Итоги очередной карабахской военной кампании не дают достаточных оснований для однозначного вывода том, что на поле боя современной войны появилась принципиально новая доминирующая боевая сила
Давно и хорошо известно, что нигде так не врут, как на охоте и на войне. А тот, кто делает вид, что не знаком с этой фундаментальной истиной, сам явно претендует на роль главного сказочника.
Именно и только с этих позиций следует подходить к всевозможным «анализам» итогов карабахской войны, альфой и омегой которых является всяческое восхваление и вознесение до небес «новой эры беспилотной войны», якобы открытой Азербайджаном при содействии Турции. Вроде этого:
«Если рассматривать вторую карабахскую войну как внешнеполитическую и военную операцию, предположу, что это самая красивая такая операция в XXI в. после, быть может, крымского экспромта Владимира Путина. Более того, даже с узкой военно-технической точки зрения мы были свидетелями если не переворота, то, по крайней мере, протореволюции. Суть ее в совершенно новой роли БПЛА и барражирующих боеприпасов (дроны-«камикадзе»), главный фактор эффектных успехов азербайджанской армии – это бесспорное господство в воздухе. Новизна, однако, заключается в том, что господство это было достигнуто средствами не пилотируемой, а беспилотной авиации.»
Сдержанность в данном вопросе уместна, прежде всего, потому, что доказательная база для таких неумеренных восторгов, в частности у этого автора, мягко говоря, совершенно недостаточна. Так, например, он безапелляционно утверждает, что саудовские нефтезаводы в прошлом году были атакованы беспилотниками йеменских хуситов, хотя это «факт» является, мягко говоря, отнюдь не бесспорным. Есть мнение, что это была как раз наоборот – неглупая спецоперация западных спецслужб с целью обвинить в агрессии Иран. А та «протореволюция», что мы с вами видели в Закавказье, имеет, скорее, отношение к довольно грамотной психологической спецоперации, нежели к полновесному стратегическому успеху БПЛА.
Взять, например, те же нашумевшие видеоролики со снайперски точными ударами азербайджанских БПЛА «Байрактар» (турецкого производства) и IAI Harop (израильского) по армянским военным объектам. Простой вопрос: как вы думаете, министерство обороны Азербайджана стало бы публиковать видеоролики с неудачными атаками такого рода? Ответ ясен даже младенцу. Ну, конечно же, нет! Просто потому, что никакого пропагандистского толку от такой демонстрации «стрельбы в молоко», в принципе быть не может.
Примечательно и то, что еще летом 2020 года, когда бои в Карабахе носили не столь интенсивный характер и до массированного пиара в пользу БПЛА дело еще не дошло, элементы правдивого отражения ситуации просочились в СМИ. И картина итогов реального боевого применения азербайджанских БПЛА оказалась тогда далеко не такой мажорной, как в октябре. Вот что писало об этом агентство «Спутник»:
ЕРЕВАН, 21 июля 2020 г.: В военно-авиационном институте им. маршала Ханферянца в Ереване организовали выставку азербайджанских беспилотников, сбитых или захваченных в ходе недавних боевых действий в Тавушском направлении армяно-азербайджанской границы, а также задолго до этих событий.
Среди показанных были как целые дроны, которые с помощью систем РЭБ удалось перехватить, так и обломки уничтоженных разведывательных и ударных БПЛА. В частности, за время недавних боевых действий в Тавуше были сбиты или захвачены дроны израильского производства Orbiter 3, Orbiter 2, SkyStriker, Harop. За четыре дня боестолкновений в Тавуше в целом было нейтрализовано 13 дронов, один был сбит в эти дни в Карабахе.
Отчасти поэтому то «беспилотное чудо» в Карабахе, которое усилиями некоторых затейливых СМИ было до неприличия раздуто в октябре 2020 года, представляется мне не столько военно-стратегическим достижением, сколько сугубо политико-пропагандистским. Это подтверждается и весьма сомнительными «успехами» тех же якобы «революционных» турецких БПЛА «Байрактар» на других фронтах, где они в последнее время активно применялись. Вот только далеко не полная справка о потерях этой техники в недавних боевых эпизодах в различных географических точках:
«Потери:
— 2 июля 2018 года модернизированный Bayraktar TB2s ВВС Турции разбился, скорее всего, из-за отказа двигателя в провинции Хатай
— В декабре 2019 года ЛНА заявила, что сбила два турецких Bayraktar TB2 в Айн-Зарахе около Триполи
— 2 января 2020 года Bayraktar TB2 Вооруженных сил Турции сбит силами ЛНА к югу от аэропорта Митига недалеко от Триполи
— 25 февраля 2020 года Bayraktar TB2 Вооружённых сил Турции сбит силами ЛНА к югу от Триполи
— 3 марта 2020 года Bayraktar TB2 Вооружённых сил Турции был сбит силами САА в западной части провинции Алеппо
— 4 марта 2020 года Bayraktar TB2 Вооружённых сил Турции был сбит силами САА в провинции Идлиб
— 9 марта 2020 года Bayraktar TB2 Вооружённых сил Турции вскоре после взлета упал и сгорел недалеко от аэродрома Батман в южной части страны, недалеко от границы с Сирией
— 18 марта 2020 года команда информационного агентства ANNA News сообщила о находке обломков турецкого дрона Bayraktar TB2, сбитого в городе Саракиб.
— 30 марта 2020 года Bayraktar TB2 ПНС сбит силами ЛНА к югу от Триполи
— 4 апреля 2020 года Bayraktar TB2 ПНС сбит силами ЛНА над деревней Альвашка к западу от города Сирт на севере Ливии
— 13 апреля 2020 года Bayraktar TB2 ПНС сбит силами ЛНА близ аэропорта Митига
— 16 апреля 2020 года Bayraktar TB2 ПНС сбит силами ЛНА в 10 км к северо-востоку от Бени-Валида
— 18 апреля 2020 года Bayraktar TB2 ПНС сбит силами ЛНА к югу от Триполи.
2 мая 2020 Bayraktar ТВ2 врезался в жилое здание в районе Арада Триполи, к югу от аэропорта Митига
— 9 мая 2020 года отдел военной информации ЛНА сообщил, что средства ПВО ЛНА нанесли удар по турецкому БПЛА Bayraktar TB2 и сбили его в районе аль-Кабаиля в Айн Заре.
— 12 мая 2020 года появились сообщения со слов представителей 82-го пехотного батальона ЛНА, что в окрестностях района аш-Шварейф средствам ПВО ЛНА удалось сбить турецкий БПЛА. Отдел военной информации ЛНА также разместил фото обломков, попутно указав, что данный БПЛА модели TB2 Bayraktar.
— 19 октября 2020 года Bayraktar TB2 был сбит подразделением ПВО Армии обороны НКР.Была опубликована видеозапись[ , на которой запечатлена оптико-электронная система Wescam CMХ-15D. Канадская компания-изготовитель объявила о запрете поставок в Турцию этой системы
— 20 октября 2020 года Bayraktar TB2 был сбит ПВО Армии обороны НКР в зоне боевых действий в Нагорном Карабахе. В подтверждение информации, Министерство обороны Армении опубликовало фотографии обломков БПЛА
— 22 октября 2020 года, Bayraktar TB2 был сбит ПВО Армии обороны НКР, фото обломков предоставило Министерство обороны Армении. После этого, канадская компания «Bombardier» объявила о приостановке поставок в Турцию своих авиадвигателей Rotax.
8 ноября 2020 года Bayraktar TB2 с символикой Азербайджана был сбит в Нагорном Карабахе силами ПВО Армии обороны НКР.»
Что же касается известных «боевых успехов» «Байрактаров», то типовым случаем такого рода является вот этот:
«В 2019 году Bayraktar TB2 был использован в Ливии против армии Хафтара. В ходе операции «Вулкан гнева» в Ливии (2019-2020 г.г.), по сообщениям украинского агентства «Defense Express» и турецкого агентства «Anadolu», при помощи этих беспилотников, к июню 2020 года было уничтожено не менее 7 ЗРК «Панцирь С1» (экспортный вариант, только с оптико-электронной системой обнаружения целей), принадлежащих ЛНА.»
В этой «сенсации» замечательно решительно всё! И особенно «источники информации». Здесь и украинское рекламное агентство, обслуживающее интересы «Укроборонпрома», участвующего в закупке тех же «Байрактаров», и турецкое агентство «Анадолу», активно продвигающее свои БПЛА на мировой рынок, ну и, конечно, «российская» «Лента.ру», которая вообще всякой дырке затычка.
На самом же деле, судя по обрывочным сведениям о реальной картине событий, в ходе этой «операции» было повреждено от силы два ЗРПК «Панцирь», к тому же находившихся не в развернутом, боевом положении, а находившихся на хранении, либо даже атакованных при перевозке. К тому же, к РФ эти комплексы вообще не имели никакого отношения, поскольку были поставлены в Ливию из наличия ВС ОАЭ и совершенно неизвестно, кто их обслуживал и вообще был ли способен применять. Так что пример «боевой эффективности» турецких беспилотников еще тот!
При этом, причины столь высокой «падучести» не в меру распиаренного «Байрактара» становятся вполне очевидными, стоит только поближе познакомиться с его тактико-техническими данными. Оказывается, что эта крайне тихоходная машина (крейсерская скорость -130 км/час) имеет радиус управления с наземной станции всего 150 км. Иначе говоря, она вынуждена болтаться в воздухе в ожидании какой-нибудь вражеской цели только в зоне гарантированного обнаружения ПВО противника. А при попытке приблизиться к ней на дистанцию открытия огня – около 10 км, неизбежно попадает под огонь практически любых зенитно-ракетных средств ПВО даже самого ближнего радиуса действия.
И если в этих, по сути, безнадежных условиях, азербайджанские «Байрактары» все же где-то летали и чего-то уничтожали, то это можно объяснить только двумя факторами – невероятным везением с одной стороны и чудовищной безалаберностью противника с другой. Как вы понимаете, оба этих «слагаемых успеха» вовсе не то, на что следует делать главную ставку в серьезной войне.
Практически, то же самое можно сказать и о боевых возможностях еще одного «бенефициара» карабахской беспилотной премьеры – израильском самолете-снаряде IAI Harop.
Здесь все практически так же неказисто, как и в с случае с «непобедимым» «Байрактаром». Крайне тихоходный (185 км /час) БПЛА, оснащенный одним-единственным боезарядом, эквивалентным обычному артиллерийскому боеприпасу, действительно может быть относительно эффективен против отдельных важных целей. Но только в том случае, если по какому-то чудовищному недоразумению будет к таковым допущен. Именно такой рекордный по нелепости случай имел место в ходе недавней войны в Карабахе, когда антенная система и, возможно, одна неразвернутая пусковая установка стратегического комплекса ПВО ВС Армении типа С-300 российского производства были поражены такими самолетами-снарядами. Нелепость данного случая полностью описывается тем фактом, что столь важная и дорогостоящая система ПВО просто обязана иметь в своём боевом охранении силы и средства борьбы с такими непрошенными гостями, способными их гарантированно уничтожать. Здесь же, по какой-то фантастической безалаберности, С-300 был оставлен один на один с этой зловредной беспилотной «мухой», бороться с которой он в принципе не предназначен.
В целом, подводя итог нашего небольшого исследования, имеем основания сделать следующие фундаментальные выводы:
1. Беспилотные воздушные системы вооружения, несомненно, имеют определенный потенциал боевой эффективности, что делает их применение в определенных, причем в достаточно благоприятных условиях, особенно при полном отсутствии эффективной системы ПВО противника, делом вполне целесообразным.
2. Еще раз подчеркну: главным и практически единственным условием успешного применения БПЛА является крайняя недоразвитость, либо полное отсутствие у противостоящей стороны развитой и эшелонированной системы ПВО, достаточно боеготовой, быстродействующей и способной эффективно противостоять всему спектру средств воздушного нападения.
3. Как вариант, указанное «окно уязвимости» могло возникнуть в данном конкретном случае вследствие преступно-халатного отношения к борьбе с воздушными целями противника со стороны руководства противостоящих военных структур, что, в свою очередь, может быть связано как с крайне низкой обученностью, так и с тяжелым морально-политическим состоянием личного состава
4. Пропагандистская картинка некой «революции БПЛА», умело поданная военной пропагандой одной сторон в Закавказье, не имеет отношения к реальной действительности и является не более, чем средством подавления воли противника к активному сопротивлению.
5. Вооруженные силы РФ, имеющие на вооружении весь спектр необходимых средств огневого и радиоэлектронного подавления БПЛА противника, в том числе и в случаях их массированного применения (как, например, против авиабазы Хмеймим в Сирии), безусловно способны, при условии надлежащей организации, достаточной технической насыщенности и уровне обученности личного состава, эффективно противостоять беспилотной угрозе, вплоть до её полной нейтрализации.
Юрий Селиванов
https://news-front.info