Триллионы виртуальных фанатов

Наверное, каждый, кто интересуется политикой в нашей стране, слышал факт, звучащий как шутка — “кандидат в президенты Ксения Собчак набрала на выборах голосов меньше, чем у нее подписчиков в Instagram”. Многие, интересующиеся украинской политикой, в курсе того, что в последних выборах в Раду участвовала партия популярного видеоблогера Шария.

Ее результат — 327 тысяч голосов. Значительно меньше, чем подписчиков у блогера (тех порядка 2.2 миллиона, и каждый ролик собирает под полмиллиона просмотров регулярно, самые популярные ролики — два и больше миллиона).

Многие, кто следит за событийной лентой, наверное слышали, что в августе в Москве анонсировался митинг оппозиции. По подсчетам самой оппозиции — на митинг пришло 50 тысяч человек. Официальные подсчеты давали цифру в 12 тысяч. Но — на митинг призывали прийти известные в медийных кругах люди. Вот такая табличка, например, ходила

— а писали и о 70 миллионах подписчиков даже.

Можно вспомнить и еще более курьезный случай, когда массированная вроде бы поддержка в интернете вышла абсолютным пшиком в реальном мире. Youtube-канал “Артподготовка” и Мальцев (канал был запрещен в РФ) — на пике популярности ролики регулярно собирали по 150 тысяч просмотров, а отдельные “лучшие” ролики — за полмиллиона и больше. Блогер призывал к несанкционированным акциям — и конкретную дату называл. Конкретно говорил, что вот 5 ноября 2017 года будет революция. Всего в этот день полиция задержала несколько больше 400 человек, но большинство отпустили — больше, чем на один день были задержаны 112 человек (по данным оппозиции, то есть реально возможно еще меньше).

Вроде б можно сделать вывод, что политическая активность в интернете, блогерство — плохо конвертируются в реальную жизнь? Давайте не будем спешить с выводами.

Был достаточно известный случай с фильмом — “Взломать блогеров”. Когда сделали полуфильм-полумультик совершенно отвратительного качества, и в прокате он собрал примерно ничего.

Тогда много писали, что продюсеры фильма деньги, предположительно, распилили. Возможно, что-то и распилили — но сама идея-то выглядела, на первый взгляд, рабочей. Взять на главные роли видеоблогеров с миллионами подписчиков, и с этого заработать денег. Саша Спилберг — миллиард (!!!) просмотров на youtube, 6.4 миллиона подписчиков. Ивангай — 3 миллиарда просмотров, 14 миллионов подписчиков. Марьяна Ро — 6.8 миллиона подписчиков. Фильм посмотрела 21 тысяча зрителей. Сказать, что фильм не стали смотреть, потому что он плохой был — нельзя. Какой бы мега-плохой фильм не был, об этом зрители узнают после премьеры. Как минимум в первые два дня должен был бы быть поток зрителей. Но — не было.

Примерно в то же время был и другой, похожий эксперимент с участием видеоблогеров в кино. “Дизлайк” — Мария Вэй в главной роли, 4 миллиона подписчиков у девушки, фильм посмотрело 50 тысяч зрителей.

Еще один, совсем свежий пример. Согласно Форбс самый богатый и популярный видеоблогер России в этом, 2019 году- Анастасия Ивлеева. И в этом году вышел сериал с девушкой — “Туристическая полиция”.

Деньги тут явно не воровали — сериал выглядит вполне себе на свой средний бюджет. Интереса у публики сериал не вызвал никакого. Главная роль, девушка много бегает в купальнике — а зрительского отклика не было, немногочисленные отзывы — негативные. 11 миллионов подписчиков на Instagram на один канал, и еще три миллиона — на второй.

Можно еще вспоминать и вспоминать похожие случаи, но думается, и приведенного более чем достаточно. Самые разные люди — политики и подростки, красивые женщины и немолодые полные пенсионеры становятся популярными в соцсетях — но эти популярность как-то не конвертируется в коммерческих или политических проектах вне соцсетей.

Есть ли обратные примеры? Разумеется — президент США Трамп из самых известных. Человек вел шоу на ТВ (“Стажер” и конкурсы красоты в частности), человек известный микроблогер в Twitter, человек также книги писал и в конечном счете победил на выборах. Вот только человек никогда не позиционировался как блогер, и его блог — некое дополнение к какой-то иной деятельности, но не наоборот.

