Планы Байдена — планы народа. Очередной инфраструктурный проект

США декларируют строительство новой экономики. Старая уже потребностям текущего момента не отвечает, инвестиции в США упали, так Китай не обогнать — нужно что-то менять. Это я сейчас не от себя говорю — это я почти дословно цитирую план Байден — или “Американский план по созданию рабочих мест” (American jobs plan) (на мой взгляд очень показательно, что буквально в первом абзаце плана про — “догнать и перегнать Китай”. Ну да ладно ). О плане Байдена много говорят, и примерно 99% того, что говорят — некая пиар шумиха. Что-то конкретное понять решительно невозможно. Вот поэтому решил я сам почитать — и изложить несколько очень простых выводов.

Прежде всего — в любом деле важен контекст. Без контекста любое описание сводится к некоему набору бессмысленных перечислений (что мы и видим в публикациях о великом плане). Контекст — это очень просто. Вася сказал — “С завтрашнего дня не пью” и Петя сказал — “С утра — ни капли больше”. Смысл — один и тот же. Но если знать, что Вася и до этого выпивал в год раз, а Петя запойный, и обещает бросить пить каждый месяц — то и отношение к их планам будет диаметрально противоположным. Давайте зададим контекст — и тогда многое станет понятно.

Я для контекста возьму три референса. Референс первый — инфраструктурный план Трампа. Сейчас уже не все помнят, но несколько лет назад Трамп, приходя к власти, тоже провозглашал некий инфраструктурный план. Если мы сравним провозглашенное и сделанное — мы сможем сделать выводы и о судьбе плана нового американского президента.

Референс второй — реальные инфраструктурные проекты в США. Я для примера возьму общественный транспорт Нью-Йорка и его модернизацию. Если мы посмотрим, как реальные планы исполняются — мы сможем обоснованный прогноз и о новом плане сделать.

Ну и третий референс — план новой экономики Саудовской Аравии. Об этом плане писали очень много — будет как пример того, что с распиаренными проектами в среднесрочной перспективе происходит.

Итак — план Трампа. Он был озвучен очень очень давно, в 2017 году. Можно вот тут почитать (https://blayzegroup.com/blog/7-infrastructure-projects-for-2018-in-trumps-america/ ) или вот тут (https://www.bankrate.com/banking/savings/the-10-most-expensive-infrastructure-projects-in-the-us/#slide=1 ) — блин, тут были 10 проектов Трампа указаны, а теперь только заголовок остался. Ну да интернет все помнит.

Проектами Трампа считались  (стадии указаны на 2017 год) —

  • модернизация порта Нью-Орлеан с тем, чтоб он мог большие суда принимать (стадия закупок).

  • мост между Детройтом и Канадой (ищут архитекторов)

  • проект по модернизации дороги между портом Такома и Сиэтлом (стадия планирования)

  • горная дорога в Колорадо (стадия планирования)

  • новый портовый терминал в Джорджии (стадия планирования)

  • проект реновации путей (тоннеля?) между Нью-Йорком и Нью-Джерси (стадия планирования)

  • автобусный терминал в Нью-Йорке (стадия планирования)

  • железная дорога между Далласом и Хьюстоном (на стадии концепта)

  • два тоннеля между южной и северной Калифорнией (стадия планирования)

  • скоростная железная дорога между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско (строится)

Ну и стена Трампа еще, как мы помним — наиболее громкий проект. Что стало со стеной — все в курс. Недостроили и бросили. А как с остальным?

Поискал по списку — о реновации порта Нового Орлеана не нашел ничего. Пишут, что порт от торговой войны пострадал, вот такое пишут. Мост между Детройтом и Канадой не построен ( Gordie Howe International Bridge), но вроде б строить начали и обещают закончить в 2024 году. Туннель между Нью-Джерси и Нью-Йорком строить так и не начали (новый туннель, есть еще старый, он не справляется с нагрузкой). Скоростную железную дорогу между Хьюстоном и Далласом тоже не построили. Самое свежее что нашел — в 2020 году говорили, что в году 2021 начнут строить. Судя по отсутствию новостей о начале стройки — не начали.

Автобусный терминал в Нью-Йорке новый, как пишут (https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-01-21/port-authority-proposes-new-plan-to-replace-midtown-bus-terminal ), все еще планируют построить. Все новые планы выпускают.

Скоростную железную дорогу в Калифорнии (https://en.wikipedia.org/wiki/California_High-Speed_Rail ) согласно википедии строят якобы — а если точнее, то полосу отчуждения строят. Маршрут выберут в 2022 году. И дальше там описывается многословно, что строить дорого, что надо согласовывать и голосовать, что строительство фактически замораживалось, что даже в 2029 году наверно не построить, и в лучшем случае в 2033 и т.д. Два туннеля в Калифорнии — (https://www.sacbee.com/news/local/environment/article245150370.html ) — тоже все еще в стадии обсуждения.

Итого из всего громадья планов эпохи Трампа из того, что нашел — реально вроде бы строится один проект. Ну как строится — есть пара фоток, несколько машин и яма. На мега-мост пока не похоже. Все остальное — или еще обсуждается, или заморожено, а то и вовсе со скандалом отказались — как от стены Трампа, например. Проекты типа трубопровода “Keystone” запрещены, от проектов по продаже сжиженного газа судя по всему тоже могут отказаться — потому что на зеленую энергетику приоритет. Понятно, что мега-проекты не строятся за один день — но ведь они подавались как проекты государственной важности — хотя бы начать строить было можно. Но нет.

А теперь второй референс — как реализуются реальные инфраструктурные проекты в США. На примере метро и общественного транспорта Нью-Йорка. Мне близка эта тема — и в городе этом бывал, и на метро тамошнем ездил. Вот статья в википедии (https://en.wikipedia.org/wiki/AirTrain_LaGuardia ) — хотят в Нью-Йорке аэроэкспресс в аэропорт построить (во второй аэропорт, в главный метро ходит). И вот в статье довольно нужно перечисляется, что хотели в 1943 году построить, что в 2015 хотели начать стройку, в 2017 и так далее. И не начали. Фонды утверждали, обещали — но не начали.

Но это из непостроенного. А вот из полу-построенного. Станции метро в Нью-Йорке (https://en.wikipedia.org/wiki/Second_Avenue_Subway ). Станций в Нью-Йорке много — а вот свежепостроенных немного. В километрах — 5 километров с небольшим. Строят в две очереди. Первую часть — 2.9 км уже построили (начали в 2007 году и закончили в конце 2016 года) и стоило это 4.4 миллиарда долларов. Вторую часть обещают в 2029 году открыть (начали в 2017 году), 2.4 километра и стоить это будет еще 6 миллиардов долларов (первоначально стоить должно было полтора миллиарда). Есть еще третья и четвертая очереди, но думаю, принцип вы уловили. Строят по 3 километра за 10 лет, стоит космических денег. 10 миллиардов за 5 километров и 20 лет. Понятно, что в центре Нью-Йорка строить дорого — но даже сами американцы пишут, что проект получился золотым — много дороже сопоставимых объектов Лондонского или Парижского метро. И из этого реального кейсы мы можем сделать простой вывод — проект в США может обойтись сильно дороже, чем где-либо в мире. Сильно дороже — и сильно дольше по по срокам.

И референс третий — проект трансформации экономики в Саудовской Аравии. Это скорее референс не о стоимости проектов — а о том, как нужно относиться к тому, чему из каждого утюга поют дифирамбы. Ну и — тут тоже было обещано полностью перестроить экономику. А такое все же не каждый день и не везде обещают. План называется — Саудовское видение (https://en.wikipedia.org/wiki/Saudi_Vision_2030 ), и анонсирован был в 2016 году — почти одновременно с Трамповским. Проект предполагал снизить зависимость страны от нефти. И не-нефтяной экспорт во много раз увеличить. И туризм пляжный развивать. Построить огромный экологически чистый город, куда туристы смогут приезжать. Почитал текущие новости — все еще надеются построить мега-город с пляжами. И вроде бы даже в конце 2020 года какие-то контракты на строительство подписывали. Хотя тут же пишут — цены на нефть упали, приходится бюджет резать, как будет — не ясно. На минутку — 5 лет уже прошло с момента анонса. Но зато очень много материалов, какие саудовцы молодцы и как они придумали хорошо. Ах да — а какова сейчас доля нефтяного экспорта в стране Саудии? 90% — доля экспорта, бюджет от нефти зависит на 87% (https://www.forbes.com/places/saudi-arabia/?sh=3441a38a4e5c ).

Ну и вооружившись знаниями, мы можем к собственно плану Байдена перейти. Вот пресс-релиз на сайте Белого дома (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/31/fact-sheet-the-american-jobs-plan/ ). Что там говорится, если в 2-х словах? 621 миллиард вложить в транспортную инфраструктуру (за 10 лет). 590 миллиардов — в производство, науку и обучение кадров. 328 миллиардов — ремонт школ и больниц. 311 миллиардов — инвестиции в электросети, скоростной интернет и в обновление структуры водопроводов. Еще есть статья по увеличению финансирования ухода за немощными — но к инфраструктуре это не относится.

Что мне бросилось в глаза в этом плане? А то, что это не план ведь, ну если прямо говорить. Ну что такое — улучшить транспортную инфраструктуру? Это — ничего. В плане Трампа, ну или по крайней мере в том, что писали о нем — приводились конкретные проекты. В текущем плане такого пока нет. Просто — “улучшить”. Это говорит нам, что будет некий торг по конкретным проектам. А значит — решений по тому, что приоритетно — пока нет. Будут что-то улучшать и модернизировать, если план примут — но что и где (и когда) — сие пока неясно. Местами есть конкретика — ну вот по трубам говорится — “replacing all lead pipes”. То есть — заменить ВСЕ магистральные трубы.

На это планируется потратить — 45 миллиардов за 10 лет. Много это или мало? Согласно американской ассоциации инженеров — необходимо увеличить финансирование на  434 миллиарда (!!!) (https://infrastructurereportcard.org/cat-item/drinking-water/ ) — и это только чтоб негодное заменять, не все подряд. Понятно, что истина где-то посередине — но понятно также, что выкладки ассоциации хотя бы на реальных данных основаны. А когда говорят, что заменят вообще все… ну это как-то странно даже звучит. Понятно, что много трухлявых водопроводов — но ведь не все же, правда? Правда же? Ведь что-то же меняют каждый год…

Что еще можно сказать о программе? Пункты типа — “Исправить мосты” и “Исправить аэропорты” — я пропущу. Пока не видно описания, о каких именно аэропортах речь — трудно критиковать или хвалить эти пункты. А вот пункт — “замена и электрификация федерального автопарка” — это достаточно понятно. Что это за пункт? Согласно отчеты от 2019 года (https://www.gsa.gov/policy-regulations/policy/vehicle-management-policy/federal-fleet-report ) государство США владеет 645 тысячами машин. Это вместе с армейскими и почтовыми машинами. Стоимость всего этого добра — 4 с половиной миллиарда почти, подозрительно мало, меньше 7 тысяч за машину. Заменят Теслами (хотя как армейские машины Теслами заменить…) тысяч по 90 за штуку — и все довольны. И еще останется денег на строительство электро-заправок и субсидии на покупку для рядовых покупателей.

Еще достаточно конкретный пункт — 50 миллиардов на производство и разработку полупроводников. И еще пункт — 126 миллиардов на строительство миллиона энергоэффективных домов. 126 миллиардов, миллион домов — один дом стоит 126 тысяч долларов, получается. На наши деньги 10 миллионов за дом. И снова сложно сказать — много это или мало. Поскольку не ясно, насколько велик такой дом будет, где он будет находиться — и что такое вообще — “энергоэффективный дом”. Почитал первоисточник несколько раз (“Производство, сохранение и модернизация более миллиона недорогих, устойчивых, доступных, энергоэффективных и электрифицированных единиц жилья.  План президента Байдена за счет целевых налоговых льгот, финансирования по формуле, грантов и помощи в аренде на основе проектов расширит возможности аренды доступного жилья в малообеспеченных общинах по всей стране, в том числе в сельских и племенных районах”). Вроде б из текста ясно, что дома должны быть недорогими — и федеральное финансирование это только часть вложений, а еще часть от самих людей. То есть домик будет стоить в сумме не 126 тысяч, а тысяч 200. Тогда он вроде б не такой уж и недорогой получается… А для “малообеспеченных общин и сельских районов” — так и вовсе сильно дорогой. Словом — и этот проект в первом приближении вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Опять же США — большая и растущая страна. Миллион домов за 10 лет — это немного весьма.

Ну и резюмируя. Предыдущие инфраструктурные планы в США громко анонсировались — и зачастую замораживались, останавливались, оставались на бумаге. Нередки были также случаи значительного превышения бюджета и значительного затягивания строительства. Данный план, если анализировать те его пункты, которые анализу поддаются — недостаточен по деньгам и пока весьма не проработан (местами совсем странен — ну зачем менять ве трубы, неужто нету хоть 2% не гнилых труб?). Тем не менее для США такой план — это все же шаг вперед. Но пока этот шаг не сделан — не непонятно, насколько будет сделан. У меня же стойкое ощущение “дежа вю” было, когда писал статью. Несколько лет назад разбирал инфраструктурный план Трампа — как будто и не было этих нескольких лет. Воз и ныне там же.

В голове моей тучи безумных идей —

Нет на свете преград для талантов!

Я под брюхом привыкших теснить лошадей

Миновал верховых лейтенантов.

Разъярилась толпа, напрягалась толпа,

Нарывалась толпа на заслоны —

И тогда становилась толпа на попа,

Извергая проклятья и стоны.

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: