О чем рассказал украинский сигаретный дым. Alexander Chernykh

В свое время много писалось о том, что четыре табачные компании на Украине входят в десятку крупнейших налогоплательщиков. В российском сегменте интернета этот факт подавался в основном в ироничном ключе — что мол некому больше платить налоги-то.

“Четыре табачные компании, работающие на Украине, входят в ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков страны. По данным ГФС, табачная фабрика «В.А.Т.-Прилуки» входит в первую тройку крупнейших налогоплательщиков на Украине и заплатила в 2018 году 16,05 млрд грн (41,47 млрд руб.) налогов. «Филип Моррис Украина» замыкает первую пятерку крупнейших налогоплательщиков и заплатила в прошлом году 14,8 млрд грн (37,7 млрд руб.) налогов. «Джей Ти Интернешнл Украина» в прошлом году пополнила украинский госбюджет на 9,7 млрд грн (24,7 млрд руб.), ЧАО «Империал Тобакко Продакшн Украина» — на 7,4 млрд грн (18,8 млрд руб.).”

А мне захотелось осмыслить этот факт? Прежде всего — действительно ли нету на Украине более крупных компаний, более богатых? Ну конечно есть. Но — они или в офшоры вывели юрисдикцию, или еще как-то оптимизировали свою налоговую базу. А табачники были самыми честными — так получается. А значит — у них мы можем посмотреть сколько честную статистику по состоянию дел в стране Украина. В той части, что касается табака и налогов. Давайте полюбопытствуем, и возможно какие-то выводы попробуем сделать.

Для начала — в РФ сами производители табака говорят о 600 миллиардах рублей налогов в год от их деятельности (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/01/826842-krupneishie-tabachnie-kompanii ). Это в районе 8 миллиардов долларов получается, огромная цифра. Порядка 209 миллиардов штук сигарет. Причем считается, что еще 15% рынка сигарет — контрафакт. Запомним эти цифры, и посмотрим теперь, а как на Украине?

Крупнейшим вроде б производителем является BAT-Прилуки, вот их сайт https://www.bat.ua/ и вот справка в вики (https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%83%D1%86%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%8E%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0 ).

Что мы можем узнать? Официально заявляется, что в 2019 году компания перечислила в бюджет Украины  более +13900000000. Грн налогов. Это стало быть — 13 900 000 000 — 14 миллиардов гривен. Это порядка полумиллиарда долларов. Внушает. Но интересна динамика — официальные документы отчетности лежат вот тут (https://www.bat.ua/group/sites/BAT_ALAJQW.nsf/vwPagesWebLive/DOBQ7LSG?opendocument ). Неожиданно — но документов маловато, за 2019 и 2020 год только. Давайте посмотрим эти немногочисленные документы — вдруг там есть что интересное?

Что мы видим — что компания свою долю рынка сохраняет — в 2018 году, в 2019 и в 2020. Но… при этом сигарет стало производиться меньше заметно. Деньги вроде б те же самые — а в физическом объеме заметно меньше. 2018 год — 16.7 миллиардов. 2019 год — 13.5 миллиардов. 2020 год — 11.3 миллиарда. Падение на треть за два года.

Изначально мы предполагаем, что компания честна с собой и с миром, по крайней мере — значительно честнее многих других крупных украинских налогоплательщиков. Как можно объяснить столь значительное падение? Или  рост доли контрафактных сигарет. Или — снижение числа курильщиков. Или — усиление конкурентов.

Долю контрафактных сигарет на украинском рынке оценивали в 5% в 2019. Сейчас оценивают в 6.9% — сами табачники (https://interfax.com.ua/news/press-conference/696759.html ). Доля велика — но никак не треть. Значит контрафакт — не причина.

Снижение числа курильщиков значит, что или люди меньше курить стали — или стало меньше людей. Если б столь значительное количество людей бросило курить — думается об этом бы трубили из каждого украинского утюга. Получается — стало меньше людей? Или люди переходят на другие виды курева? Или дело в конкурентах, хотя BAT говорит, что свою долю они сохраняют?

Давайте глянем ближайшего конкурента. «Филип Моррис Украина». Честно я материалы на их сайте поглядел — по физическим объемам производства не нашел ни слова, только финансовую информацию. Зато нашел интервью топ-менеджера (https://interfax.com.ua/news/interview/628545.html ), где он в частности говорит:

К сожалению, сейчас из-за ситуации на внутреннем рынке и проблем, с которыми мы сталкиваемся при экспорте, мы не можем раскрыть весь потенциал фабрики. Так что в 2019 году мы собираемся произвести  примерно 28 млрд сигарет, что на 2-3 млрд меньше, чем в прошлом  году. И если все будет продолжаться в том же духе , то в 2020-м и последующих годах мы будем тоже сокращать объемы производства… Наша компания теряет ежегодно 10% наших объемов и производит почти на 2 млрд сигарет в год меньше… Если сравнивать 2016-й с 2019-м годом, то снижение за этот период составило около 27%. В первую очередь это происходит из-за введения высоких налогов на сигареты и, соответственно, увеличения доли нелегального рынка сигарет…а к 2025 году, по нашим прогнозам, его объем составит порядка 25 млрд штук, тогда как в 2016 году, к примеру, отрасль производила 73 млрд сигарет. 

Из этой короткой цитаты видно, что у этой компании все ровно то же, что и у лидера рынка — падение на треть за пару лет. Человек тут достаточно однозначно причины называет — рост цен из-за акцизов, рост доли нелегальных сигарет. Но — следим за руками — при этом человек опять же называет цифру для нелегальной торговли — 7%. Какая-то странная математика, правда? Производство сократилось на треть из-за серых сигарет — а доля серых сигарет выросла с 1% до 7%. При всем уважении к почтенному менеджеру — сложилось у меня впечатление, что называет он только причины, с которыми можно бороться. А именно — серые сигареты. С ними бороться можно, можно призывать правительство гайки закрутить. Но — видимо есть еще и причины, с которыми бороться несколько трудней, и об этих причинах менеджер предпочитает не говорить. Отсюда и странная математика — рост серого на 6% и падение белого на 27%. Что по остальным 21 %? (понятно, что 6% — доля всего рынка, но мы предполагаем, что эта доля была размазана по всем брендам более-менее равномерно, и у Мориса она примерно как и в среднем по рынку). Но давайте попробуем глянуть и данные по третьей компании, а потом выводы сделаем.

Вроде б есть у компании сайт, на сайте официальная информация есть — а только информация только и исключительно финансовая. До смешного — есть графа “физический объем реализованного в год” — и ничего нет в этой графе (http://jti.pat.ua/emitents/reports/year/2017/app_38_12_2 ). Поэтому снова ищем интервью топ-менеджеров. И снова находим (https://inventure.com.ua/analytics/we-invest-in-ukraine/investiruem-v-ukrainu:-jti-yaponiya ). И что мы можем прочесть в статье от 2021 года?

…рынок сокращается приблизительно на 15% в год…Некоторые аспекты, которые мы наблюдали в прошлом году, помогли нашему бизнесу. Например, многие рабочие-мигранты вернулись в Украину из-за карантина. По оценкам правительства – больше 300 тыс. человек. И мы наблюдали рост продаж в мае-июле, пока люди не стали возвращаться в страны, в которых работают… Доля нелегального рынка сигарет составила более 10% в октябре 2020 года, согласно последнему исследованию компании Kantar. Это наибольший показатель за последние девять лет, и он продолжает расти. Мы только что получили предварительные данные за февраль 2021 года, и они демонстрируют более 12%.

Тут человек несколько интересных вещей говорит. Во первых — он называет бОльшие цифры проседания рынка — 15% в год (заметим — его интервью самое свежее, то есть это наиболее актуальная оценка). Также его оценка нелегального рынка — 12% в 21 году. То есть серый рынок за год почти удвоился (тем не менее доля серого выросла с 1% до 12% с 2016 года 2021 — а доля легального падает в год на 15% уже). И человек произносит то, что мы и предполагали — “вот вернулись в страну люди, мы это сразу почувствовали — а потом люди опять уехали, и продажи просели”. Человек косвенно артикулирует основную причину падения — люди уезжают из страны.

Собственно, нет секрета в том, что люди из Украины уезжают. Интересна динамика этого процесса. Как ни крути — а курят в основном люди трудоспособного возраста, дети курят все же значительно реже и меньше, а старикам уже не по здоровью особо курить. То есть мы фактически можем оценить скорость потери Украиной трудоспособного населения. Берем 10% — 15% в год, порядка 30 % за пару лет. Вычтем из этой цифры 10%, которые пришлись на рост серого рынка — и получаем 8-12% в год, 20-25% за пару-тройку лет. Может быть — чуть меньше цифры. Все ж кто-то бросает курить, население в целом стареет — но причинами все же называют контрафакт (и вполголоса отъезд населения).

Какие выводы мы можем сделать из этих цифр. Можно сделать выводы глубокомысленные. Например можно Ветхий Завет вспомнить “Если же вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить богам иным и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов” или “опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены». До пустоты городов пока далеко — но тенденция налицо, правда.