А если перейти к нашим примерам — мы видим, что некий человек имеет много-много фоллоуверов, подписчиков, просмотров в соцсетях. Но это самое множество не конвертируется в какие-то коммерческие или политические действия этих его подписчиков.

Можно предположить, что блогера Шария смотрят граждане России, поэтому и не набралось у него вна Украине избирателей. Можно предположить, что подписчикам нравится Ксения Собчак, как женщина, а как политика они ее видеть не желают. Но предположить, что у человека с молодежной и неполитической аудиторией в десятки (!!!) миллионов человек не наберется и сотни тысяч желающих посмотреть фильм от вроде бы любимого персонажа … это ну нелогично как-то.

То есть это или очень специфическая аудитория, которая в принципе не воспринимает ничего, кроме того же youtube (такие люди есть и их немало) — или же никаких десятков миллионов людей нет, а есть боты.

Небольшое отступление. Рэп-батл Гнойного (Славы КПСС) против Оксимирона (о котором мы уже говорили в политической части статьи) собрал на youtube 43 миллиона просмотров.

Про этот батл слышали даже очень-очень далекие от рэпа люди. О батле писали ведущие российские издания и многие зарубежные. Первый канал уделил событию 10-минутный репортаж. У батла есть отдельная страничка на википедии. Депутаты Госдумы (!!) батл комментировали. Об этом событии по сей день упоминают как о некоем этапе в российской музыкальной индустрии. Как признавался в интервью спустя пару лет Гнойный — батл сделал его богатым человеком, его по сей день узнают на улицах, зовут в рекламу и в разные медийные проекты. И в общем ровно то же происходит и с другими роликами, которые действительно идут в народ — если песня набрала много просмотров (несколько десятков миллионов) — вы услышите ее из каждого утюга.

У отдельных персонажей, которых мы упоминали в обзоре — миллиарды (!!!) просмотров. То есть или их клипы смотрит вся страна и все соседние страны от мала до велика — или есть какое-то упортое ядро фанатов, которые смотрит каждый ролик по тысяче раз. Или — или же смотрят исключительно боты, процентов эдак на 99%.

Собственно — время от времени появляются сообщения в стиле “Facebook удалил 2 миллиарда фальшивых аккаунтов, но проблема только усилилась”. Думается, в этом немалое лукавство есть. Ведь множество просмотров и подписчиков — это плюс к карме не только самого блогера, но и социальной сети, в которой он раскручивается. Социальной сети выгодно показывать бОльший охват аудитории. Социальной сети выгодно оповещать, что в сети миллиарды человек активно общаются, потребляют контент и рекламу. От этого показателя зависит капитализация таких компаний, то есть практически — зарплаты всех причастных. От этого приток рекламодателей зависит. В таких условиях — кто будет резать курицу, несущую золотые яйца? Кто будет сокращать объем ботов? Официально — будут очистку от ботов декларировать. Фактически — “сократили, но проблема усугубилась”.

И да — гласных методов верификации не существует. Точнее — в распоряжение независимых наблюдателей не предоставлено. То есть все эти цифры со многими миллиардами — исключительно по подсчетам неких алгоритмов. Стоит ли верить этим алгоритмам?

И резюмируя — любые цифры лайков, подписчиков и иных показателей интернет-активности стоит принимать очень критически. Имея в виду показатели реальной жизни, и сравнивая с ними. Ну ведь действительно — будь у какого-то российского медийного персонажа несколько миллиардов просмотров — о нем мы бы слышали в несколько раз чаще, чем о действующем президенте, а то и президентом бы такого персонажа выбрали. Даже невзирая на то, что его основная аудитория — девочки-подростки. И если в реальности на фильм такого человека приходит 20 тысяч зрителей — значит кто-то завышает показатели популярности человека на пару порядков как минимум. Из этого и стоит исходить. Так что — если завтра блогер Кошмарий наберет 100 миллионов подписчиков и 100 триллионов просмотров — это будет лишь повод к тому, чтобы меньше смотреть социальную сеть этого блогера вам.

Мне робот предлагает тест: 

чтоб доказать, что я не робот, 

я должен идиотский текст 

распознавать ему на пробу! 

Он шлет конверты, SMS, 

он требует любви как мама. 

Он окопался в куче мест. 

И это не считая спама!

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: