.

Илья Рясной
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: