Дорогие друзья, между прочим, 31 января. Brexit. С сегодняшнего дня в Евросоюзе на один штамм коронавируса будет меньше.
Но сейчас не об этом.
Не знаем, помните вы или нет, но 100 млрд лет назад, ближе к концу нулевых, люди прогрессивного склада ума восторгались транснациональным «хайтеком», к которому принято было относить такие компании как Фейсбук и Твиттер.
Совершив очередной акт поклонения модным тогда идолам, уверовавшие вытирали салфеточкой липкую ладошку, потом проступившую на лбу испарину, и облегчённо выдыхали: молодец Цукерберг, такой бизнес построил!
Потом у компаний были выходы на IPO, делёжка глобального рынка рекламы и дерзкие заходы на оранжевые революции. Это когда, например, в конце 2011 г. в ФБ-группе организаторов протестов на Болотной за сутки нарисовалось около 60,000 участников. Для понимания: даже 9 лет спустя подобную динамику иначе как подозрительно бешеной не назовёшь. Но тогда мир был молод и весел, и воодушевлённых мамкиных казнил такие мелочи вообще не интересовали. Ну, да, на московский марш вписалось пол-Прибалтики и треть Львiвской области, ну и что, зато вся Россия с нами, Путину Ходи.
Считалось, что Фейсбук и Твиттер – идеальная среда для общения и координации простых людей с честными и добрыми лицами. Современные. Технологичные. Неостановимые.
Чтобы разобрать, почему в долгосрочной перспективе компаниям вроде Фейсбука работать будет всё сложнее, повторим азы.
— ФБ живёт и процветает за счёт набора аудитории. Аудитория – это реклама. Причём, компания продаёт как рекламодателя пользователям, так и пользователей – рекламодателю, выливая вовне данные сотен миллионов подписчиков. Офигенная схема.
— Нет аудитории, падает выручка, падает прибыль. В суровом капиталистическом мире, если ты уже вышел на IPO, падение выручки и прибыли автоматом бьёт по капитализации компании. А для структур вроде Фейсбука, не владеющих заводами, самолётами, вокзалами и пароходами, подписчики и капитализация – единственное, чем можно хвастаться инвесторам.
Так вот.
Но добро пожаловать в капитализм, Цукерберг, сука, расходы Facebook выросли почти на 51% (до $46+ млрд) из-за затрат на безопасность и пользовательскую приватность.
Почему негатив в глазах рынка перевесил позитив? У нас есть версия.
Расходы Цукербука на безопасность в будущем будут всегда расти, а аудитория (а с ней и выручка) — хрен знает. Аудитории уже почти 3 млрд, практически полмира. Если Китай не откроет свой рынок (нужен спойлер?), взрывного роста подписчиков уже не будет.
А вот ограничений на работу с каждым годом всё больше.
— национальные правительства требуют локализировать и обезопасить пользовательские данные. Согласишься – выхватишь от Конгресса США и пользователей. Нет – выхватишь от нацправительств. Особенно европейских — в виде размытых нормативов GDPR и налоговых проверок. Зарабатываешь деньги в Европе? Плати.
— компания за 10 лет показала, что не способна справиться с утечками пользовательских данных, штрафы за которые измеряются миллиардами долларов. При этом варианта не вкладываться в прайвэси и секьюрити нет – этого требуют все страны.
— в США на компанию давят требованием запретить политическую рекламу. Додавят в США – будет прецедент для любой другой страны. Отъедет крупный кусок рекламного пирога.
— растущая конкуренция. TikTok, WeChat, VK и даже телега привлекательнее ФБ отсутствием мутных ограничений.
Это не значит, что ФБ завтра умрёт. Более того, после обвала курса и до президентских выборов в США можно даже прикупить акции.
Но демаркация национальных границ в виртуальном пространстве со временем обязательно поставит транснациональный хайтех на место. Любой.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959