Но это скорее отступление. А если говорить с сугубо материалистических позиций — то какой бизнес можно строить на рынке, который на 15% в год сокращается? Какие инвестиционные проекты можно планировать? Достаточно специфический бизнес и весьма определенные проекты. Собственно — иногда доходят вести с земель украинских, по которым можно судить о происходящем. Например, с большой помпой в 2020 году от Рождества Христова писали украинцы, что IKEA у них открылась. Аналогичные магазины в РФ существуют десятилетиями, и ажиотажа особого не вызывают уже давно. А на Украине — событие. Кто-то не побоялся зайти. А вот Starbucks — и по сей день не зашел. Видимо, невыгодно. Понятно, что в этих условиях любой успешный крупный бизнес будет капитал выводить и не будет инвестировать в развитие — рынок сжимается, инвестиции не отобьются. Ну и цифры капитальных инвестиций в украинскую экономику — они не секретны, все примерно так и происходит.

Цифры же роста серого рынка нам также могут кое о чем рассказать. Рост в 10 раз за несколько лет. Понятно, что рост тарифов виной. Но понятно также, что рост контрафакта нельзя объяснить, не принимая во внимание развал государственных структур. У государства все меньше возможностей — и это в таких вот бытовых вещах проявляется.

Какой прогноз можно сделать? На короткий срок, из того, что очевидно? Украине нужно сокращать социальную сферу. Реформы образования, медицины, правоохранительной системы — все те скучные вещи, о которых даже МВФ говорит. Все структуры в этих областях на сегодня явно избыточны. При стремительно сокращающемся населении — столько структур и в таком объеме не нужно. Собственно — из-за чего Украину, к примеру, в Евросоюз не принимают? Если не впадать в конспирологию, а прямую речь разных еврочиновников почитать, то там вполне отчетливо звучит — “нужны реформы. нужны реформы. Нужны реформы и еще раз нужны”. Если проще говорить — “оптимизируйте (читай — сокращайте) лишнее”. Украина, собственно, и пытается это делать — но масштаб реформ явно не поспевает за жизнью. Но — реформы также дальнейший отток провоцируют, то есть некая спираль социальная имеет место быть.

Насколько ситуация уникальна и чревата распадом страны? Думается — ни разу не уникальна и на коротком временном отрезке не чревата распадом. То же самое плюс минус происходит в бедных странах Восточной Европы. Ну чем ситуация в Болгарии или Молдове принципиально лучше? Но отъезд половины населения в к распаду Болгарии пока не привел. Дальше все будет несколько по-другому — но это самое “дальше” может быть и через 10 лет и через 20.

И да — всегда, когда пишешь о миграционных процессах на Украине, находится кто-то, кто с умным видом говорит  “А вот по расчетам потребления мучных изделий (хлеба) на Украине уже 20 (15, 10, 3.5 подставьте нужное) миллиона человек всего живет”. Господа — расчет потребления, который не учитывает долю серого рынка на Украине — не стоит и ломаного гроша. Мне доводилось видеть аналогичную статистику по России 90-ых — там отдельные регионы со схожими демографическими характеристиками по потреблению хлеба на душу в десятки раз отличались. Не потому что хлеба меньше ели — была больше доля продаж в черную. Так что — не стоит выдергивать случайную цифру из непонятного контекста и радоваться ей, подобно ребенку.

Ну и — всегда найдется также и тот читатель, который скажет — “на Украине все хорошо”. Собственно — читая данную статью, нетрудно тот же вывод сделать. Ведь все наши герои (табачные компании) падения выручки не наблюдали. Производят — меньше и меньше. А выручка не падает, а у некоторых и растет. Цены поднимают, разгадка проста. Так что ответ на непростую демографическую ситуацию Украина нашла. Примерно как в анекдоте — “чтоб корова давала больше молока при меньших затратах ее нужно реже кормить и чаще доить”. В нашем обзоре мы ровно то же видим — людей меньше, продаж меньше — не беда, поднять акцизы, поднять цены. Просто? Очень просто. Все хорошо? Все прекрасно.

И да — подумалось. Уже ведь достаточно скоро при пролонгировании текущей ситуации, Украине придется начинать массово мигрантов завозить. Нынешняя идеология национализма тому не воспрепятствует нимало. Кто не верит — посмотрите замечательное фото депутата Рады от слуги народа Беленюка ( настоящая фамилия — Ндагиджимана). Гопак он танцует, что еще нужно от депутата?

А я бычок подниму, горький дым затяну,

Покурю и полезу домо-ой.

Не жалейте меня, я прекрасно живу,

Только кушать охота порой.

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: