Блогер Василий Уткин как зеркало российской либеральной интеллигенции. Александр Халдей

В романе Ильфа и Петрова был прорисован такой типаж – московский интеллигент эпохи НЭПа Васисуалий Лоханкин, всю жизнь искавший сермяжную правду и страдавший от окружавшей его грубой действительности. Герой, постоянно воспроизводимый в русской литературе, и потому в жизни: до революции им был Обломов, при социализме – альтист Данилов, а в современном российском НЭПе его прообразом стал некий блогер под именем Василий Уткин, несколько перезрелый персонаж с одутловатым лицом и недельной щетиной. Василий выступил с кратким заявлением, видимо, составляющим его нравственное кредо, в котором он взыскует всяческой правды, как града Китежа, но правда не даётся ему. И потому Василий страдает.

«Вопрос сейчас только один: государство, ты вот мне сейчас на кой в данный момент?» – драматически вопрошает Василий и перечисляет множество пунктов, в которых показывает, как ему задолжало государство, и как он устал терпеть эту задолженность.

«Я, в принципе, сам бы дома отсиделся, наверное» — Василий не уверен, но допускает в себе при определённых обстоятельствах такую силу воли. «Я бы отсиделся и в других ситуациях, но я в конечном итоге много лет, десятилетий всё тебе скидываю и скидываю долю своих заработков, какую-то часть денег ты у меня забираешь само, и никогда я их больше не увижу, я имею в виду так называемый пенсионный фонд. И никто их никогда не увидит, это совершенно очевидно. Так это всё ради чего? Ради того, чтобы потёрли репу, напомнили мне про каких-то кипчаков, и на этом разошлись, что ли? Я за свой счёт сижу дома, сам себя запер, за квартиру плачу, все налоги и так далее. Это то, ради чего я отстёгивал все налоги каждый месяц? Лет 30? Как-то я разочарован всеми этими обстоятельствами. Мне такое государство не нужно».

Остап Бендер в такой ситуации советовал Михаилу Самуэлевичу Паниковскому: «Обратитесь во всемирную лигу сексуальных реформ, там вам помогут». Чтобы нам понять, как помочь и что посоветовать блогеру Василию Уткину, у которого ни много ни мало треснула вера в человечество и его порождение – государство, нужно понять, что Василий Уткин хочет. Из его спутанной речи это понять совершенно невозможно.

Хочет ли он свободы от карантина в разгар эпидемии? Или он требует полного пенсиона? Может, ему нужна свобода эмиграции? Или сексуальные реформы, позволяющие скоротать время самоизоляции? В чём оскорблён в лучших своих чувствах блогер Василий Уткин, не понятно.

И это весьма показательный штрих к психологическому портрету того специфического слоя, коим является современный городской хипстер, выросший из разночинной, а после провинциальной советской интеллигенции, которая при советах жила под лозунгом «у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает», а при НЭПе уверовала в то, что они теперь налогоплательщики, а потому соль земли Русской.

Мы имеем дело с тем повреждённым слоем полуидеалистов-полупрофессионалов, который описывали авторы журнала «Вехи», исследовавшие кризис народничества через призму кризиса либеральной интеллигенции. Василий Уткин – это зеркало современной российской интеллигенции, возмущённой травмой расставания с мифами. Для одного поколения пережить крах двух подряд базовых мифов – мифа коммунизма и мифа капитализма – это не каждому по плечу. Тут действительно не поймёшь, чего ты хочешь, то ли демократии, то ли севрюги с хреном.

Пока можно лишь понять, что Василий Уткин не любит государство. А точнее – Владимира Путина, не случайно этот пассаж про кипчаков, хотя Путин говорил о печенегах и половцах. Но не будем придираться к мелочам. Суть не в этом.

Суть в том, что Василий, судя по виду, человек с проблемами лишнего веса, а значит, есть и признаки гипертонии, и гастрита, и диабет ходит совсем где-то рядом. Наверняка в этой жизни за 30 лет уплаты налогов обращался к врачам. И возможно, не всегда в платные клиники. А значит, вопрос о том, зачем он платил налоги, как-то некорректен.

Больше того, если паче чаяния Василий, явно находящийся в группе риска, устанет от недемократичного карантина и выйдет на улицу, где подхватит коронавирус, то он попадёт в бесплатную медицинскую систему, где все, от скорой помощи до реанимации, будут его спасать. И делать это они будут на деньги налогоплательщиков. То есть и его, Василия, деньги.

Нужны ли недюжинные умственные способности, чтобы понять этот постой факт? Или это понятно любому дураку? Судя по выступлению Василия, есть ещё блогеры в наших селеньях, которым некие простые истины не понятны. А значит без психоаналитика, знакомого с теорией Фрейда, такие манифесты не расшифровать.

Василий хочет не того, на что жалуется. Он хочет праздника жизни, а ему предлагают аскезу. Он хочет компенсации, а ему говорят, что он не должен сейчас отвлекать государство от реальных проблем. И Василий обижен, что его проблемы не считают реальными, что скука и кризис среднего возраста – это не проблема правительства, а проблема Василия. Такое государство Василию не нужно. Как в том анекдоте: «Злые вы, уйду я от вас».

Можно Василия осуждать, можно над ним смеяться, но в лучших традициях русской гуманистической литературы Василию стоит посочувствовать. Перед нами проблема маленького человека нашего времени, затерявшегося со своими маленькими болячками в водовороте эпохальных пертурбаций. Трагедия маленького человека в эпоху Большого перелома – это всегда тема для большой литературы. И возможно по Василию ещё напишут книги те, кто будет препарировать нашу эпоху, в которой мы сейчас бьёмся, переживая бури в стакане воды как цунами. А пока Василию просто укажут на неполное понимание происходящего и поднимут на смех.

И в этом будет заключаться та сермяжная правда, которую взыскуют современные российские интеллигенты, всегда враждебные и к народу, и к государству, и к реальной жизни, отличающейся от их иллюзорных конструкций, и потому доставляющей неизбывные страдания, которые всегда готовы подхватить лукавые либеральные пропагандисты, давно всё понявшие в этой жизни.

«Когда выразил в словах то, что каждый из нас хотел бы сказать родной власти» — такой комментарий оставили на одном либеральном ТГ-канале, где разместили ролик Василия. Ребята погорячились: «Каждый из нас» – это литературная гипербола. «Некоторые из нас» – так было бы вернее.

Василий и его поколение – это не казус, а плод целенаправленной селекции. Их специально такими растили в тухлом воздухе отсутствия идеологии, а точнее, скрытых либеральных мифологем, и теперь, когда миф рухнул, их используют в своих целях.

Василий – это потерянное поколение эпохи торжества и краха либеральной утопии, и оно ещё ждёт своих Хемингуэя и Ремарка, Толстого и Гоголя. Пока же их используют втёмную, и их невидимые миру слёзы никого не волнуют. Либерализм – это не то общество, где человек человеку друг, товарищ и брат. Хотя Василий уже вряд ли дорастёт до понимания этой правды – масштабными фигурами в либеральную эпоху бывают только жулики и тираны. Простому обывателю подняться над мещанской реальностью совершенно невозможно.

Александр Халдей
https://regnum.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: