Причинно-следственные связи в годном кино

Пока народ сходил с ума по поводу разной совершенной далёкой от рядовых граждан чуши, вроде цены фьючерсов на нефть WTI, мы уделили три самоизолированных вечера семейному просмотру классики холливудского кино.

Той самой, дата действия которой миновала, предсказания не сбылись, но это нисколько не сделало прекрасную трилогию менее прекрасной.

«Назад в будущее» — порождение той ушедшей (для эльфов) эпохи, когда вся лучшая кинопродукция из Оплота Свободы пропагандировала решительность в действиях и взятие ответственности за свою судьбу только на себя. В фильмах Земекиса о машине времени этот момент виден особенно отчётливо.

«Любое твоё действие непременно будет иметь последствия» — не намекают, а прямо говорят зрителю создатели трилогии. И за это им легко можно простить некоторую гротескность поведения героев и небольшие натяжки в сюжете. Лично мне видится излишним только летающий поезд в конце финальной части. Лучше бы он просто ездил, даже если было решено ради хэппи-энда показать, что у Дока и Клары всё хорошо. Ну да ладно, я отвлёкся.

Именно на таких фильмах, помимо советской классики, выросло моё поколение, в котором переплелись мордорские и эльфийские культурные коды. Последние — той, предыдущей редакции, а не нынешней, которую плотно вбили в головы инфантильной светлоликой молодёжи уже в XXI-м веке.

Обратите внимание: суперхерои в 80-е и 90-е находились где-то на обочине киномейнстрима. А в центре стояли люди (иногда — не совсем люди, как Робокоп), которые брали ответственность за свои жизни на себя. Иногда — брали не сразу, подобно раздолбаю Марти МакФлаю, но в итоге всё равно понимали, что отвечают за свои косяки сами и только сами.

Хочешь обмануть Мироздание, нажившись на альманахе из будущего — похеришь судьбу всей своей семьи.
Обладаешь плохими личными границами, постоянно давая себя спровоцировать посторонним мудакам, от чьего мнения ты инфантильно зависишь — похеришь судьбу своей семьи.
Попытаешься вмешаться в события с целью подогнать их под свои штурманские представления о том, «как должно быть» — похеришь судьбу своей семьи.

Сравните всё это с современным эльфийским дискурсом, в рамках которого протагонист десятилетиями живёт, как говно, а потом — вжух — и вот он Избранный, в руки которого Мироздание внезапно решило вручить сверхчеловеческие силы.

«Ты ни за что не отвечаешь, делать ничего не нужно, просто сиди и жди Чуда», — льют юному эльфу в уши со всех сторон ещё со времён тупых «Сумерек», «Людей X» и прочего нескончаемо продолжаемого продюсерами говнища. А после удивляются, что потребитель этого дискурса вырастает импотентом во всех оттенках смысла этого термина.

Продвигаемая трилогией Земекиса и Гейла правдивая идея о том, что человек сам отвечает за всё, что делает, современным «снежинкам» глубоко чужда.

Ну а нам, впитавшим сию идею с научно-фантастической литературой и фильмами вроде «Назад в будущее», чужды эти самые «снежинки» с их инфантилизмом.

Так и живём.

ЖЖ: ifc

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: